- Учителю
- «Активизация общественно – полезной направленности музыкальных знаний, с целью дальнейшего использования во внеурочной деятельности»
«Активизация общественно – полезной направленности музыкальных знаний, с целью дальнейшего использования во внеурочной деятельности»
ЗКО. Г. Уральск
СОШ № 39
Учитель музыки
высшей категории
Кулиева Г.Б.
«Активизация общественно - полезной направленности музыкальных знаний, с целью дальнейшего использования во внеурочной деятельности»
Сегодня образование - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств. Емкой формой общественного сознания является искусство. С его помощью мы можем лучше и быстрее решать задачу воспитания культуры чувств. Искусство способствует установлению гармонии в развитии чувственной и рациональной, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, так как мысль и эстетическое переживание всегда диалектически связаны, взаимно обогащают друг друга. Среди различных видов искусства одним из ведущих по силе воздействия на людей является музыка из-за специфичности ее эмоционального содержания. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке человека.
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны как ночь души его движенья...
В. Шекспир.
Каждый человек - это «гора драгоценностей». Задача школы - построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы погрузить ребенка в различные виды творческой деятельности: науки, музыки, театра, прикладного искусства и т. д. Современное общество предъявляет ко всем членам социума высокие требования с точки зрения развития интеллекта. Современный человек - тот, кто много знает и умеет. Но не только знания и умения определяют уровень интеллектуальности человека - важно умение человека самому приобретать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать в соответствии со своими запросами. Учёными доказано, что познавательные и творческие функции организма человека располагаются в разных отделах мозга. Перегрузка одних отделов мозга и недогрузка других ведёт к болезням первых и атрофии вторых, а значит, и болезням их и связанных с ними органов и систем. Необходимо равномерно нагружать все отделы мозга путём чередования соответствующих видов деятельности. Внедрение различных учебных предметов (в частности литературы, музыки, истории и др.) во внеклассную работу как раз и является оптимальным вариантом. Реализация единства урочной и внеурочной деятельности предполагает нацеленность учебных тем на предстоящее внеурочное мероприятие, влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности. Это может быть обсуждение с детьми лучших выступлений, рассказов, рисунков, сочинений, идей познавательного конкурса, составление собственных задач и т. п., связанных с темой урока. Или при работе над определенной темой можно предложить провести внеклассное мероприятие для ее более детального раскрытия, направить учащихся на поиск аналогичной информации в других учебных предметах. Путем анализа литературы, изготовления наглядных пособий, схем, таблиц. Также, можно предложить детям сочинения, написанные в классе и дома. Выполнить рисунки, сочинить рассказы, сказки и стихи. Дети могут оформить классный альбом или книгу, газету, выставку и т. п. или поставить спектакль по изученному произведению с использованием музыки, собственных декораций, костюмов, и т. п.. Во внеурочной деятельности учащиеся активно включаются в процесс добывания межпредметных знаний - заочные путешествия, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские и т. п. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся. К числу методов и приемов (помимо перечисленных ранее), способствующих реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности в эстетическом воспитании относятся:
• эвристические беседы, беседы обобщающего плана;
• экскурсии в природу, музей, заочные путешествия;
• написание творческих работ по материалам музыкальных произведений, по наблюдениям природы, поведения людей и животных;
• самостоятельные поисковые задания;
• сценки-пантомимы из школьной жизни, поведения в общественных местах и т.п.;
• выразительное чтение, чтение по ролям;
• написание диктантов, эссе, связных текстов на различные нравственно-эстетические темы, письменные размышления о музыке.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся направлена на создание единой педагогической системы, в которой каждое средство помогает решить комплекс воспитательных и образовательных задач. Главная задача школы - воспитание духовного мира детей, их духовных потребностей и интересов. Поскольку эстетическое и этическое (нравственное) воспитание тесно взаимосвязаны, для того, чтобы ребенку раскрылись богатства чувств и мыслей, заключенных в музыкальных произведениях, чтобы он смог сопереживать услышанному, в нем необходимо в первую очередь воспитывать способность к "тонким движениям души", то есть к эмоциональной отзывчивости на музыку. Интеллектуальные способности и навыки каждого ребенка успешнее будут развиваться в рамках таких учебных дисциплин, которые дают возможность уделять индивидуальное внимание каждому ученику (обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте, сольфеджио, слушание музыки), а развитие эмоциональной сферы - в таких видах обучения, которые вызывают коллективные эмоции (в первую очередь - хор, оркестр, слушание музыки). Поэтому музыкальное воспитание, из-за специфически эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания молодежи. А способности развиваются в соответствующей деятельности. Форма массового и доступного музыкального образования детей - хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. Воспитание детей коллективе, индивидуальный подход к учащимся, возможности хорового коллектива во внеклассной и просветительской деятельности. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств, сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце". Успех общения учащихся с музыкальным искусством и деятельности их "по законам красоты" в целом во многом базируется на приобретении ими определенного багажа знаний, умений и навыков. Определенные знания, умения, навыки также необходимы для развития комплекса музыкальных и общих способностей детей. Известно, что ребенка трудно заставить работать, если он этого не хочет. Единственный способ "заставить" - это заинтересовать! А как? Особенно на начальном этапе, когда он еще ничего не умеет и не знает? Здесь очень помогут такие виды занятий, которые связаны со звучанием настоящей музыки. Это, в первую очередь, слушание музыки и ритмика, а также дополнительные формы общения детей с "большой" музыкой. Кроме этого, здесь может помочь определенное расширение рамок других занятий (хор, инструмент). Введение игровых методов работы (на занятиях сольфеджио, ритмике, элементарного музицирования). Наглядности (учебные плакаты, таблицы, карточки, портреты, репродукции, рисунки, слайды и т.п.).
Ребенок теряет интерес к занятиям, когда не видит практического смысла своих усилий, когда конечный результат, конечная цель этих усилий слишком далеки и расплывчаты. Поэтому необходимо ставить перед детьми реальные ближайшие цели, интересные им. Это могут быть разнообразные концертные выступления, в первую очередь, с хором, а также и индивидуальные. Поездки, встречи с коллективами, конкурсы, открытые занятия, творческие встречи с композиторами, музыкантами и другими деятелями. Музыкально-просветительская деятельность коллектива и школы в целом среди своих родителей, в общеобразовательных школах, в районе, области, шефская работа и т.п. Внеклассные занятия по учебному предмету оказывают положительное влияние на учебный процесс, поскольку многие учащиеся начинают более серьезно относиться к своим учебным обязанностям, проявляют большую познавательную активность, помогают учителю в оборудовании кабинета, в изготовлении, ремонте и подготовке наглядных пособий и материалов для уроков, помогает заполнить детский досуг полезной и интересной деятельностью.
Сегодня обучение на основе компьютерных технологий активно внедряется в учебный процесс. Широко использую информационно-коммуникационные технологии в различных направлениях:
-
Для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы…);
-
Для хранения различной информации (сценарии праздников, программы концертов, каталоги CD и DVD дисков…);
-
Создание базы данных;
-
Для получения информации через подключение к Интернету.
На мой взгляд, использование компьютера возможно и на занятиях музыкой. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Различные электронные издания, могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра…). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке. Огромную помощь руководителю в преподавании музыки оказывают музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».
Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи - это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.
Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты.
Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Ребятам нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят только начинающих заниматься музыкой. На своих занятиях я активно использую эту программу. Учащиеся имеют возможность самостоятельно, без моей помощи получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку. В энциклопедических статьях можно узнать много нового об авторах и исполнителях музыкальных произведений. Оригинальные и увлекательные интерактивные упражнения и тренажеры помогают научиться слушать и слышать музыку различных времен и народов. С помощью встроенного словаря будет легко разобраться не только в специальных музыкальных терминах, но и в нотной грамоте. В «Музыкальной комнате» можно послушать более 100 фрагментов музыкальных произведений разных стилей и разных исполнителей. Практический курс дает возможность прослушать музыкальные произведения, сравнить разные исполнения одного произведения, самостоятельно составить оркестр и ансамбль, потренироваться в подборе мелодий. Дневник достижений позволяет наглядно увидеть результаты работы с курсом и реальные успехи в понимании музыки.
Энциклопедия «Музыкальные инструменты». В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США, Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных экспонатов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным. Это направление помогает решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике.
Применяя информационные технологии на занятиях музыкой нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Говоря о внеклассной работе с учащимися в условиях общеобразовательной школы, следует отметить ее назначение «пробудить творчество и выявлять таланты». Певческая деятельность единственный общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.
В своей работе широко использую караоке. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD - дисках (поставляемых вместе с бытовой аппаратурой) и в Интернете (для использования на компьютере) содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады, рока. Но область караоке - это не только музыка, приспособленная для пения под «минус», но и аппаратура с возможностью выноса движущегося текста песен на экран. Караоке на базе персонального компьютера представляет поистине неограниченные возможности исполнителю. Прежде всего, это большой выбор компьютерных программ, посвященных данной тематике. Плюсом компьютерного караоке является также возможность многих звуковых карт добавлять звуку объем, пространство («концертный зал», «стадион», «аудитория»…), эффекты хора, эхо и другие. Вспомогательная мелодия, исполняемая каким-либо музыкальным инструментом, помогает упростить пение и активизировать процесс включения учащихся в вокально - исполнительскую деятельность. Учащиеся имеют возможность показать себя с лучшей стороны, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся эстрадными «звездами», особенно привлекательно. Одним из интересных методических приемов использования караоке во внеклассной работе становится конкурсное исполнение - «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции детей, но и по баллам, выставляемым системой). По желанию ребят провожу мероприятия: «Угадай мелодию».
В связи с этим целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности. В основе осознанного отношения детей к музыкальному произведению лежит их музыкальный опыт. Активность восприятия музыкального произведения повышается, если сообщение знаний происходит при неоднократном возвращении к прослушанному в связи с конкретными задачами изучаемой темы. Для повышения эффективности учебной и внеурочной деятельности применяю развивающие образовательные и здоровье сберегающие технологии, нетрадиционные методы преподавания, где стимулируется интерес к музыкальному искусству, народным музыкальным традициям, способствует значительному повышению уровня эстетической и духовной культуры учащихся, развитию их творческих способностей улучшению качества знаний.
Методы активизации, могут быть самыми различными - главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию. Вызываемая учителем активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, но и продолжаем развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе. Примером может быть "Новогодняя сказка", включающая в себя фрагменты из цикла "Времена года" П.Чайковского. Это дает детям еще глубже познакомиться с жизнью и творчеством композитора. Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: "Новый год", "Последний звонок", "Встреча школьных друзей", "Выпускной вечер".
Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Овладение элементарными знаниями о музыке активизирует мыслительные операции, помогает установлению существенных связей между содержанием музыкального произведения и теми выразительными средствами, с помощью которых она передана композитором в данном музыкальном произведении. Знания дают возможность рассуждать, делать выводы, сравнивать, обобщать, т.е. способствуют овладению обобщенными способами умственной деятельности, пользуясь которыми дети анализируют любое прослушанное музыкальное произведение. Анализ музыкального произведения ставит детей перед необходимостью пользоваться знаниями о музыке, полученными в ходе обучения, требует от ребенка умственной активности, умения пользоваться определенными доказательствами. В то же время ребенку доставляет радость не только сам процесс восприятия музыки, но и умение выразить свои переживания в словесной форме. Творческое участие в деятельности слушания, в анализе музыкального произведения вызывает интерес к усвоению знаний, а накопление знаний, в свою очередь, побуждает творческую активность, потребность использовать полученные знания. В основе осознанного отношения детей к музыкальному произведению лежит их музыкальный опыт. Активность восприятия музыкального произведения повышается, если сообщение знаний происходит при неоднократном возвращении к прослушанному в связи с конкретными задачами изучаемой темы.
Прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм воинов, что совершенно точно даёт определённый настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РК. Патриотическое воспитание - вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
Представленную задачу можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности любви к матери, к Матери - Родине, к родному Отечеству, к труду, приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Патриотическое воспитание на уроках музыки осуществляется через постижение основных музыкальных искусств: фольклора и духовной музыки, произведений композиторов-классиков. Введение ребенка в мир музыки посредством интонации, образов казахской музыкальной культуры от родного порога: знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями; знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием; изучение основных жанров фольклорных сочинений.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, который является художественно-педагогической идеей, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную ценность, а не последовательность видов деятельности.
Ежегодно в школе проводится месячник военно- патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Каждый год в рамках месячника проходит конкурс « А ну-ка, парни!» Но традиционно - это не значит одинаково. Конкурс - это либо встреча команд старшеклассников и наших выпускников, либо соревнование разновозрастных команд мальчиков 5-11 классов. В данных конкурсах проявляется не только их физическая сила, ловкость, знания по истории Вооружённых Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде. Школа поддерживает тесную связь с Советом ветеранов. Праздники « От всей души» с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государству - всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб. Ежегодно в нашей школе проводится легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины. Все эти мероприятия сопровождаются музыкой и строевыми песнями. Определим комплекс личностных качеств, которые собственно и составляют понятие "патриот". Это человек: которому не безразличны судьба своего народа и страны; который неравнодушен к событиям, происходящим в стране; использует свои силы и способности на ее благо; интересуется ее историей, знает и уважает ее культуру, традиции; честно исполняет свой долг перед Отечеством. Таким образом, понятие "патриотизм" является нравственной категорией и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества. В настоящее время, как и раньше, необходимой частью этого механизма являются уроки истории в школе. А сегодня даже в большей степени, чем раньше, так как сейчас утрачены такие важные элементы воспитательного механизма, как средства массовой информации, детские общественные организации, возможность путешествовать по родной стране.
Таким образом, различные формы внеурочной деятельности в сочетании с интегрированными уроками различных циклов и музыки способствуют формированию патриотических чувств и гражданской зрелости у подрастающего поколения.
Исторический ринг
"Великая Отечественная Война Советского Союза"
Цели: закрепить знания учащихся по истории ВОВ, полученные на уроках; усилить интерес учащихся к событиям ВОВ; стимулировать знакомство с дополнительной литературой по истории ВОВ; вызвать уважение к мужеству и героизму советских людей в годы ВОВ; преклонение перед великим подвигом народа избавившего мир от фашизма.
Участники: 3-4 команды по 6 человек.
Жюри: учителя истории и литературы и музыки, ветераны ВОВ.
Подготовительный этап (неделя)
класс делится на команды (если игра проводится в параллели, то каждый класс выставляет свою команду); участники знакомятся с программой игры, для подготовки используют дополнительную литературу; в качестве домашнего задания готовят песню о войне.
Основной этап (2 часа).
Игра состоит из 6 раундов.
Разминка: 10 вопросов по истории ВОВ. Вопрос - 2 балла.
I раунд. "Генеральский"
1.Исторический портрет (ведущий читает характеристику, не называя имени)
Г. К. Жуков
К.К. Рокоссовский
И. С. Конев.
Команда, первая угадавшая героя, получает 3 балла.
2.Фотолетопись. Каждая команда получает фотографию командующих фронтами на последнем этапе войны. Нужно узнать людей, изображенных на фото и подписать фамилии по порядку слева направо. 5 баллов
II раунд. "Хронологический"
Соотнести дату и событие.
III раунд. "Культурологический"
-
Поэтический.
За название 1 балл.
За автора - 1 балл.
Продолжить - 2 балла. -
Музыкальный.
Каждой команде предлагается музыкальный фрагмент. Нужно узнать, назвать автора, какому событию посвящается. 3 балла
а) 7 симфония Шостаковича
б) "Священная война"
в) "В землянке"
г) "Вечер на рейде"
IV раунд. "Краеведческий"
Команды задают сопернику 1 вопрос по теме "Уральск в годы ВОВ".
5 баллов
Аукцион.
Назвать улицы Уральск, которые носят имена героев ВОВ.
За каждое название - 1 балл
V раунд. "Географический"
На контурной карте указать города-герои.
5 баллов
VI раунд. "Публицистический"
Ведущий просит перед началом предыдущего раунда составить заметку в СМИ о значении такого глобального события XX в., как ВОВ.
5 баллов
Между раундами команды исполняют песни о ВОВ (домашнее задание).
5 баллов
Жюри подводит итоги. Поздравляют победителей. Ветераны высказывают свое мнение о знаниях учащихся истории ВОВ.
Разминка.
Примерные вопросы.
1.Как назывался гитлеровский план по захвату СССР.
(Барбаросса)
2.5 августа 1943 г. - 1 салют в Москве в честь какого события.
(освобождение Белгорода и Орла)
3.Что такое Ленд-лиз.
(гуманитарная помощь США и Великобритании)
4.Как называли советские солдаты американскую тушонку.
(Второй фронт)
5.Где был открыт второй фронт.
(в Нормандии)
6.Как называлась директива № 227.
(Ни шагу назад)
7.Что такое КВ.
(тяжелый танк Клим Ворошилов)
8.Когда состоялся парад победы.
(24 июня 1945 г.)
Хронологический раунд
Соотнесите дату и событие.
06.12.1941
30.06.1941
30.10.1941-04.07.1942
27.01.1944
05.07-23.08.1943
20.11.1945-01.10.1946
28.11-01.12.1943
06.06.1944
26.03.1944
17.07.1942-02.02.1943
Нюрнбергский процесс
Оборона Севастополя
Сталинградская битва
Курская битва
Образование ГКО
Тегеранская конференция руководителей США, СССР и Великобритании
Открытие Второго фронта
Выход советских войск на государственную границу
Начало наступления советских войск под Москвой
Осада Ленинграда
Материалы для культурологического раунда.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг...
А. Твардовский
"Я убит подо Ржевом"
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
К. Симонов
"Майор привез мальчишку на лафете"
По русским обычаям, только пожарища
По русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
К. Симонов
"Ты помнишь, Алеша..."
Мы знаем ,что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. Ахматова.
"Мужество"
Когда на смерть идут-поют,
А перед этим можно плакать-
Ведь самый страшный час в бою-
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.
С. Гудзенко.
"Перед атакой"
О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И все-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Обветренные скулы сведены.
Трехсотпятидесятый день войны.
М. Дудин.
"Соловьи."
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова? Я тоже-ленинградская вдова.
О. Берггольц.
"Февральский дневник."
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Ю. Друнина. "
А песни ходят на войну...
А песня ходит на войну.
А песня рушит доты.
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет.
Ее сечет граната.
А песня - влет. И все поет.
И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет.
Она, как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет.
1 ведущий:
Один из выразителей наших чувств, мыслей, наших характеров и судеб всегда была песня.
Песни - это душа народа, это история народа. Сочиненные поэтами и композиторами, они становятся народным достоянием, выражением чувств и мыслей миллионов.
2 ведущий:
Песни Великой Отечественной... Кто же их не знает?
В воскресенье 22 июня 1941 года мирное солнечное утро в Москве оборвалось: в 12 часов из всех репродукторов раздался суровый голос. Нарушив соглашения и обязательства, без объявления войны Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.
3 ведущий:
Уже 24 июня в газетах "Известия", "Красная Звезда" было опубликовано стихотворение Лебедева - Кумача "Священная война". На следующий день композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи . Новую песню запела вся страна. "Священная война" звучала как тревожный набат, зовущий на защиту родной земли.
(Звучит фонограмма. 1 куплет песни "Священная война")
4 ведущий: (на фоне музыки)
Первая песня Великой Отечественной. Она была совершенно необходима в эти грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и удивляются до сих пор. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.
(Звучит продолжение фонограммы)
1 ведущий:
Первый период войны. Песни расставания, песни разлуки.
Да свиданья, города и хаты!
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые умелые ребята
На заре уходим мы в поход.
2 ведущий:
Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.
3 ведущий:
"Прощай", "до свидания" - этими словами начиналась долгая дорога войны. Прощание с любимым человеком, с любимым городом. В этих грустных песнях в каждом слове живет надежда на новую встречу.
На встречу с родным Ленинградом, оказавшемся в блокаде с первых недель войны, надеялся композитор В. Соловьев - Седой, находясь в вынужденной эвакуации в Оренбурге. А в осажденном Ленинграде по радио звучала песня "Вечер на рейде". Она брала на себя роль товарища, она сплачивала людей, попавших в беду.
(Исполняется песня "Вечер на рейде")
4 ведущий:
Поздней осенью 1941 года, в очень трудное суровое время, когда немцы рвались к Москве, отправился на фронт из Ярославля проездом через Москву младший лейтенант Марк Лисянский. Грузовик, в которой ехали бойцы Ярославской дивизии, остановился в центре Москвы на площади Пушкина у самой вывески "Редакция журнала "Новый мир".
Младший лейтенант вбежал по лестнице, вручил секретарше oт руки переписанное стихотворение, начинавшееся строкой: "Я по свету немало хаживал..." и поспешил вниз к отправляющемуся грузовику. Вскоре неожиданно для себя молодой поэт услышал по радио песню о Москве, музыку которой написал известный композитор Исаак Дунаевский.
Это одна из самых обыкновенных песен о Москве в годы войны. Строки этой песни начертаны на памятнике защитникам Москвы, установленном на 23 км Ленинградского шоссе, на рубеже, где был остановлен враг.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова.
(Исполняется песня "Моя Москва" (Горобченко H.H.)
1 ведущий:
В ноябре 1941 года на 20 км Минского шоссе молодой солдат Алексей Сурков писал письмо домой. Он сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где находится, о чем думает.
В начале 1942 года в Москве проездом на фронт задержался композитор Константин Листов. Он сочинил мелодию к словам, которые уже давно стали популярны. Мелодия была ожиданной и долгожданной. Песню "Землянка", несмотря на официальную критику, на обвинение в пессимизме, знали и пели на всех фронтах.
(Исполняется песня "В землянке")
1 ведущий: (читает стихотворение Симонова "Жди меня")
2 ведущий:
Письма с Фронта - ниточка к родным и близким. Они помогали и тем, кто был на передовой, и тем, кто ковал победу в тылу.
3 ведущий:
Тихие и проникновенные песни вошли в историю ВОВ наравне с маршами дивизии. "Темная ночь" - эту песню в годы войны пели все. Впервые она прозвучала в кинофильме "Два бойца".
(Исполняется песня "Темная ночь")
4 ведущий:
Из древности пришло к нам изречение: "Когда говорят пушки, музы молчат". Но музы не молчали. Всеобщее горе, страдание не могли отнять у людей веру в будущее, в лучшие человеческие чувства. Песни поддерживали эту веру.
(Исполняется поппури из песен: "Огонек", "Давай закурим", "Смуглянка", "Песенка пилотов", "Песенка военных корреспондентов")
1 ведущий:
Прямо с танков пели свои куплеты Юрий Тимошенко и Ефим Березин. На самой передовой под бомбами, под огнем минометов звучали песни Клавдии Шульженко. Она пела много песен, но где бы она ни выступала, бойцы всегда просили ее исполнить песню "Синий платочек". "Синий платочек" стал символом. Летчики на фюзеляжах своих самолетов писали: "За синий платочек...", танкисты писали эти слова на броне танков.
(Исполняется песня "Синий платочек")
2 ведущий:
Песни памяти народной, песни военной поры. Они не награждались во время войны орденами, о них не сообщалось в сводках информбюро, их боевой потенциал не учитывался при обороне и наступлении, но для победы в этой войне они сделали немало. Может быть это и нельзя назвать подвигом, но честной солдатской службой можно.
3 ведущий:
Она была не за горами.
Цвели сады, цвели поля. Победа!
В день девятый мая
Салютом вспыхнула земля.
Снаряды, но не боевые
Взорвали неба синеву
Победа! Знала вся Россия
Она закончила войну!
4 ведущий:
Пришла долгожданная Победа. Но песни о ней еще не написаны. Они появятся потом, через 10, 20, 40 лет. А пока:
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья - однополчане,
Боевые спутники мои?
1 ведущий:
Война уходила все дальше в прошлое, зарастали рвы и окопы, но раны продолжали болеть, а память не давала забыть тех, кто не дожил , кто заплатил за мир своей жизнью. И появились новые песни.
(Исполняется песня "В полях за Вислой сонной")
2 ведущий:
В 60-е годы на киноэкранах страны появился фильм "Тишина". Песню, прозвучавшую в нем, подхватили люди, никогда не слышавшие грома орудий, родившиеся после 1945 года. Они приняли ее как свою. Песня "На безымянной высоте" М. Матусовского и В. Баснера зажила самостоятельной жизнью.
3 ведущий:
В основе ее реальные события. 14 сентября 1943 года боевая группа, состоящая из сибиряков - коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина получила приказ проникнуть ночью в тыл противника, захватить высоту Безымянную у поселка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Радиопозывным этой группы было слово "луна".
4 ведущий:
"Луна" сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные вpaгами сибиряки были со всех сторон окружены немцами. 18 против 200.
1 ведущий:
В песне поется: "Нас оставалось только трое из 18 ребят". Это не точная цифра. Только двое, всего лишь двое осталось в живых - сержант КонстантинВласов и рядовой Герасим Лапин. Раненные, они спаслись чудом. Власов попал в плен, откуда сбежал к партизанам. Лапин был найден нашими наступающими среди убитых, отправлен в госпиталь, потом снова воевал в рядах 139 дивизии. Двое из 18 и песня "На Безымянной высоте".
(Исполняется песня "На Безымянной высоте")
2 ведущий:
Поколения сменяли поколения. И новые поколения рождали новые песни о старой Великой Отечественной незабываемой войне.
(Исполняется песня "Он не вернулся из боя")
3 ведущий:
Песня - душа народа, история народа .
В мирное время - помощница, в грозные годы войны - друг и боец.
Хорошо сказал об этом поэт Сергей Островой:
А песни ходят на войну.
А песню любят свято.
За всех людей, за всю страну
Она xpaнит солдата.
4 ведущий:
И сегодня наши песни еще на войне. Чтобы мы не забыли и помнили всю оставшуюся жизнь, какой дорогой ценой досталась нашему народу эта Победа.
(Исполняется песня "На всю оставшуюся жизнь")
1 ведущий:
Позаросли те окопы
Все сон-травою.
Закрылись они, заросли
Словно раны.
2 ведущий:
И уже превратилось поле боя
В спокойную светлую поляну.
Но живут на земле солдаты.
Поют все вместе:
В память горькую не проникает
Сон-травы цветенье голу6ое.
И окопы здесь не зарастают
И горит, дымится поле боя.
Поле боя проклято и свято.
Здесь растут кровавые рябины.
В жизни каждый должен стать солдатом
Хоть однажды, хоть на миг единый.
1