7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке (7 класс)

Рабочая программа по музыке (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рабочая программа по музыке (7 класс)



Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д.Б.Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т.И.Науменко (М.: Дрофа, 2010).

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2010).

Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.

Основные задачи музыкального воспитания:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

На изучение музыки в 5 классе отводится 34 часа в год (1 раз в неделю)











































Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;



Содержание учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое музыкальное содержание?

  • Что представляет собой музыкальный образ?

  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?

  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жан­рах - опере, симфонии?

В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.



  1. Содержание в музыке (4 часа).

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.



  1. Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.



  1. Музыкальный образ (3 часа).

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.



  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.



  1. Что такое музыкальная форма (4 часа).

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир - С. Губайдуллина.



  1. Музыкальная композиция (8 часов).

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).



7. Музыкальная драматургия (7 часов).

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Первые шаги татарской классической оперы и балета.







































































Тематическое планирование



Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Тема

Всего часов

Из них

Теори я, ч.

Твор-ческие работы, ч.

Контрольные работы, ч.



Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ









Музыку трудно объяснить словами.

1

1





В чем состоит сущность музыкального содержания.

1

1





Каким бывает музыкальное содержание

2

2





Музыка, которую можно объяснить словами.

2

1



1

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1

1





Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».

1

1





Когда музыка не нуждается в словах.

1

1





Музыкальный образ

1

1





Лирические образы в музыке.

1

1





Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

1

1





«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

2

1



1

Что такое музыкальная форма

1

1





«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».

2

1

1



Виды музыкальных форм

1

1





Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1

1





Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

2

1



1

О роли повторов в музыкальной форме.

1

1





Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

1

1





«Ночная серенада» Пушкина - Глинки: трехчастная форма.

1

1





Многомерность образа: форма рондо.

1

1





Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

1

1





Музыкальная драматургия

1

1





О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

1

1





Музыкальный порыв.

1



1



Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1

1





Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

1





1

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1

1





Формула красоты.

2

2







Итого:

34

28

2

4































































</ Календарно - тематическое планирование

7 класс (34ч)

Тема года «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Раздел

Тема урока

Количество часов

Дата

Дата

1

Магическая единственность музыкального произведения

1





2

Музыку трудно объяснить словами

1





3

4

Что такое музыкальное содержание?

2





5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1





6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1





7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

1





8

Когда музыка не нуждается в словах

1





9

Заключительный урок

1





10

Лирические образы в музыке.

1





11

Драматические образы в музыке.

1





12

Эпические образы в музыке.

1





13

«Память жанра».

1





14

15

16

Такие разные песни, танцы, марши.

3





17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

1





18

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».

1





19

От целого к деталям.

1





20

Какой бывает музыкальная композиция.

1





21



Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

1





22

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)

1





23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

1





24

25

Многомерность образа в форме рондо.

2





26

Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

1





27

Заключительный урок. Обобщение темы.

1





28

О связи муз. формы и муз.драматургии.

1





29

Музыкальный порыв.

1





30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1





31

32

Диалог искусств

Опера "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

2





33



Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1





34

Заключительный урок.

1











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал