7


  • Учителю
  • Применение наглядных методов на уроках музыки

Применение наглядных методов на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тақырып/Тема: Степная баллада.


Сабақтың мақсаты/Цель урока: Знакомство с выдающимися достижениями культуры казахского народа.

Сабақ міндеттері/Задачи:

1.Білімділік/Образовательная:

Познакомить с образцами музыкального творчества казахского народа 19 в.

2.Даммыту шылық/Развивающая: формирование умений размышлять,
Ведущие идеи и понятия: песенное и музыкальное искусство, кюй.

3.Тәрбиелік/Воспитательная: Развитие духовных запросов и эстетических вкусов пятиклассников, воспитание уважения к духовному наследию предков.

Сабақтың барысы/Ход занятия:

1.Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент

2.Жаңа білімді қалыптастыру/Формирование новых знаний


Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха - она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах.
В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
1. Степные мелодии.
Среди казахского народа с древних времен получили распространение более 50 музыкальных инструментов


Поэты и кюйши жили среди народа, поэтому хорошо понимали его нужды и чаяния, передавали их в своих песнях и кюях. В настоящее время сохранилось немного материалов о песенном и музыкальном искусстве давних эпох. В основном нам известно музыкальное творчество 19 века - Биржан сал, Акан-серы, Укили Ибрай, Жаяу Муса, Майра, Естай и др.
Каждый из них был не только талантливым человеком, но и личностью в мире искусства.
Основные районы, где песенно-музыкальное творчество достигло высокого уровня - Кокчетав, Баянаул, Каркаралы, места с прекрасной природой, земли, где казахи сохранили свой кочевой уклад жизни и быта, 19 век - золотой век казахского песенно-музыкального искусства.
Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и традициями, кюи создаются на самые различные темы. Самые знаменитые кюйши Курмангазы, Таттимбет, Даулеткерей, Казангап, Сугур, Ыкылас, Дина Нурпеисова. Кюи делятся на два вида: токпе-кюй и шертпе-кюй.

2. Творчество Курмангазы, Таттимбета.
Непревзойденным мастером токпе-кюя был Курмангазы Сагырбаев (1818 - 1889). Он родился на территории современной Западно-Казахстанской области. Его учителем был кюйши Узак. Нам известны кюи Курмангазы «Акбай», «Аксак киик», «Кишкентай» и др. Курмангазы несколько раз подвергался гонениям, был заключен в тюрьму. Знаменитые кюйши Д. Нурпеисова, Сугурали, Шора, считавшиеся прекрасными исполнителями на домбре, считали Курмангазы своим учителем и преклонялись перед ним.
В Сарыарке замечательный образец шертпе-кюя создал Таттимбет Казангапаулы (1815 - 1862). Он родился на склонах гор в Каркаралы. Среди его предков были знаменитые бии, ораторы, известные мастера строго слова. Кюи Таттимбета отличаются мягким тоном, плавными, приятными переливами. Среди них «Былкылдак», «Сылкылдак», «Косалка»
По сведениям современников, Таттимбет - автор более чем 40 кюев.


3. Кюи для кобыза.
У казахского народа много кюев для кобыза. Казахи считали кобыз священным музыкальным инструментом. С древних времен Коркыта до Ыкыласа (19 век) на земле Казахстана творило много кобызчи.
Ыкылас Дукенулы (1843-1916) - автор известных кюев для кобыза - «Жалгыз аяк», «Жарым патша», «Жез киик» и др. Его кюи полны заунывных мелодий, отражающих боль и страдания народа, историю человеческой жизни.
Коркыт - искусный мастер игры на кобызе, композитор, жырши (сказитель), поэт, покровитель баксы. Он родом из племени огузов (9 - 10 век). В легенде о Коркыте повествуется о том, как появился на свет его инструмент - кобыз. Коркыт с детства был талантлив, он умел извлекать прекрасные мелодии из любого инструмента. Однажды ангелы послали ему странный сон, в котором он мастерил кобыз из шерсти одногорбого верблюда, рога бодливого козла, конского волоса дикого жеребца. Проснувшись, Коркыт изготовил кобыз, который видел во сне, и стал исполнять на нем задушевные кюи, будоражившие всю степь.


Тыңдау\ Слушание музыки : Ыкылас «Жез киик»

Курмангазы «Сары арка»


Сабақты бекіту/Закрепление

Опрос по теме.

С какими произведениями мы сегодня познакомились?

Дать им музыкальную характеристику.


Ән айту/Пение. «Cаржайлау».

Разучивание слов песни и мелодии.


4.Ұй тапсырма/Домашнее задание.

Читать конспект. Учить песню.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал