7


  • Учителю
  • «Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

«Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





План-конспект открытого урока по музыке







Тема: «Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»





Посвящается Году Российской истории









Цели: 1.Раскрыть творчество Мусоргского как «нашего современника», подчеркнув новаторские черты его музыки, формирования духовных ценностей учащихся на историческом материале, формирование нравственных качеств: патриотизм, ответственность за свои поступки.



2. Выявить закономерность итога развития взаимоотношений власти и народа



3. Показать значение нравственности как основополагающего явления в жизни отдельного человека и в жизни народа.



Задачи: 1. Обобщить представление о творчестве и творческой личности Мусоргского.



2. Повторить музыкально-тематический материал связанный с образами народа и правителя в данной опере и других знакомых произведениях классической музыки.



3. Провести анализ образов. Сделать обобщение, выводы по теме урока. Выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.



4. Развивать интерес к историческим событиям, произведениям литературы.



5. Развивать патриотические чувства.



Оборудование: портрет композитора, аудио фрагменты из оперы «Борис Годунов», стенд фотографий с изображением сцен из опер.



План урока:



1.Организационный момент.



2.Вступительное слово учителя



3.Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому.



4.Опера «Борис Годунов». Краткое содержание с прослушиванием номеров (сообщения учеников). Характеристика народа и царя Бориса.



5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»



6.Подведение итогов урока.



7.Заключительное слово учителя.





Ход урока:



1.Организационный момент.



2.Вступительное слово учителя.



-2012г. объявлен нашим президентом - годом Российской истории. Мы сегодня будем говорить о творчестве русского композитора, великого сына России- М.П.Мусоргского и его вершине творчества - опере «Борис Годунов».



Сегодня у нас, ребята, завершающий урок. Мы подводим итог нашей совместной работы. На прошлых уроках мы смотрели фильм-оперу, слушали фрагменты и разбирали оперу.





(Звучит вступление к опере «Хованщина» Рассвет на Москве-реке»



На фоне музыки учитель читает эпиграф).





Эпиграф урока:



«Да ведают потомки православных



Земли родной минувшую судьбу,



Своих царей великих поминают



За их труды, за славу, за добро-



А за грехи, за темные деянья



Спасителя смиренно умоляют…»



( А.С.Пушкин)





-Ребята, что за музыка сейчас прозвучала, узнали вы ее? (ответы детей)



-Да, это вступление к опере «Хованщина», которую написал композитор Модест Петрович Мусоргский.





3.Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому и его творчеству:



  • В каком веке жил и творил Мусоргский? (19в.)



  • Когда и где родился Мусоргский? (9 марта 1839г. в селе Карево Псковской губернии)



  • Кто был первым учителем музыки Модеста? (мать)



  • Какое учебное заведение закончил Мусоргский? (школу гвардейских подпрапорщиков)



  • Творческое содружество композиторов, членом которого был Мусоргский? («Могучая кучка»)



  • Какой художник написал портрет Мусоргского? (Илья Репин)



  • Назовите три основные оперы Мусоргского? («Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»).







(Звучит начало Пролога оперы «Борис Годунов».На фоне музыки учитель читает сообщение):



Середина XVI начало XVII в., преступные дела Бориса Годунова, конфликт между народом и самодержавием.



1547-1584 г. Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его смерти на престол восходит его старший сын Фёдор - безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича - прямого и последнего наследника престола.



Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова - Бичаговские. Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после смерти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси. С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.



Народные массовые сцены, великолепные хоры играют важнейшую роль в развитии сюжетной линии оперы.





4.Опера «Борис Годунов»



  • Что такое опера?



Опера - большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства: театр, игра актеров, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим).



  • Кто создал либретто оперы? (Мусоргский)



  • Какое произведение лежит в основе либретто? (трагедия Пушкина)



  • Что такое трагедия?



Трагедия- драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.



  • Кто предложил Мусоргскому трагедию Пушкина в качестве сюжета для оперы? (Никольский-историк русской словесности)



  • Сообщения учеников по содержанию каждого действия оперы и прослушиванию некоторых фрагментов.







Образ народа:



  • Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.



Россыпь народных типов:



-Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»).



-Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»).



-Баба, жалобно причитающая.



-Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»).



Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.



  • Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».



  • Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях:



-монах Пимен - символ мудрости.



-Юродивый - совести. Это слабоумный, психически больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.



-Варлаам -свободолюбия.



-Григорий - подлости.





Образ царя:



  • Трагическая обреченность ощутима уже при 1-ом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. «Скорбит душа»-затаенный страх и мрачные предчувствия.



  • IIдействие полностью раскрывает образ Бориса. Здесь он и любящий отец- в сцене с дочерью, оплакивающая умершего жениха, и сыном Федором, изучающим карту государства Московского; мудрый государственный муж в монологе «Достиг я высшей власти»; и проницательный политик в сцене с ловким царедворцем князем Шуйским. Но главное-глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием-убийством малолетнего царевича Димитрия.



  • Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы.



  • В конце IIдействия - кульминация. Под звон курантов видится Борису «дитя окровавленное». Терзания его совести достигают предела: «Чур, чур, дитя! Не я твой лиходей!» Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой. Но и здесь он не может укрыться от преследуемой нечистой совести. Рассказ Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича подвергает царя в пучину новых страданий. Не выдержав их, он умирает.



  • Борис Годунов- сложный, неоднозначный трагический образ: личность, олицетворяющая власть; человек, подозреваемый в преступлении.







5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»:



  • Как можно определить жанр оперы? (народная музыкальная драма)



  • Кого в опере Мусоргский «…разумел как великую личность» (народ)



  • Кто такой Пимен? (монах-летописец)



  • Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни:



- Хор «На кого ты нас покидаешь…?»



-Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!»



- Хор «Хлеба, хлеба!»



  • Какой из перечисленных героев не имеет ярко выраженной лейттемы?



-Шуйский



-Пристав



-Юродивый



  • Какой из перечисленных персонажей оперы является внесценическим героем?



-царевич Димитрий



-летописец Пимен



-Варлаам



  • Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?



-Степан Разин



-Емельян Пугачев



-Григорий Отрепьев







  • «Лейтесь, лейтесь слезы горькие



Плачь, плачь душа православная!» - назовите персонажа (Юродивый)



  • Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?



-Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!»



-Хор «Хлеба!»



-Хор «Расходилась, разгулялась, сила, удаль молодецкая»



  • Какова основная идея оперы?

</<font face="Times New Roman, serif">

-Это конфликт между преступным царем Борисом и народом.





6.Подведение итогов урока. Обобщение образа народа и образа царя.





Задача: сделать обобщение, выводы по теме урока , выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.

(Ответы учащихся)

Содержание: ученики говорят о том, как они через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. («Прошедшее - в настоящем».)



Учитель: - В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи смутного времени.



-В опере Мусоргского они получили новое современное звучание.



-Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором.



-Борис и поэтом и композитором показан умным, душевным, но не может он и не хочет даровать народу свободу.



-Эта идея звучала остро и современно, и занимала передовые русские умы II половины XIX века. «Прошедшее в настоящем».



-Пушкин и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. Это им нужно было, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.



-Главным в опере становится слово СОВЕСТЬ.





Учитель: Так актуальна ли в наше время трагедия нечистой совести?



Высказывания ребят по этому вопросу.



Да, действительно, вопрос нечистой совести сегодня - не редкость. Редкостью порой является то, что нечистая совесть для человека - трагедия.



7.Заключительное слово учителя.



Заканчивая наш сегодняшний разговор, мне хочется привести высказывание Ф.И.Шаляпина от встречи с В.О.Ключевским, известным историком XIX века.



«В рассказе историка фигура царя Бориса рисовалась такой могучей, интересной. Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромной силой воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право… Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, - зря погубил Годунова!»



Видите, какой многогранной и противоречивой личностью был Борис Годунов. Согласитесь с тем, что также многогранен каждый человек, и как важно, чтобы его понимали окружающие его люди. А знание прошлого всегда помогает лучше понять настоящее, ведь события прошлого актуальны порой и в наше время.





В завершение урока выставление оценок и введение в урок элемента неожиданности- исполнение учащимися и педагога отрывка из «Колокольного звона».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал