- Учителю
- Рабочая программа по музыке 5 класс. Т. И. Науменко, В. В. Алеев
Рабочая программа по музыке 5 класс. Т. И. Науменко, В. В. Алеев
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.), примерной основной образовательной программы ФГОС с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).
Стандарты второго поколения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II - выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III - пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2 часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои первые творческие работы с применением ИК технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.
- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.
- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.
-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста:
1 четверть, 8 урок - тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;
2 четверть, 7 урок - тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;
3 четверть, 4 урок - тест по темам: «Опера», «Балет»;
4 четверть, 7 урок - тест по теме «Музыка и изобразительное искусство».
Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке
для 5 класса
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке
для 5 класса
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
5 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Контрольные работы
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
1.
Музыка рассказывает обо всём
1
-
2.
Древний союз
Истоки
3
-
3.
Искусство открывает мир
4.
Искусства различны, тема едина
Часть первая. Музыка и литература
5.
Слово и музыка
Два великих начала искусства
3
-
6.
«Стань музыкою, слово!»
7.
Музыка «дружит» не только с поэзией
8.
Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»
1
1
9.
Песня
Песня - верный спутник человека
3
-
10.
Мир русской песни
11.
Песни народов мира
12.
Романс
Романса трепетные звуки
2
-
13.
Мир человеческих чувств
14.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
2
-
15.
Что может изображать хоровая музыка
16.
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»
1
1
17.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки
2
-
18.
Из чего состоит опера
19.
Балет
Единство музыки и танца
2
1
20.
«Русские сезоны» в Париже
21.
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова
2
-
22.
Музыкальные сюжеты в литературе
23.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке
1
-
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
24.
Образы живописи в музыке
Живописность искусства
2
-
25.
«Музыка - сестра живописи»
26.
Музыкальный портрет
1
-
Может ли музыка выразить характер человека?
27.
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов
2
-
28.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
29.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок
3
-
30.
Сказочные герои в музыке
31.
Тема богатырей в музыке
32.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи
2
1
33.
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»
34.
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»
2
Всего часов
35
4
Календарно-тематический план
№
п/п
Дата
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к
результатам
Контрольно-
оценочная
деятельность
Информацион-ное сопровож-дение, цифровые и электронные образователь-ные ресурсы
Д.З.
личностные
метапредметные
предметные
Вид
Форма
1
Тема 1: «Музыка рассказывает обо всём». Всего часов 1
1.1
Музыка рассказывает обо всём.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Различать характер-ные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами музыки и другими образами искусства.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образ-ным содержанием.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
Входной
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №1
2
Тема 2: «Древний союз». Всего часов 3
2.1
Истоки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства.
Музыкальный материал:
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка» (пение).
Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
Понимать единство истоков различных видов искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образ-ным содержанием.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
Текущий
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №2
2.2
Искусство открывает мир.
Урок закрепления знаний
1
Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства.
Художественный материал:
Музыка
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).
Литература
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;
X. К. Андерсен. «Соловей».
Живопись
Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого;
И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение)
Творческое задание: найти или сочинить стихотворение о музыке.
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.
Текущий
Взаимо-опрос
ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смыс- ла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий».
2.3
Искусства различны, тема едина.
Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН
1
Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»
Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.
Выявлять связи между музыкой,
литературой и изобразительным искусством на уровне темы.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.
Текущий
Синквейн
Презентация «Искусства различны, тема едина»
3
Тема 3: «Слово и музыка». Всего часов 3
3.1
Два великих начала искусства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Слово и музыка - могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;
Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).
«Веселый мельник», американская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: импровизация на стихотворение Р. Бёрнса «За полем ржи».
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки
и литературы.
Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
Текущий
Устный опрос
Презентация «Два великих начала искусства».
Музыкальный словарь Римана.
Видеофильм «Поэзия и музыка» (фрагмент)
3.2
«Стань музыкою, слово».
Комбинирован-ный урок
1
Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент
(слушание).
«Веснянка», украинская народная песня (пение).
Творческое задание: импровизация на стихотворение П. Элюара «Музыкант».
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.
Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
Текущий
Синквейн
http://ru.wikisource.org/wiki/
Информация о композиторах
3.3
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Урок обобщения и систематиза-ции знаний
1
Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» М. Мусоргского).
Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).
Творческое задание: д.м.н. стр. 7
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Ставить учебные цели, выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
Текущий
Самостоя-тельная работа
Музыкальный словарь Римана
4
Тема 4: Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». Всего часов 1
4.1
Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
1
Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
Игра .
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Контролировать и оценивать свою деятельность.
Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач.
Итоговый
Тест, музыкаль-ная викторина
ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смыс- ла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Тест».
5
Тема 5: «Песня». Всего часов 3
5.1
Песня - верный спутник человека.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).
Художественный материал:
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, « Последний поклон», фрагмент.
Музыка
В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение). Творческое задание: д.м.р. стр.8
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере
песенного жанра).
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать
мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Текущий
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «Простые музыкальные жанры. Песня».
Музыкальный словарь Римана.
5.2
Мир русской песни.
Комбинирован-ный урок
1
О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни
«Вечерний звон» на стихи И. Козлова).
Художественный материал:
Музыка
русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Живопись
И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».
Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад».
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Изучать специфические черты
русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
Осознавать интонаци-онно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-
творческой деятельности.
Рассказывать о народной музыке
своего региона.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-
творческой деятельности.
Текущий
Творчес-кое задание
Презентация «Мир русской песни».
ФЦИОР. Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональ-ной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке».
5.3
Песни народов мира.
Комбинирован-ный урок
1
Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения.
Музыкальный материал:
Польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Творческое задание: составить песенный концерт.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального
фольклора отдельных стран мира.
Сравнивать и определять музыкаль-ные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи
между художествен-ными образами
музыки и другими видами искусства.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.
Текущий
Творчес-кое задание
http://www.music-dic.ru
Информация о композиторах.
6
Тема 6: «Романс». Всего часов 2
6.1
Романса трепетные звуки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись
И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи
между художествен-ными образами
литературы и музыки.
Раскрывать особенности музы-кального воплощения поэтических текстов.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Текущий
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «Вокальная музыка. Романс»
6.2
Мир человеческих чувств.
Урок закрепления знаний
1
Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).
Творческое задание: д.м.н. стр. 10.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки.
Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость
к музыкальным произведениям при
их восприятии.
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме.
Текущий
Самостоя-тельная работа
7
Тема 7: «Хоровая музыка». Всего часов 2
7.1
Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.
Художественный материал:
Музыка
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).
Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Живопись
К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Изучать специфические черты
русской народной музыки.
Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,
Формулировать проблему, задавать вопро-сы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Текущий
Устный опрос
Презентация «Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме»
7.2
Что может изображать хоровая музыка.
Урок закрепления знаний
1
Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Музыкальный материал:
Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).
Канон «С весёлой песней» (пение).
Творческое задание: подготовить сообщение о деятельности какого-либо известного хорового коллектива.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Текущий
Взаимооп-рос
8
Тема 8: Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». Всего часов 1
8.1
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»
1
Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.
Итоговый
Тест, музыкаль-ная викторина
9
Тема 9: «Опера». Всего часов 2
9.1
Самый значительный жанр вокальной музыки
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Опера - синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).
М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).
Живопись
А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора».
Творческое задание: д.м.н. стр.11
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Исследовать значение литературы
и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы
и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
Сотрудничать со сверстниками
в процессе исполнения высокохудожест-венных произведений.
Текущий
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Опера»
9.2
Из чего состоит опера.
Комбинированный урок
1
Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».
Творческое задание: д.м.н. стр.12
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Наблюдать за развитием одного
или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.
Текущий
Взаимооп-рос
ФЦИОР. Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера. Практика»
10
Тема 10: «Балет». Всего часов 2
10.1
Единство музыки и танца.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане».
Творческое задание: д.м.н. стр.13
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного
искусства.
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных
произведениях.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,
творчески интер-претировать содер-жание музыкаль-ных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.
Текущий
Устный опрос
ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Балет»
10.2
«Русские сезоны» в Париже.
Комбинированный урок
1
«Русские сезоны» в Париже - звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал:
Музыка
И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
Творческое задание: д.м.н. стр.14
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Воспринимать разные по смыслу
музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыка-льного образа
(танцевальная импровизация).
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения,
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Темати-ческий
Тест по темам: «Опера», «Балет»
Фрагменты фильма-балета «Петрушка».
http://ru.wikisource.org/wiki/
11
Тема 11: «Музыка звучит в литературе». Всего часов 2
11.1
Музыкальность слова.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя.
Художественный материал:
Музыка
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент.
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Находить ассоциативные связи между художественными образами литера-туры и музыки.
Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
Текущий
Устный опрос
11.2
Музыкальные сюжеты в литературе.
Урок закрепления знаний
1
Художественный материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Исследовать значение музыки
для воплощения литературных
образов и наоборот.
Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.
Анализировать и обобщать многооб-разие связей музыки и литературы.
Анализировать примеры преобразу-ющего воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками
в процессе испол-нения высоко-художественных произведений,
высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.
Текущий
Синквейн
12
Тема 12: «Искусство исполнительской интерпретации в музыке». Всего часов 1
12.1
Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу интонации.
Передавать в музыкально-творче-ской деятельности общие интонацион-ные черты исполня-емой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятель-ности.
Наблюдать и рас-суждать, критичес-ки оценивать собственные действия, самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, оценивать
Текущий
Самостоя-тельная работа.
Творчес-кая работа
ФЦИОР. Модуль «Знаменитые вокалисты», «Знаменитые дирижёры», «Знаменитые исполнители-инструменалис-ты XX века».
13
Тема 13: «Образы живописи в музыке». Всего часов 2
13.1
Живописность искусства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты.
Художественный материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать
их в исполнении.
Высказывать личностно-оценоч-ные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедев-рах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Текущий
Устный опрос
Презентация «Живописность искусства»
13.2
«Музыка - сестра живописи».
Урок закрепления знаний
1
«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Творческое задание: д.м.н. 16,17
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.
Понимать специфи-ку деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест-венной выразитель-ности музыки
и живописи.
Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Текущий
Синквейн
Презентация «Музыка - сестра живописи»
14
Тема 14: «Музыкальный портрет». Всего часов 1
14.1
Может ли музыка выразить характер человека?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин, «Протодьякон».
Творческое задание: д.м.н. стр.18-19
формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характер-ные признаки видов искусства.
Воспринимать и сравнивать разно-
образные по смыслу музыкальные
интонации в процессе слушания музыки.
Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.
Текущий
Устный опрос, самостоя-тельная работа
Презентация «Может ли музыка выразить характер человека?»
15
Тема 15: «Пейзаж в музыке». Всего часов 2
15.1
Образы природы в творчестве музыкантов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли».
Творческое задание: вокальная импровизация на тему «Природа».
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки
и изобразительного искусства.
Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-
изведения к изучаемой теме.
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)
Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,
сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
Текущий
Устный опрос
Презентация «Образы природы в творчестве музыкантов»
15.2
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Комбинированный урок
1
Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный материал:
Музыка
М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведения, д.м.н. стр. 20.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
Понимать характерные черты
музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Воспринимать внутренние связи
между музыкой и изобразительным
искусством.
Самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проб-лем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.
Текущий
Синквейн
Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты.
16
Тема 16: «Музыкальная живопись» сказок и былин». Всего часов 3
16.1
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение).
Живопись
Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко».
Творческое задание: импровизация на тему любимого сказочного героя.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Находить ассоциативные
связи между художественными
образами музыки и других видов
искусства.
Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и выражения.
Понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизиро-вать в соответст-вии со зритель-ным или литературным образом.
Текущий
Устный опрос, самостоя-тельная работа
Видеофрагмен-ты оперы «Садко» и балета «Щелкунчик».
16.2
Сказочные герои в музыке.
Урок закрепления знаний
1
Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов.
Художественный материал:
Музыка
И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение).
Живопись
А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы.
Творческое задание: индивидуаль-ная и коллективная танцевальная импровизация по прослушанным произведениям.
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.
Ориентироваться в специфике
выразительных средств музыки.
Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно создавать алго-ритм деятель-ности при решении проб-лем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.
Текущий
Устный опрос
Видеофрагменты балета "Жар-птица".
16.3
Тема богатырей в музыке.
Комбинированный урок
1
Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).
Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись
В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки, д.м.н. стр. 21
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
Понимать значение народного
творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.
Текущий
Устный опрос, взаимооп-рос
Презентация «Тема богатырей в музыке»
17
Тема 17: «Музыка в произведениях изобразительного искусства». Всего часов 2
17.1
Что такое
музыкальность
в живописи
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.
Художественный материал:
Музыка
Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание).
В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал».
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Анализировать и обобщать много-образие связей между
музыкой и изобразительным
искусством.
Устанавливать ассоциативные
связи между художественными об-
разами музыки и искусства.
Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного
искусства к изучаемой теме.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
произведений изобразитель-ного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,
Текущий
Устный опрос
17.2
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».
Комбинированный урок
1
Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
Д.м.н. стр. 22,23
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Анализировать и обобщать много-
образие связей музыки и изобрази-
тельного искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Итоговый
Тест, творчес-кая работа
18
Тема 18: Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». Всего часов 1
18.1
Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».
Урок обобщения и систематиза-ции знаний
1
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Музыкальный материал
Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Различать характерные признаки видов искусства.
Понимать специи-фику деятельности композитора, поэта и художника.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Владеть специаль-ными музыкаль-ными терминами в пределах изучаемого курса.
Осознавать и рассказывать о влиянии искус-ства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оцени-вать музыкаль-ное произведе-ние с позиции красоты и правды.
Литература
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. - Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.
8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.
11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010.
13. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
13. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. - М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. - СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа:
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа:
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа:
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа:
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа:
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа:
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Приложение
Примерные вопросы текущего тестирования
Тест 1
I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:
а) отличается простотой ____________________;
б) развитый, утончённый жанр ______________________;
в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;
г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;
д) характер мелодии обобщённый _________________________;
е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;
ж) используется куплетная форма ______________________;
з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;
и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;
л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.
II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:
а) польская народная песня «Висла»;
б) Г. Малер. «Похвала знатока»;
в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;
г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.
Тест 2
1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:
а) жанр;
б) тема;
в) соната;
г) песня.
2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют: а) слово и песня;
б) живопись и музыка;
в) слово и музыка;
г) песня и романс.
3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:
а) А. Пушкин;
б) Н. Кукольник;
в) И. Бунин;
г) В. Мюллер.
4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;
б) В. Моцарт. Симфония №40;
в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».
г) Р. Шуман. «Первая утрата».
5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?
а) поэзия;
б) живопись;
в) театр;
г) архитектура.
6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:
а) В. Моцарт. Симфония №40;
б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».
в) Р. Шуман. «Первая утрата».
г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.
Примерные вопросы тестирования для итогового контроля
1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:
а) слово и песня;
б) живопись и музыка;
в) слово и музыка;
г) песня и романс.
2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:
а) жанр;
б) тема;
в) соната;
г) песня.
3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;
б) В. Моцарт. Симфония №40;
в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».
г) Р. Шуман. «Первая утрата».
4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:
а) этюд;
б) романс;
в) соната;
г) песня.
5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:
а) «Ах ты, степь широкая»;
б) «Висла»;
в) «Похвала знатока»;
г) «Вечерний звон».
6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?
а) секвенция;
б) имитация;
в) звукоподражание;
г) вариация.
7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?
а) Л. Бетховен;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Ф. Мендельсон.
8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:
а) этюд;
б) романс;
в) соната;
г) песня.
9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?
а) куплетная форма;
б) рондо;
в) трёхчастная форма;
г) вариации.
10. В какой форме чаще всего пишутся песни?
а) куплетная форма;
б) рондо;
в) трёхчастная форма;
г) вариации.
11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?
а) М. Глинка;
б) С. Рахманинов;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) П. Чайковский «Отче наш»;
б) М. Глинка «Жаворонок»;
в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;
г) р.н.п. «Вечерний звон».