- Учителю
- Русская духовная музыка как средство воспитания духовности у школьников (1-7 классы)
Русская духовная музыка как средство воспитания духовности у школьников (1-7 классы)
Статья:
«Русская духовная музыка как средство воспитания духовности у школьников»
«Нет никакого высшего искусства,
как искусства воспитания».
Святитель Иоанн Златоуст.
Наши убеждения и моральные ценности формируются под воздействием того, что мы видим и слышим. В современных условиях развития общества происходят как позитивные процессы, так и негативные. Система ценностей меняется к худшему. Теряется доверие к людям, у подростков исчезает такая черта как характера как скромность, отсутствует чувство патриотизма. Людям недостаёт нравственного компаса, поэтому и возрастает значение духовно - нравственного воспитания детей.
Учитель - посредник между обществом и ребёнком в усвоении основ общечеловеческой культуры.
«Школа - живое духовное существо со своим предназначением
Она ведёт общество, но не является слугой общества;
Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства
Она служит человеку, но не обслуживает его».
Ш Амонашвили.
Нет нужды сегодня доказывать, что уровень развития общества во многом зависит от того, как человек относится к тем ценностям, которые формировались у него в течение многих веков и даже тысячелетий. Какие же ценности сегодня признаются?
Назовём их: Любовь и семья. Жизнь, здоровье, природа. Образование и культура; труд, карьера, собственность, идеология. Здравомыслящего человека не может не удивить, что в этой группе ценностей не нашлось места самой главной ценности - духовно - нравственного воспитания, в значительной степени определяющей все остальные ценности.
Такое пренебрежение воспитанием не случайность, а прямой показатель кризиса современной цивилизации, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения. Выход видится в духовно - нравственном возрождении нации, которое можно начать с образования. И здесь важно наполнение педагогического процесса ценностным и этическим содержанием, вниманием к духовному миру обучающегося.
Одним из средств, развивающих духовную сферу, является музыкальное искусство.
В связи с этим, хотелось бы вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. И особая роль в процессе воспитания принадлежит учителю, педагогическая миссия которого, по мнению замечательного педагога Ш.А.Амонашвили, заключается в духовном восхождении человечества.
Воспитание по Амонашвили определяется как питание души, представленное образами любви, красоты, справедливости, преданности, сопереживания, сорадости. В наиболее полном и чистом виде эти образы отражены в искусстве.
В последнее время всё чаще и чаще многими учёными и педагогами поднимается вопрос о духовной музыке и путях её включения в школьную программу.
Что же может дать школьникам приобщение к духовной музыке?
- собственно знания, накопленные человечеством и облеченные в разные образно - философские формы и жанры;
- постижение огромного жизненного и духовного опыта, сконцентрированного на протяжении нескольких тысячелетий;
- понимание широкой исторической перспективы;
- с введением духовной музыки слуховой опыт школьников пополнится новыми высоко художественными произведениями;
- расширится музыкальный кругозор учащихся, т.к. рекомендуется духовная музыка из избранных произведений русской церковной народной музыки, а так же произведения известных русских и зарубежных композиторов.
В своей педагогической практике по приобщению школьников к духовной музыке я опираюсь на программу Е.Д.Критской, основной упор которой идёт на духовное возрождение России.
Впервые в практике музыкального образования уже в содержании для начальной школы введён раздел: «О России петь - что стремиться в храм».
Введение этого раздела не случайность, это, прежде всего, потребность в новых мировоззренческих ориентирах, это поворот в сознании общественности к гуманистическим проблемам, к духовному миру человека.
Начиная уже с первого класса, учащиеся постепенно и очень бережно погружаются в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П.И Чайковского, народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны на Руси. Затем, постепенно по мере накопления музыкально - слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв.
Внутри раздела «О России петь - что стремиться в храм» прослеживается две самостоятельные линии:
-
Святые земли Русской
-
Значимые праздники православной церкви.
Все учебные материалы разделов отражают последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из классов, причём в каждом классе идёт постоянное возвращение к одним и тем же разделам, что даёт возможность реализовать принцип концентричности с учебными материалами начального и среднего звена. В этом видится идея непрерывного духовно - нравственного самосовершенствования человека.
Говоря о произведениях духовной музыки, я опираюсь на два основных правила:
- обращаться к информации, которая уже знакома из других источников,
- проводить уроки в соответствии с их датами по православному календарю.
В подтверждении вышесказанного, приведу примеры, наглядно показывающие линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы.
Так, например, тема, связанная с линией знакомства
«Значимые праздники православной церкви», получает следующее динамическое развитие:
1 класс. Раздел: «Музыка и ты»
Тема: «Пришло Рождество - начинается торжество»
Уже с первого класса речь идёт о прикосновении к высоким темам духовной жизни людей. Задача учителя - научить понимать смысл духовного праздника. Младшие школьники воспринимают тему «Рождество Христово» легко, с радостью. Используя метод «сходства» и «различия» выстраиваю урок музыки как урок искусства. Представления учащихся, как о религиозных традициях может быть дополнено собственными рассказам и, конечно, музыкой, произведениями других видов искусства. Дети поют народные песни, колядки о Рождестве: русские, французские,
Английские, немецкие и др.
2 класс: Раздел: «О России петь - что стремиться в храм»
Тема: «Образ праздника в искусстве»
Во втором классе продолжается изучение Евангельской истории о Рождестве Христовом, но уже на новом учебном и воспитательном уровне. Главное, что события двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далёкого прошлого.
3 класс: Раздел: «О России петь - что стремиться в храм»
Тема: «Образ матери в искусстве»
Вспоминая Евангельскую историю, невозможно стороной пройти праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Каждый год Благовещение отмечается 7 апреля. В связи с этим слушаем две молитвы, два музыкальных обращения к Богородице. Это музыка Ф.Шуберта «Аве Мария», и «Богородице Дево, радуйся» С.В.Рахманинова. Рассматриваем икону Богоматери Владимирской, другие картины современных авторов.
4 класс: Раздел: «О России петь - что стремиться в храм»
Тема: «Родной обычай старины»
В 4 классе ребята продолжают линию знакомства с православными праздниками на Руси. Теперь уже, на этом этапе, знакомим ребят с самым главным праздником - Пасхой Христовой. Слушаем пасхальное песнопение «Ангел вопияше». Это молитва, и исполняется она только сорок дней - в период от Пасхи до праздника Вознесения.
Молитву я рассматриваю не как познание религии, а как искусства с ней связанного, пытаясь донести мысль до каждого ребёнка, на что наставляет молитва? Рассуждая, дети понимают: на незлобие, любовь. Музыку молитвы воплощали в музыке многие композиторы. Так, например, знакомясь с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского, композитора, в душе которого всегда, с детства был Бог, слушаем пьесу «В церкви». Она звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся в церкви. Что происходит? День завершён. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». После такого урока дети, даже второклассники, понимают, что без стремления к добру, любви, справедливости нельзя жить в этом мире.
В процессе знакомства с молитвами дети очень много узнают о людях, которые несли в мир любовь, красоту, справедливость, правду, добро. Это «Святые земли русской». Речь пойдёт о тех людях, чья жизнь была озарена ореолом святости, а их деяния и служение народу были угодны Богу.
Ребята знакомятся с музыкой из кантаты «Александр Невский» и народным духовным песнопением о Сергии Радонежском. Это народные герои, о них надо знать. Церковь причислила их к лику святых. Они воспеты в искусстве. В результате проведения такой параллели значимость подвигов героев на благо своего народа сыграет несомненную роль в оценке правильного поведения, своих поступков.
Слушая музыку величания, школьники знакомятся с образами святых - княгиней Ольгой, мудрой устроительницы Руси, с князем Владимиром, в том числе и с образом Ильи Муромца, храброго могучего богатыря, это и братья Кирилл и Мефодий - просветители славян, с их образом дети знакомятся через гимн болгарского композитора Понайота Пипкова, написанного 100 лет назад. Это гимн славит Кирилла и Мефодия как просветителей и учителей.
Смогли тот факел просвещенья
Теплом души своей зажечь.
Из века в век хвалебной песней
Могущественно льётся речь
Образы духовной музыки находят своё продолжение и на уроках основной школы.
5 класс: Раздел «Музыка и литература»
Тема: «Всю жизнь несу Родину в душе».
Ребята знакомятся с творчеством В.А Гаврилина, слушают фрагменты из
симфонии-действа «Перезвоны».
5 класс: Раздел: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема: «Небесное и земное в звуках и красках»
Ребята знакомятся с образами древнерусского искусства: знаменным распевом, иконой «Покров Пресвятой Богородицы», вспоминают известную им музыку, написанную в жанре молитвы: «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» П.Чайковского и С.Рахманинова. Поют главные мелодии этих хоров и слушают новое для них сочинение - хор «Любовь святая» (из музыки к драме А.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович) Г.Свиридова. Контрастом русской музыке станут произведения И.С.Баха, Ш. Гуно, Дж. Каччини, Ф.Шуберта («Аве Мария») и рассматриваем картину художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
6 класс: Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема: «Духовный концерт».
Школьники знакомятся с жанром хорового инструментального концерта в опоре на имеющийся опыт восприятия инструментального концерта, выявляя особенности русской духовной музыки 18 века на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи мене во время старости»
7 класс: Раздел: «Особенности драматургии сценической музыки»
Тема: «Сюжеты и образы духовной музыки».
Актуализируя музыкальный опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки, знакомимся с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова). После знакомства с этими произведениями ребята приходят к выводу: музыка пронизана чувством добра и света, в ней - торжество и покой, размах и мощь. Она не грозит и не устрашает, но сообщает душевный подъём и радостно возбуждает. Эта музыка не разобщает, а объединяет.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сказать, что духовная музыка хранит в себе огромное культурное наследие.
Она обогащает детей, рождает в них положительные эмоции. Опыт проведения занятий показывает, что они способствуют установлению творческой атмосферы в классе, пробуждению совести и высоконравственной гражданской позиции у детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям, возникновению одолеть свои пороки.
Список литературы:
1. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: в 2-х книгах / И.В.Кошмина.- М. Гуманитарный издательский центр «Владос» пособие. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006 - 207с
3. Философский словарь. - М. 1991
4. Бердяев Н. Дух и реальность / Бердяев. - Париж, 1990 -.11
5