7


  • Учителю
  • Музыка 5 кл ФГОС по учебнику Критская

Музыка 5 кл ФГОС по учебнику Критская

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Музыка 5 кл ФГОС по учебнику Критская



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5 классов разработана на основе

- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- примерной основной образовательной программы начального общего образования,

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Аюская ООШ им.Р.Х.Кагирова,

- авторской программы по музыке, разработанной на основе примерной программы, Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Реализация программы предполагает использование УМК«Перспектива».

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его вы-разительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно--коммуникационных технологий).





Общая характеристика курса





Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.





Место курса в учебном плане

Курс «Музыка»изучается вV-VII классах 1 час в неделю в объеме 105 часов (по 35 часов во V-VII классах).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественны интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.



Результаты изучения курса

5 класс

К окончанию 5 класса будут сформированы:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД

- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Познавательные УУД

- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

В основной школе на данном предмете будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

-понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

-анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

-понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

-определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

-узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

-определять тембры музыкальных инструментов;

- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

-определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

-владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

-сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

-понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

-называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

-определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

-владеть навыками вокально-хорового музицирования;

-применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

-понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

-приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

-применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

-использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • -понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • -определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • -распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной музыки;

  • - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • -исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • -активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Содержание программыНаименование разделов учебной программы

Описание основных содержательных линий

Кол.

часов

Перечень контрольных, практических работ

Направления проектной деятельности

5

класс





Музыка как вид искусства ( 29 ч.)

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

10

5 класс-промежуточная

аттестация в форме тестирования



Творческие

Исследовательские

Информационные



Народное музыкальное творчество

( 4 ч.)

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

3





Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

( 13 ч.)

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

6





Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (25 ч.)



Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

7





Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.(17 ч.)

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз - наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

5





Современная музыкальная жизнь(10 ч.)



Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

2





Значение музыки в жизни человека (7 ч.)

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

2





Итого







35







Система оценивания

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Проверка ЗУН учащихся проводится в форме тесты , и промежуточная аттестация в конце учебного года.





Педагогические технологии:

1.Технология развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике изучаемого предмета

  3. МР3 - плеер

  4. Портреты композиторов

  5. Интерактивная доска

  6. Мультимедийный проектор

  7. Экран проекционный

  8. Видеомагнитофон

Литература для ученика

«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011 г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»





Электронные цифровые ресурсы



Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Литература для учителя

Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2012г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г

  • фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011 г.



Дополнительная литература

1.Страницы о музыке. Беседы и лекции для учащихся./ Авторы-составители: Баландина Е.Г, Голова В.Ю., Голов Д.В. - Казань:РИЦ «Школа», 2006

2.Уз жырыбыз булсын эле. Сборник. Ф.Галимов, Казан, «Печать-сервис», 2013

3. Кояш колэ. Н.Лотфуллина,песни. Казан, ГранДан.1998

4.Жырлап узган жэй. Музыкаль экиятлэр, Л.Батыр-Болгари., Казан , Мэгариф, 2009

5. Кояшлы жыр. Р.Вэлиев, Балалар очен жырлар. Казан., Татарское книжное издательство,2007

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3.. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).

4..Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-

552f31d9b164

5..Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

































































Календарно-тематическое планирование

по музыке

Класс 5

Учитель Фаррахова Г.Г.

Всего 35 часов; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков - ч.

Административных контрольных уроков - 1 ч.

КТП по музыке разработано на основе :

  • Планируемых результатов начального общего образования.

  • Примерной основной образовательной программы.

  • Основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».

  • Авторской программы по музыке, разработанной на основе примерной программы, Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Учебник

Музыка 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Творческая тетрадь для 5класса, М., Просвещение, 2010г.















Календарно тематическое планирование



Тема урока

Тип урок а

Планируемые результаты

Основные виды деятельности учащихся

Виды и формы контроля

Дата



Предметные

Метапредметные (К - коммуникативные, Р - регулятивные,

П- познавательные)



Личностные

По плану

По факту

5 класс

1 четверть - 9 часов

Раздел I. Музыка как вид искусства- 3ч.

Раздел II. Народное музыкальное творчество 3 ч.

Раздел III. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. 1 ч. Раздел IV Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. 1 ч. Раздел VII Значение музыки в жизни человека 1 ч.

1

Многообразие связей музыки с литературой. Интонация как носитель образного смысла Что роднит музыку с литературой?

УОНЗ

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях.

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией,

Ответственное отношение к учению, готовность и спо- собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти- вации к обучению и познанию

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.



Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.



Исполнять народные песни, песни о родном

Текущий Беседа

5.09

5.09







инициирование взаимодействия в группе, коллективе;



крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Воплощать художественно- образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.



Импровизировать в пении, игре наэлементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.



Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.







2

Знакомство с

музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей...

УОНЗ

различать жанры вокальной, инструментальной, вокально- инструментальной, камерно- инструментальной, симфонической музыки. участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования.

Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстети- ческое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности му- зыкально- эстетического характера.

Текущий Беседа

12.09



12.09



3

Характерные черты русской народной музыки.

Основные жанры

русской народной

вокальной музыки. Песня русская в березах, песня русская в хлебах...

УОНЗ

определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен определять виды оркестров: оркестра народных инструментов,

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров

К: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательнос ти и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и

сопереживание им

Текущий Беседа

19.09



19.09



4

Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно- инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).

Развитие жанров

светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка,

концерт, симфония, опера, балет). Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Звучащие картины

УОНЗ

называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.)

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений с другими видами искусства; К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

- Коммуника тивная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно- исследовательско й, творческой и других видах деятельности.

Владеть

музыкальными терминами и понятиямивпределах изучаемойтемы.



Размышлять о знакомом

музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.



Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Текущий Беседа

26.09



26.09



5

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Музыкальный фольклор народов России. Фольклор в

музыке русских композиторов.

«Стучит, гремит Кикимора…»

УОНЗ

понимать значение устного народного музыкального творчества в

развитии общей культуры народа; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования.

Р: - владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы .

- Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Текущий Беседа

3.10



3.10



6

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах

УОНЗ

понимать значение интонации в музыке как носителя образного

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей

Ответственное отношение к учению, готовность и спо-

Текущий Беседа

10.10



10.10



Востока и Запада.

«Что за прелесть эти сказки…»



смысла;

музыки с литературой

П: устойчивое представление о народной и профессиональной музыке К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия драматизаций музыкальных образов.

собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти- вации к обучению и познанию









7

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально- инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие интонационно-образных построений. Жанры вокальной и инструментальной музыки Мелодией одной звучат печаль и радость...

УКПЗ

иУ

различать жанры вокальной, инструментальной, вокально- инструментальной, камерно- инструментальной, симфонической музыки

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.

К: передача собственных впечатлений о музыке

- Эстетическ ие потребности, ценности и чувства, эстети- ческое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности му- зыкально- эстетического характера.

Текущий Беседа

17.10



17.10



8

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Песнь моя летит с мольбою...

УОНЗ

анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

Р: планирование собственных действий в процессе исполнения музыки П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах

К: инициирование взаимодействия в группе, коллективе

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пе- нии,

Текущий Беседа

24.10



24.10





А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) Скажи, откуда ты приходишь, красота?



разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические.

интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и

сопереживание им

музыкального воплощения стихотворных текстов.



Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.



Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.



Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в

народных играх и обрядах, действах и т.п.



Исполнять







12

Многообразие связей музыки с литературой. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт.

УОНЗ

понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками

вокально-хорового музицирования.

Р: - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах

К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Коммуникативная компетентность в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской

, творческой и других видах деятельности.

Текущий Беседа

28.11



28.11

13

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон).

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной - черный гость...

УОНЗ

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейско й музыке

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров

К: - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Текущий Беседа

5.12



5.12

14

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная

мозаика. Опера-

былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

УОНЗ

владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; узнавать на слух изученные произведения русской и

зарубежной классики, произведения современных композиторов.

Р: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования.

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Коммуникативная компетентность в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской

, творческой и других видах деятельности.

отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.



Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных).



Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.



Использовать образовательные

Текущий Беседа

12.12



12.12

15

Основные жанры

светской музыки

(соната, симфония, камерно- инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).

Развитие жанров

светской музыки

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка

«Щелкунчик».

УОНЗ

называть основные жанры крупной

формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и

формах ее

воплощения.

Р: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования.

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Ответственное отношение к учению, готовность и спо- собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти- вации к обучению и познанию

Текущий Беседа

19.12



19.1216

Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

УОНЗ

приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; определять виды оркестров: эстрадно- джазового оркестра.

Р: - прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с театром, кино;

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров

К: инициирование взаимодействия в группе, коллективе.

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

ресурсы

Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Текущий Беседа

26.12



26.12

17

Мюзикл. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

УКЗи У

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об

основной идее,

средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; - передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме.

Р: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования.

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Текущий Тест

16.01

16.01



20

Духовная музыка русских композиторов. В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...

УОНЗ

сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством.

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров в ее связях с другими видами искусства;

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Наблюдать за

процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в

произведениях разных форм и жанров.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемойтемы.



Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музы- кальным произведениям при их восприятии и исполнении.



Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.



Исполнять песни и темы

инструмен-

Текущий Беседа

6.02

6.02

21

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звать через прошлое к настоящему.

Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.

УОНЗ

эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке

К: - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационально го народа России)

Текущий Беседа

13.02

13.02

22

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне,

УОНЗ

понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и

литературы на основе осознания специфики языка

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством.

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к

Текущий Беседа

20.02

20.02

природа, объятья... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы... И это все -

весенних дней приметы!



каждого из них.

музыкальных произведений различных жанров в ее связях с другими видами искусства;

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

окружающей среде.

тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.







23

Творчество композиторов- романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).

Фореллен-квинтет.

УОНЗ

узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших зарубежных композиторов

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки других стран мира;

П: - устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров в ее связях с другими видами искусства;

К: , инициирование взаимодействия в группе, коллективе.

Ответственное отношение к учению, готовность и спо- собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти- вации к обучению и познанию

Текущий Беседа

27.02

27.02

24

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Романтизм в русской музыке.

Дыхание русской песенности.

УОНЗ

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы

Р: - прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством.

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений. К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Этические чувства доброжелательнос ти и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и

сопереживание им.

Текущий Беседа

5.03

5.0325

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

Древний храм златой вершиной блещет ярко...

УОНЗ

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об

интонационной природе музыки.

Р: осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров в ее связях с другими видами искусства;

К: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстети- ческое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности му- зыкально- эстетического характера.



Текущий Беседа

12.03

12.03

26

Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали...

Неукротимым духом своим он побеждал зло.

УОНЗ

узнавать на слух изученные произведения современных композиторов; определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра.

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования

К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Коммуникативная компетентность в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, творческой и других видах деятельности.

Текущий Беседа

19.03

19.03

27

Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой!

Земли решается судьба.

УК

приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах

Этические чувства доброжелательнос ти и

эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Текущий Проект

2.04

2.04







музыкой и другими видами искусств.

знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства

К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

на основе моти- вации к обучению и познанию.

совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства.



Самостоятельно подбиратьсходные и/иликонтрастные произведенияизоб- разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.



Определять взаимодействие музыки сдругими видамиискусствана основеосознания специфики языка каждого из них (музыки,литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).







29

И.С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...

УОНЗ

понимать особенности языка западноевропейско й музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема.

Р: коррекция недостатков собственной художественно- музыкальной деятельности;

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования.

К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Этические чувства доброжелательнос ти и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и

сопереживание им.

Текущий Беседа

23.04

16.04

30

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...

УОНЗ

-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и

литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; определять тембры музыкальных инструментов.

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров музыки в ее связях с другими видами искусства;

К: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Текущий Беседа

30.04

23.0431

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Импрессионизм в музыке и живописи.

Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

УОНЗ

узнавать на слух изученные произведения современных композиторов; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования.

Р: осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не- обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.



Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.



Самостоятельно работать с обучающ и м и образовательным и программами.



Оценивать собственную музыкально-твор ческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Текущий Беседа

7.05

30.04

32

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины.

УОНЗ

проявлять творческую инициативу, участвуя в

музыкально- эстетической деятельности;

-понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях.

Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонациональн ого народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Текущий Беседа

14.05

7.0533

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке)

В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете...

УОНЗ

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Р: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования,

К: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Этические чувства доброжелательнос ти и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и

сопереживание им.



Текущий Беседа

14.05

14.05

34

</ Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).

Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора. С веком наравне.

УОНЗ

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Р: прогнозирование результатов художественно- музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

К: знакомство с различными социальными ролями в процессе работы

Участие в общественной жизни школы в пределах возра- стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей

Текущий Беседа

28.05

28.0535

Многообразие связей музыки с литературой. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Промежуточная аттестация

УКЗи У

- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella).

Р: осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно- музыкальной деятельности;

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.

Коммуникативная компетентность в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской

, творческой и других видах деятельности.



Текущий Тест

21.05

21.05



















































Комплект оценочных и методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации

















Примерные задания для проведения промежуточной аттестации на 2015-2016 учебный год.

Дата проведения: 21.05.2016



А 1. Какие термины относятся к музыкальному жанру?

  1. Басня

  2. Баллада

  3. Сказка

А 2. Какие термины относятся к литературному жанру?

  1. Романс

  2. Баркарола

  3. Роман

А 3. Игрой на каком инструменте былинный Садко сводил с ума Морскую царевну?

  1. Арфа

  2. Балалайка

  3. Гусли

  4. Гитара

А 4. Какой из музыкальных жанров относится к инструментальной музыке?

  1. Песня

  2. Соната

  3. Ария

А 5. Сколько струн на волынке?

  1. 0

  2. 3

  3. 1

  4. 7

А 6. Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа?

  1. М.И.Глинка

  2. П.И.Чайковский

  3. А.К.Лядов

А 7. Кто из перечисленных поэтов является автором стихотворения «Снег идет», на которое Г.Свиридов написал одноименную кантату.

  1. С.Есенин

  2. Б.Пастернак

  3. А.Пушкин

А8. Кого композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?

  1. П.И.Чайковский, А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский

  2. В.А.Гаврилин, Г.В.Свиридов, С.Прокофьев, В.Г.Кикта

  3. Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Э.Григ,Н.Паганини

А 9. Кто является автором картины (триптих) «Александр Невский»

  1. П.Корин

  2. В.Серов

  3. И.Левитан

А 10. Какое историческое событие, связанное и именем святого, стало основой для создания одноименных произведений: кинофильма С. Эзенштейна и кантаты С.Прокофьева?

  1. Куликовская битва

б) Невская битва

в) Сражение под Бородино

А 11. Фамилия какого знаменитого композитора в переводе на русский язык означает «ручей»?

  1. Р. Вагнер

  2. И. С. Бах

  3. Г. Ф. Гендель

  4. К. В. Глюк

А 12. Кого из композиторов можно назвать представителем импрессионизма в музыке?

  1. Л.Бетховен

  2. Э.Григ

  3. К.Дебюсси

А 13. Назовите композитора, вокальное и инструментальное произведение которого имеют одинаковое название.

  1. Ф.Шуберт

  2. Ф.Шопен

  3. В.А.Моцарт

А 14. Выберите из предложенного списка композитора, в творчестве которого тесно переплетаются жанры живописи, музыки, поэзии.

  1. И.Стравинский

  2. М.Чюрлёнис

  3. В.Кикта

А 15. Кто из этих композиторов является автором музыки Гимна СССР и РФ?

  1. И. Дунаевский

  2. М. Дунаевский

  3. А. Александров

  4. А. Новиков

А 16. Выберите правильное название 1 части концертной симфонии В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»

  1. «Скоморохи»

  2. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

  3. «Орнамент»

А 17. Подберите правильное определение слову полифония.

  1. В переводе с греческого это слово означает многозвучие - вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

  2. Музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела - рефрена, с которым чередуются эпизоды.

  3. Музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.

А 18. Какое определение является верным для инструмента фортепиано?

  1. клавишно-духовой инструмент

  2. струнно-щипковый инструмент

  3. клавишно-ударный инструмент

А 19. Музыкальное искусство - это

  1. временное искуство

  2. пространственное искусство

А 20. Н.Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных сказок:

  1. русских народных

  2. якутских народных

  3. арабских народных





Вариант 2

К каждому из заданий А1-А20 даны 4 варианта ответа,

из которых только один правильный

А 1. Кто из композиторов создал первую русскую национальную оперу?

  1. М.И. Глинка

  2. М.П. Мусоргский

  3. С.В. Рахманинов

  4. П.И. Чайковский

А 2. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»?

  1. Прелюдия

  2. Соната

  3. Рондо

  4. Увертюра

А 3. Какой из музыкальных жанров относится к вокальной музыке?

а) Концерт

б) Симфония

в) Вокализ

А 4. На каком музыкальном инструменте не играют пастухи?

  1. Свирель

  2. Дудка

  3. Рожок

  4. Горн

А 5. Какой из музыкальных жанров относится к инструментально-вокальной музыке?

  1. Кантата

  2. Балет

  3. Ноктюрн

А 6. К какой группе инструментов оркестра относится фагот?

  1. Медная духовая

  2. Деревянная духовая

  3. Клавишно-ударная

  4. Струнно-смычковая

А 7. В какой европейской стране предположительно была изобретена гармонь?

  1. Германия

  2. Англия

  3. Белоруссия

  4. Молдавия

А 8. Какая группа музыкальных инструментов может не входить в состав современного симфонического оркестра?

  1. Ударные

  2. Клавишные

  3. Смычковые

  4. Духовые

А 9. Сколько струн у балалайки?

  1. 5

  2. 3

  3. 4

  4. 2

А 10. Кто из австрийских композиторов уже в 6 лет давал концерты?

  1. И. Штраус

  2. В. А. Моцарт

  3. Й. Гайдн

  4. Г. Малер

А 11. Какое из предложенных определений подходит по смыслу к данному определению: Произошло от французского слова «впечатление». Музыка композиторов основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками.

  1. Романтизм

  2. Классика

  3. Импрессионизм

А 12. Кто является главным героем оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»?

  1. Денис Давыдов

  2. Емельян Пугачёв

  3. Иван Сусанин

  4. Григорий Распутин

А 13. Какой великий композитор посвятил каждому месяцу года свои знаменитые пьесы?

  1. П. И. Чайковский

  2. М. И. Глинка

  3. С. В. Рахманинов

  4. А. Н. Скрябин

А 14. Кто написал «Полёт шмеля»?

  1. П. И. Чайковский

  2. Н. А. Римский-Корсаков

  3. А. И. Хачатурян

  4. М. И. Глинка



А 15. Какое из произведений относится к программной музыке?

  1. М.И.Глинка, романс «Венецианская ночь»

  2. М.П.Мусоргский, фортепианная сюита «Картинки с выставки»

  3. С.В.Рахманинов «Вокализ»



А 16. Как называется хоровое пение без инструментального сопровождения?

  1. Соло

  2. А капелла

  3. Аккомпанемент

  4. Тутти

А 17. Великий русский композитор, написавший цикл фортепьянных пьес, среди которых «Прогулка», «Избушка на курьих ножках», «Лиможский рынок», «Богатырские ворота» и др.? Назовите это произведение.

  1. Кащей бессмерттый

  2. Сказка о царе Салтане

  3. Сказки старой бабушки

  4. Картинки с выставки

А 18. В начале 60-х годов 19 века сложилось творческое содружество русских композиторов. Назовите его.

  1. Мир искусств

  2. Беляевский кружок

  3. Русские сезоны

  4. Могучая кучка

А 19. Как называется камерный ансамбль, состоящий из 4-х инструментов?

  1. Квинтет

  2. Квартет

  3. Секстет

  4. Трио

А 20. Что используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов?

  1. Сурдина

  2. Камертон

  3. Канифоль

  4. Медиатр



Критерии оценивания работы



Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.



От 10 до 13 правильных ответов оценка «3»

От 14 до 17 правильных ответов оценка «4»

От 18 до 20 правильных ответов оценка «5»





Аннотация

к рабочей программе 5 класса по музыки (учитель Фаррахова Г.Г.)

на 2014-1015 учебный год.

Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе с учетом отведения 1 час в неделю с общим количеством 35 часов в год составлена по авторской программе Программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская\ Москва, Просвещение, 2011

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Планируемый результат:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по музыки в 5 классе проходит в конце учебного года в форме тестирования.



Структура рабочей программы : титульный лист, пояснительная записка , календарно-тематическое планирование, комплект оценн.мат., аннотация, лист учета





















Лист учета выполнения содержания КТПРеквизиты протокола педсовета (дата, №)

Реквизиты приказа (дата, №)

Изменения и (или) дополнения















































1



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал