7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 1 класс

Рабочая программа по музыке 1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Музыка», авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования - развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  • учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

  • Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом - «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура - это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) - композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.



Особенности содержания программы и тематическое планирование

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно - 8-ю тематическими блоками, а не по четырём темам.

Место предмета в учебном плане

</ В соответствии с Учебным планом МБОУ «Школа № 7» предметная область «Искусство» включает учебный предмет «Музыка», на изучение которого в 1 классе отводится 1час в неделю, 33 часа в год.

Тематическое планированиеРабочая программа по музыке 1 класс





Кол - во часов по программе

Кол- во часов фактически

1.

Внутренняя музыка

3 ч.

3 ч.

2.

Родная речь

5ч.

4ч.

3.

П. И. Чайковский

3ч.

3ч.

4.

М. И. Глинка

4ч.

4ч.

5.

Мелодия жизни

4ч.

4ч.

6.

С. С. Прокофьев

3ч.

3ч.

7.

Путешествие во времени и в пространстве

7ч.

7ч.

8.

Счастье, где ты?

3ч.

3ч.

9.

Повторение

1ч.

1ч.



Итого:

33ч.

33ч.

Календарно - тематическое планирование по музыке

1 классПримерный музыкальный

материал

Универсальные учебные действия

Дата

Как можно услышать музыку(33 ч.)



1

«Внутренняя музыка» (3 ч.)

Внутренняя музыка

Музыка разных жанров: танец, марш, песня.

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Исполнять колыбельные песни



2

Колыбельная песня

Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре



3

Сказку складываем, музыкой сказываем.

Народное музыкально-поэтическое творчество.



А. Лядов. Кикимора



Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



4

Родная речь (5 ч.)

Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…

Г. Фрид. Ветер

Е. Тиличеева. Деревца

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись



5

Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное…

А. Вивальди. Зима

С. Прокофьев. Дождь и радуга

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение



6

Музыка природы. Прогулка в лес



Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение



7

Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе.

Р.н.п. Как под наши ворота

Укр. Н. п. Журавель

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



8

Портреты заговорили и запели.

Р. Шуман. Весёлый крестьянин

Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу!

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира



9

Пётр Ильич Чайковский (3ч.)

Детские годы.

«Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



10

Здесь живёт музыка П.И. Чайковского.

Балет «Щелкунчик»



11

Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева»





12

Михаил, Иванович Глинка (4ч.)

Детские годы

Мазурки

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



13



Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

Опера «Руслан и Людмила»

Первая песня Баяна



14

Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!



Опера «Руслан и Людмила»

Ария руслана из 3 действия



15

Руслан и Людмила. Слава!

Опера «Руслан и Людмила»

Заключительный хор



16

Мелодия жизни(4ч.)

Заветное слово.

В. Усачёва. Жила-была работа

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира



17

Как начинается музыка?

В. Усачёва. Жила-была работа



18

Вольфганг Амадей Моцарт.

Хор из оперы «Волшебная флейта»

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



19

Моцарт сочиняет.

В. Моцарт. Менуэт



20

Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.)

Детство композитора

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»



21

Балет «Золушка»

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»



22

Музыка для детей С. Прокофьева

Балет «Золушка»



23

Путешествие во времени и пространстве(6 ч.)

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

Р.н.п. Вот уж зимушка проходит

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение



24

Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу

Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов



25

Тренируем свою «внутреннюю музыку».



Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка»

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов



26

Две песни. Сочиняем песенку

Музыкальная игра «Полевая берёзка»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение



27

Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички

Весенние заклички

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов



28

Музыка

народный хор

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов



29

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

И. С. Бах. За рекою старый дом.

Жизнь хороша

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира



30

Счастье, ты где?(4 ч.)

Идём за Синей птицей.

Музыка И. Сац к спектаклю «Синяя птица»

Г. Струве. Музыка

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения





31

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?

Музыка И. Сац к спектаклю «Синяя птица»

В. Усачёва. Жила-была работа

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение



32

Музыка для детей

Дождь на лугах. Весенняя песенка

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение



33

Итоговое повторение. Урок - концерт

Любимые произведения, изученные в 1 классе

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения по данной программе используются УМК по музыке издательство «Баласс»

  1. 1.Программа "Музыка", авторы: Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Образовательная система «Школа 2011». Федеральный государственный образовательный стандарт.

  2. 2. Образовательная программа. В 2-х книгах . Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2 - е, испр. - М. : Баласс, 2011.

  3. 3.В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка». Учебник для 1 -го класса. - М. : Баласс, 2011.

  4. Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, комплект дисков с музыкальными произведениями по программе.















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал