- Учителю
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Народно-хоровое пение», «Ансамбль» образовательной программы «Фольклорное искусство» для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Народно-хоровое пение», «Ансамбль» образовательной программы «Фольклорное искусство» для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет
Муниципальная казенная образовательная организация дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Рассмотрено
На заседании педсовета
Протокол № ___ от «__»
____________201___г.
Руководитель ____________
Согласовано
Руководитель МО
Дорофеева Н.В.___________
«__»____________201___г.
Утверждаю
Директор школы ____И.А.Шестова
Приказ № ___ от «__»____201___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Народно-хоровое пение», «Ансамбль»
образовательной программы «Фольклорное искусство »
для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет
Составлена
Преподавателем отделения фольклорного искусства
И.А.Шестовой
(
г. Облучье
Введение.
Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры.
Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Таким образом, актуальность и востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Пояснительная записка.
1.Цели и задачи.
Предмет «Народно-хоровое пение » и «Ансамбль» является одной из ведущих дисциплин на отделении фольклорного искусства Детской школы искусств г.Облучье. Программа рассчитана на 7 -летнее обучение.
Основной целью создания классов народного пения является приобщение учащихся к традиционной народной культуре
Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.
Учебный репертуар, включающий игры, хороводы, песни и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт русской вокальной школы народных певцов,народных хоров и современных коллективов.
Обучение строится как подготовка и проведение календарных праздников. Соответственно весной дети поют весенние песни, летом - летние, зимой - рождественские, колядки.
Для желающих заниматься народным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Образовательный процесс направлен на реализацию следующих задач:
-
Формирование устойчивого интереса к народному пению
-
Обучение навыкам хорового и ансамблевого пения
-
Обучение певческим навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения ,выразительному народному пению
-
обучение навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона»,
-
обучение вокально-хоровой технике (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционные навыки, художественная выразительность, фраза, нюансы);
-
приобщение к концертной деятельности через участие в конкурсах и фестивалях детского творчества
-
создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
-
воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и культуре, формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;
Знания и навыки, полученные учащимися в процессе занятий направлены на воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса, позволяющих сохранить самобытную манеру народного звукообразования, специфических особенностей вокальной техники, выработанных народно-певческой исполнительской традицией, без которых невозможно грамотно- профессиональное и плодотворное участие в хоровом коллективе.
2.Организация занятий
Предмет «Народно-хоровое пение» рассчитан на всех учащихся отделения фольклорного искусства .
В соответствии с учебным планом занятия по предмету «Народно-хоровое пение» проходят 2 раза в неделю отдельно с учащимися младших , средних и старших классов .
Занятия по «Ансамблю» проходят со всеми учащимися фольклорного отделения 1 раз в неделю, где проходит работа над концертным репертуаром .
Практически основной контингент обучающихся составляют учащиеся, у которых ярко проявляется народный голос, музыкальная одаренность, исполнительские данные, которые впоследствии становятся участниками ансамбля народной песни или малых форм ансамблей (дуэтов ,трио ,квартетов) .
3.Учет знаний. Контроль за успеваемостью.
Годовые экзаменационные требования.
Каждый урок оценивается преподавателем; отметка выставляется в журнал. Урок может быть безоценочным, методическим, если он посвящен выбору программы, разбору новых произведений, методическим рекомендациям.
В конце каждой четверти все учащиеся сдают контрольный урок по народно-хоровому пению, на который выносится по 2-4 хоровых произведения от каждого класса. В зависимости от численности обучающихся допускается слияние классов во время учебного процесса (1-2,3-4,5-6).
Аттестация по предмету ансамбль проходит в конце каждого полугодия на контрольном уроке или преподаватель может оценить работу учащихся по концертным выступлениям.
Для учащегося 7 классов предусмотрен экзамен в конце учебного года. Учащиеся 7 класса сдают выпускной экзамен, на котором должна быть предоставлена программа из 4-5 лучших произведений, выбранных педагогом из общего репертуара хорового класса, 2 произведения обязательно без сопровождения остальные по усмотрению преподавателя. Рекомендуется использовать в репертуаре работу с фонограммами «-1». Экзаменационная оценка выставляется отдельно от годовой.
4.Репертуарная направленность
При составлении учебного репертуара следует отдавать предпочтение подлинным образцам народного творчества, так как лишь на фольклорном материале можно изучить и познать многообразие и самобытность народно-песенной культуры. Кроме фольклорных образов в учебный репертуар включаются обработки народных песен и оригинальные авторские произведения, написанные для народных голосов без сопровождения и в сопровождении народных инструментов.
Для учебного репертуара подбираются произведения, соответствующие по содержанию возрасту исполнителя, высокохудожественные, разнообразные по тематике, жанрам, характеру исполнения и средствам художественной выразительности.
Для каждого класса рекомендуется подбирать репертуар с учетом конкретных на данном этапе задач. При выборе репертуарных произведений учитывается степень музыкальной подготовки и вокально-технические возможности учащихся класса.
С целью создания концертного репертуара педагог вправе оставлять наиболее лучшие и выигрышные произведения из предыдущих лет обучения для более глубокой их доработки и совершенствования навыков исполнения.
5.Календарный план занятий
Наименование
предмета
Народно-хоровое пение
ансамбль
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество
часов в год
Количество часов в неделю
Количество
часов в год
1-й
2
68
-
-
2-й
2
68
2
2
3-й
2
68
2
68
4-й
2
68
2
68
5-й
2
68
2
68
6-й
2
68
2
68
7-й
3
102
2
68
8-ой
3
102
2
68
6.Структура урока по народно-хоровое пение и ансамбль
Распевание - использование вокально-хоровых упражнений, направленных на выработку навыков народной манеры пения, грамотного звукоизвлечения, голосоведения, дыхания, дикции, артикуляции расширении диапазона и др. Распевание основывается на образном восприятии звукоизвлечения: мысленно рисуем звуком «качели» - раскачиваем вверх и вниз, «радугу» - рисуем звуком дугу-радугу; на принципах подражания голосу учителя. Упражнения выполняются первые 10-15 минут каждого урока.
Ансамблевое пение - работа над ансамблевым исполнительством посредством конкретных произведений фольклорного репертуара: над вокальными и ансамблевыми навыками, музыкальным строем, творческой импровизацией и многоголосием .
Музыкальная игра, хоровод - служит для развития музыкального
слуха и голоса, музыкальной памяти, координации пения и движения, развития чувств, внимательности, наблюдательности, мышления, творческой инициативы. Музыкальная игра содержит все виды музыкальной деятельности, изменяется с ростом ребенок в соответствии изменениям его психической жизни. В раннем возрасте именно игра должна подарить ребёнку «уроки» музыкального общения, развития, образования; в более старшем - самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его. Лучшими образцами музыкально-игровой практики были и остаются традиционные народные игры.
В процессе занятий в хоре (ансамбле) проявляет такое ценное качество как умение «пристраивать» свой голос, а именно манеру, тембр, выразительность, динамические нюансы, интонирование, вокально - технические приемы к общему исполнительскому характеру. Но ответственность исполнения в ансамбле усиливается, так как каждый голос партитуры исполняется не более, чем тремя-четырьмя поющими, а зачастую, особенно в малых ансамблях, исполняющих многоголосие, каждый певец - единственный исполнитель одного из голосов музыкального произведения.
Содержание курса
Первый год обучения
В центре внимания - освоение навыков свободной певческой артикуляции, объемного звука (направление озвученного дыхания в центр верхнего неба, открытого типа звукоизвлечения и различной техники голосоведения на примере колыбельных, свадебных песен, духовных стихов; игровых и хороводных произведений; календарных песен - закличек (колядки, масленичные, веснянки).
Освоение певческих навыков:
-
ансамблевого дыхания («цепного»);
-
координация слуха и голоса на основе простейших песенных образцов;
-
ансамблевого звучания на основе унисонного пения;
-
творческой импровизации в кварте на принципах репродуктивной и продуктивной деятельности.
Второй год обучения
Дальнейшее освоение певческих навыков:
-
различных типов дыхания: сольного (цензурированного), «цепного» (нецезурированного), смешанного;
-
свободной артикуляции;
-
объемного звука;
-
унисонного ансамблевого звучания;
-
подготовка навыков двухголосного пения путем унисонного чередования напева ( сольфеджирование, пение с текстом), деление ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их;
-
освоение техники открытого звукоизвлечения на простом певческом репертуаре;
-
освоение различных типов голосоведения;
-
освоение навыков ровного голосоведения в пении распевов;
-
дальнейшее освоение навыков импровизации;
-
расширение певческого диапазона («до»- «ля» первой октавы).
Третий год обучения
Дальнейшая работа по освоению среднерусского певческого стиля и различных типов голосоведения на материале русского фольклорного наследия, свободной артикуляции и объемного звучания, освоение прикрытой и смешанной техники звукоизвлечения в рамках распевания.
Развитие музыкальных способностей:
-
музыкальной памяти
-
чистоты интонирования
-
двухголосного пения на основе чередования вариантов напева различными группами детей («случайный» уход от последовательного чередования к непроизвольному).
Четвертый, пятый год обучения (10-12лет)
В работе с детьми данного возраста важно применять и использовать не только опыт взрослых путем подражания и имитации, но и учить их самим экспериментировать, делать открытия (учитель только наталкивает на знание), открывать перспективы в применении и реализации знаний в конкурсах, фестивалях и отчетах для школьного коллектива детей и их родителей о своих находках- открытиях, активных формах представления своего исполнительства.
-
освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.
-
выработка навыков гибкого из открытого звукоизвлечения в прикрытый и обратно.
-
совершенствование певческого стиля: владение различными типами голосоведения и дифференцированно к акустике, специфике жанра, объемным звуком, свободной артикуляцией, владение различными типами певческого дыхания.
-
закрепление навыков стройного унисонного ансамблевого пения и
устойчивое владение навыками двухголосного,трехголосного пения
Освоение всего многожанрового корпуса фольклора: лирика, музыкальный календарь, свадебный репертуар, солдатские и военные песни, баллады, духовные стихи, игры, песни под пляску, частушки, плачи и всевозможные виды хороводов.
Шестой, седьмой, восьмой год обучения (12-15лет)
В этом возрасте все внимание подростка устремлено к внутреннему миру: интерес к своей собственной личности, собственным мыслям, внешности, переживаниям - развитие фантастики, сознательного ухода от действительности. Этот период активного освоения творческой импровизации, смелых творческих замыслов. Дети стремятся раскрыть свое творческое дарование не только в певческом исполнительстве, но и в режиссуре, постановка спектаклей, обновление игр.
-
освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.
-
освоение иных певческих стилей.
-
совершенствование навыков «цепного дыхания»
-
освоение многоголосной фактуры ансамблевого пения, владение различными видами многоголосной техники, распределения между собой ролевых функций многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения различных исполнителей;
-
освоение и грамотное использование технологии певческого пространства, знании жанровой вокальной и исполнительской специфики.
Седьмой год ансамблевого пения. Как правило, совпадает с приобретением собственного певческого стиля, расцвета певческой культуры исполнителей.
Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение программы
Наличие специального кабинета
Наличие репетиционного зала (сцена).
Фортепиано, баян.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Зеркало.
Шумовые инструменты
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов.(архив)
Сценические костюмы и обувь
Годовой календарно-тематический план к рабочей программе «Народно-хоровое пение»
Для 1-4 класса
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов
Всего
часов
1
Разучивание партий
1
4
2
Формирование правильного певческого дыхания
1
4
3
Формирование правильной вокальной артикуляции
1
4
4
Формирование основных вокальных навыков:
-мягкость звучания
-звонкость
1
4
5
Формирование народной песенной манеры исполнения
1
4
6
формирование и развитие подвижности голосового аппарата,
1
4
7
формирование и развитие певческой интонации
1
4
8
формирование и развитие навыков четкой дикции
1
4
9
Работа над кантиленным звучанием
1
4
10
Работа над скороговорочным звучанием
1
4
11
Работа над строем в песнях
1
4
12
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
4
13
Работа
над формированием выносливости голосового аппарата
1
4
14
Работа над фразировкой
1
4
15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1
4
16
Создание выразительного образа
1
4
17
Контрольные уроки-концерты
1
4
Итого
68
Темы распределяются в каждой учебной четверти
5- 6 класс
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов
1
Разучивание партий
1
4
2
Развитие правильного певческого дыхания
1
4
3
Развитие вокальной артикуляции
1
4
4
Развитие основных вокальных навыков:
-мягкость звучания
-звонкость
-полетность
1
4
5
Развитие народной песенной манеры, исполнение песен разных областей России
1
4
6
Развитие подвижности голосового аппарата,
1
4
7
Развитие певческой интонации
1
4
8
Развитие четкой дикции
1
4
9
Работа над кантиленным звучанием
1
4
10
Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1
4
11
Работа над строем в песнях
1
4
12
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
4
13
Работа над развитием выносливости голосового аппарата
1
4
14
Работа над фразировкой
и нюансировкой
1
4
15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1
4
16
Создание выразительного образа
1
4
17
Контрольные уроки-концерты
1
4
итого
68 часов
Темы распределяются в каждой учебной четверти
8 класс
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов
1
Разучивание партий , работа над партиями
3
12
2
Совершенствование навыков певческого дыхания и вокальной артикуляции
3
12
3
Совершенствование вокальных навыков:
-мягкость звучания
-звонкость
-полетность
1,5
6
4
Совершенствование владения народной песенной манеры исполнения, диалектное пение
3
12
5
Совершенствование подвижности голосового аппарата, использование сложных исполнительских приемов
1,5
6
6
Работа над кантиленным звучанием
1,5
6
7
Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1,5
6
8
Работа над строем в песнях
1,5
6
9
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
1,5
6
10
Работа над фразировкой
и нюансировкой
1,5
6
11
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1,5
6
12
Создание выразительного образа в песнях и собственного сценического имиджа
3
12
13
Прослушивание, экзамены
1,5
6
Итого
102
Темы распределяются в каждой учебной четверти
9 класс (проф.ориентация)
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов
1
Разучивание партий , работа над партиями
3
12
2
Совершенствование навыков певческого дыхания и вокальной артикуляции
3
12
3
Совершенствование вокальных навыков:
-мягкость звучания
-звонкость
-полетность
1,5
6
4
Совершенствование владения народной песенной манеры исполнения, диалектное пение
3
12
5
Совершенствование подвижности голосового аппарата, использование сложных исполнительских приемов
1,5
6
6
Работа над кантиленным звучанием
1,5
6
7
Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1,5
6
8
Работа над строем в песнях
1,5
6
9
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
1,5
6
10
Работа над фразировкой
и нюансировкой
1,5
6
11
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1,5
6
12
Создание выразительного образа в песнях и собственного сценического имиджа
3
12
13
Прослушивание.
1,5
6
Итого
102
Темы распределяются в каждой учебной четверти
Тематический план по предмету «Ансамбль»
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов в 1 и 3 четверти
Всего
часов
1
Разучивание партий
4
2
Работа над певческим дыханием в ансамбле
4
3
Работа над правильной вокальной артикуляцией в ансамбле
4
4
Работа над вокальными навыками в ансамбле
4
5
Работа над единой народной песенной манерой исполнения
4
6
Работа над единой манерой звукообразования
4
7
Работа над чистотой певческой интонацией
4
8
Работа над четкой дикцией в ансамбле
4
Кол-во часов в 2 и 4 четверти
9
Работа над кантиленным звучанием в ансамбле
4
10
Работа над скороговорочным звучанием в ансамбле
4
11
Работа над строем в песнях
4
12
Работа над ансамблевым звучанием :
Артикуляционный, дикционный, интонационный
4
13
Работа над режиссурой песни
4
14
Работа над фразировкой в песнях
4
15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
4
16
Создание выразительного образа
4
17
Контрольные уроки-концерты
4
Итого
68
Тематический план по предмету «Ансамбль»
В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» (народно-хоровое пение) включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
-
песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
-
песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
-
материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
-
музыкальные игры;
-
хороводы;
-
пляски;
-
лирические протяжные песни;
-
эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
Тематический план по предмету «Ансамбль»
№
Содержание, краткое описание
Кол-во часов в 1 и 3 четверти
Всего
часов
1
Разучивание партий
4
2
Работа над певческим дыханием в ансамбле
4
3
Работа над правильной вокальной артикуляцией в ансамбле
4
4
Работа над вокальными навыками в ансамбле
4
5
Работа над единой народной песенной манерой исполнения
4
6
Работа над единой манерой звукообразования
4
7
Работа над чистотой певческой интонацией
4
8
Работа над четкой дикцией в ансамбле
4
Кол-во часов в 2 и 4 четверти
9
Работа над кантиленным звучанием в ансамбле
4
10
Работа над скороговорочным звучанием в ансамбле
4
11
Работа над строем в песнях
4
12
Работа над ансамблевым звучанием :
Артикуляционный, дикционный, интонационный
4
13
Работа над режиссурой песни
4
14
Работа над фразировкой в песнях
4
15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
4
16
Создание выразительного образа
4
17
Контрольные уроки-концерты
4
Итого
68
Репертуарный план усложняется ежегодно.
Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)2015-2016 г.
Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» (народно-хоровое пение) включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
-
песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
-
песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
-
материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
-
музыкальные игры;
-
хороводы;
-
пляски;
-
лирические протяжные песни;
-
эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
1-4 класс
-
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Основы вокально-хоровой работы:
10
2.Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения).
2
4.Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания.
2
6.Способы формирования гласных в различных регистрах.
2
8.Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.
2
10.Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста.
2
В вокально-хоровой работе используется следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения.
На протяжении занятий
2.
Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки
4
3.
Музыкальные фольклорные игры (круговые формы)
8
4.
Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
8
5.
Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки - характеристики героев, инструментальное сопровождение).
8
6.
Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
10
7.
Колыбельные в одноголосном изложении
4
8.
Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
8
9.
Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, шаркунок,рубель).
4
Сценическое воплощение фольклора (обряд колядования, обряд завивания березки)
2
Всего:
66
2 класс
-
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Вокально-хоровая работа:
1.Развитие диапазона
2.интонационные упражнения
3.постановка дыхания
4.освоение народной манеры пения
16
4
4
4
4
2.
Игры/музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов).
8
3.
Материнский фольклор. Знакомство. Слушание фольклорных образцов.
пестушки,
потешки,
прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения.
4
4
4
4
4.
Материнский фольклор - колыбельные в одноголосном изложении с элементами обыгрывания
4
5.
Частушки и небылицы в одно-двухголосном изложении (терцовая втора)
8
6.
Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей
8
7.
1.Хороводные песни одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением
2. плясовые песни в одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением
8
8
8.
Зимние календарные песни. Знакомство .Слушание фольклорных образцов.
колядки в одноголосном изложении.
распределением по ролям и персонажам
4
4
8
9.
Масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы,
масленичные частушки
игровые песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие)
8
4
4
10.
Весенний цикл. Знакомство .Слушание фольклорных образцов.
заклички в одноголосном изложении
веснянки в одноголосном изложении
8
4
4
11.
Игра на ударных и духовых (свистульки ,свирели, окарины) народных инструментах.
8
Всего:
132
3 класс
-
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Вокально-хоровая работа:
16
Развитие диапазона
интонационные упражнения,
постановка дыхания
освоение народной манеры пения
4
4
4
4
2.
Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов)
8
3.
Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой
8
4.
Хороводные песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
8
8
5.
Шуточные песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
8
8
6.
Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением
a cappella,
с элементами движения
4
2
2
7.
Песни святочного периода. Знакомство. Слушание фольклорных образцов.
- колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения
4
12
8.
1.Масленичный обряд - Проводы Масленицы.
2.Песни, частушки, прибаутки и пляски. 3
.Театрализованная постановка
2
6
8
9.
Весенние заклички в одно-двухголосном изложении без сопровождения,
хороводы в одно-двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии
8
8
10.
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни
4
11.
Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка)
8
Всего:
132
4 класс
-
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Вокально-хоровая работа.
16
Развитие диапазона,
интонационные упражнения,
постановка дыхания,
освоение народной манеры пения.
Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения
2
2
2
2
8
2.
Загадки и дразнилки,
музыкальные игры
(повторение пройденных и разучивание новых образцов)
4
4
3.
Частушки,
небылицы,
шуточные припевки в двух- и трёхголосном изложении с сопровождением
2
2
4
4.
Хороводные
хороводно-игровые песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения,
с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага
4
4
8
5.
Плясовые
шуточные песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения,
с постановкой танца
4
4
8
6.
Святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки).
Постановка обряда колядования
8
8
7.
Весенние календарные песни: весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения; приуроченные хороводы
8
8
8.
Новолетие, Кузьминки.
Песни праздников осеннего календаря
4
12
9.
Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении
8
10.
Солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении с постановкой движения
4
11.
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни
4
12.
Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека)
4
Всего:
132
Репертуарные сборники для младшей возрастной группы:
-
Козловская В.П. Избранные народные песни для детского хора - Хабаровск, 2003
-
Щербакова О. Музыкальный фольклор (Песни Алтая) - М.:Музыка, 1997
-
Щуров В. Кочережка-дуда - М.:Музыка, 1984
-
Белоконева Т. Росынька песни и игры для фольклорных ансамблей - М.:Музыка, 1982
-
Чаморова Н.В. Кисонька -Мурысонька (игровые песни для младшего хора) -Донецк: ООО «БАО», 2006
-
Чаморова Н.В Божья коровка (игровые песни для младшего хора) - Донецк: ООО «БАО», 2006
-
Чаморова Н.В Шла коза (игровые песни для младшего хора) - Донецк: ООО «БАО», 2006
-
Чаморова Н.В Жил у бабушки козел (игровые песни для младшего хора) Донецк: ООО «БАО», 2006
-
Чаморова Н.В Для Катюши и
Ванюши частушки, небылицы,
побасенки - Донецк: ООО «БАО»,
2006
Репертуарные сборники для средней возрастной группы:
-
Казьмин П. Хор имени Пятницкого. Записи Захарова - М.:Музыка, 1958
-
Куприянова Л. Фольклор школе -Всероссийское музыкальное общество, 2000
-
Сорокин П. Песенные узоры - М.: Музыка, 1987
-
Дяденко И.П. Репертуар хорового класса - М.: Издательство Кифара, 2007
-
Радынова О.П. Народные колыбельные песни - М.: Музыка, 2000
-
Мордасова М.Н. Русские народные песни и частушки - М.: Советский композитор, 1983
-
Русские народные песни - М.:Музыка, 1987
-
Зацарный Ю.А. Русские народные песни- М.: Советский композитор, выпуски 1,2,3,4,5,6,7,8,9. 1988-1989
-
Синицина Т.А. Певучая Россия - М.:
Советская Россия, 1980
Репертуарные сборники для старшей возрастной группы:
-
Мершиев А. Скажите лебеди - Хабаровск, 2000
-
Литвиненко А.А. Нежна Горлинка-М.: Мелограф, 2002
-
Браз С. Русская народная песня антология - М.:Композитор, 1993
-
Костюк А.Г. Течет ручей - М.: Современная музыка, 2001
-
Аверник А.А. Частушки, Припевки, страдания - М.: Сов. Композитор, 1992
-
Шамина М. Репертуар народного певца -М.:Музыка, 1995 - 4 выпуск.
-
Шамина М. Репертуар народного певца М.:Музыка, 1995- 5 выпуск.
-
Науменко Г. От Рождества до Покрова (народные духовные песни) - М.:Издательство Кифара, 2002
-
Бабкина Н. Русские народные певцы -М.: Всероссийское музыкальное общество, 1996
ФОНОТЕКА, ВИДЕО И ФОТО МАТЕРИАЛЫ
Фонотека для просушивания:
-
Песни земледельческого круга.
-
Песни в исполнении народных певцов (Евгения Старостина, Н.Кадышева, Н.Бабкина.
-
Ансамбли исполнителей народной песни ( «Карагод», «Красота», «Русь», «Дальний Восток», «Елань», «Сварог», «Ильинская пятница», «Иван Купала» , «Небывальщина» , «Светелка»и.т.д.)
Видео и фото материалы :
-
Игры деревенской молодежи.
-
Представление фольклорного театра «Забайкальские узоры».
-
Фестиваль исполнителей народной песни «Живая Русь» г. Хабаровск, 2004 «Живая нить» г. Комсомольск-на-Амуре, 2008.
-
Мастер - класс П.Сорокина - руководителя ансамбля народной песни «Звонница» г. Москва.
-
Концертные программы ансамбля народной песни «Ладанка», 2001-2008
-
Контрольные уроки учащихся отделения фольклорного искусства, 2000-2008.
-
Фотоархив ансамбль народной песни «Ладанка», 1999-2009.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Музыкальный центр, радиомикрофоны, головные системы микрофонов, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, фонограммы минус один, диски, кассеты и.т.д.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Мешко С.Н. Методика постановки народного голоса, 1999
-
Щуров В.Л. Некоторые народные представления (сборник статей), 1983
-
Кабанов А. К проблеме сохранения певческой традиции, 1986
-
Линева Е. Великорусские песни, 1994
-
Астафьев Б. О народной музыке, 1987
-
Народная песня - методические рекомендации для преподавателей, 1985
-
Руднева А. Народный хор и работа с ним, 1974
-
Программа Уроки фольклора в ДМШ и в ДШИ г.Красноярск , 2004
-
Хрестоматия Русское народное музыкальное творчество в ДШИ М.: Пресс-соло, 1998
-
Куприянова Л. Программа Русский фольклор - М.: Мнемозина, 1997
-
Терещенко А.В. История культуры русского народ - М.:ЭКСМО, 2007
-
Науменко Г. Народные праздники в обрядах и песнях М.:Центрполиграф, 2001
-
Новицкая М.Ю. От осени до осени (хрестоматия) - М.: Центрполиграф,1994
-
-
Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (русское народное детское музыкальное творчество)- М.: Советский композитор, 1988
-
Аглицкая И.М. Изучение русского музыкального фольклора в ДШИ -М.: Центрполиграф, 1989
-
-
Синовский В.Л. Народная старина-М.: Современник, 1993
-
Подписка научно-популярного журнала -Народное творчество с 2000-2008
-
Зуева Т.В. Русский фольклор - М.: Просвещение, 2002
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………….1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели и задачи
2.Организация занятий
3.Учет знаний. Контроль за успеваемостью
Годовые экзаменационные требования
4.Репертуарная направленность
5.Календарный план занятий
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………..5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………………………….7
Календарно-тематический план ……………………………………………..8
Примерные репертуарные списки (приложение)
26