7


  • Учителю
  • «Интегрированное обучение на уроках музыки»

«Интегрированное обучение на уроках музыки»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Интегрированное обучение на уроках музыки»


Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.

М.К. Чюрленис



Актуальность

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.

Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.


Обоснование выбранной темы

Акцент в своей профессиональной деятельности я делаю на формирование образного мышления у обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами, а именно с изобразительным искусством, литературой и историей.

Интеграция - это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Интегративное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет.

Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.


Методы решения поставленных задач

  • Методы теоретического поиска (анализ теоретических источников по проблеме формирования образного мышления, интеграции различных видов искусства);

  • Методы исследования реального педагогического процесса (изучение и обобщение педагогического опыта);

  • Поисковый метод: при разработке интегрированных занятий.


Выбранные методы позволяют наиболее полно и глубоко исследовать проблему, решить поставленные задачи, исходя из условий и возможностей.


Принципы профессиональной педагогической деятельности

  • принцип гуманизации образования;

  • принцип личностно-ориентированного подхода;

  • принцип научности;

  • принцип интеграции;

  • принцип осуществления как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

  • принцип соответствия содержания возрастным особенностям обучающихся;

  • принцип систематичности.

Методические рекомендации для учителя музыки по применению интеграции искусств на уроке.


1. На уроке музыки интегрированного типа следует уделять внимание интонационно - образной стороне различных произведений искусства. Интонация - своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности - всё это многообразие сводится к определению «интонация».

2. Необходимо определить, какую задачу призван решать каждый вид искусства используемый на уроке музыки.

3. Исходя из конкретных условий и особенностей класса, педагог должен спланировать, как использовать музыкальный, литературный и изобразительный материал, чтобы он имел определённое художественное воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии урока.

4. Использование на уроках музыки разных видов искусств должно способствовать более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения.

5. Уроки интегрированного типа должны подвести учащихся к осознанию того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.

6. Помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности разных видов искусств, таких как интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки и т.д.

7. На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.

8. Во время анализа произведений искусства, и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружая его терминологией, сухими фактами.

9. Среди методов анализа художественного произведения используются:

а) метод сопоставления произведений разных видов искусства

б) метод сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности

10. Учитывать возрастные особенности учащихся при подборе музыкального, изобразительного и литературного ряда.

11. Искусства, используемые на уроке должны формировать эстетическое восприятие произведений, совершенствовать у школьников искусствоведческие знания, навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал