- Учителю
- Технологическая карта урока по теме Спи, младенец мой прекрасный
Технологическая карта урока по теме Спи, младенец мой прекрасный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32
Муниципального образования Каневской район
Конспект урока по музыке
во 2 классе
« Спи, младенец мой прекрасный. Колыбельные песни»
Подготовила
учитель музыки
Михайлова Татьяна Романовна
Ст. Новоминская
2016
Технологическая карта урока музыки 2 классПредмет
Музыка
Класс
2
УМК
Школа России
Учитель
Михайлова Татьяна Романовна
Тема урока
« Спи, младенец мой прекрасный. Колыбельные песни».
Педагогические цели
Приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.
Образовательные: познакомить учащихся c жанром колыбельной песни и ее основными признаками. Освоить исполнительскую манеру колыбельных песен. Способствовать созданию условий для совместной познавательно-игровой деятельности детей, коллективной творческой импровизации, атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Развивающие: способствовать развитию художественно-образного мышления, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, творческих способностей учащихся на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.
Воспитательные: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к традициям, обычаям своего народа, осознание своей этнической принадлежности. Воспитание доброты и любви к маме, природе.
Тип урока
Получение новых знаний
Планируемые результаты
(предметные)
Предметные УУД: Знать и понимать роль колыбельных песен в жизни человека. Умение воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в различных видах деятельности (в пении, слове, пластике (импровизации)).
Личностные результаты
Повышение мотивации к учебной деятельности. Желание исполнять колыбельные песни, применять их в быту, игровой деятельности. Осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Познавательные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка колыбельных песен. Умение проводить анализ и сравнение, умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание; владение диалогической формой речи. Умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.
Образовательные ресурсы
Компьютер, проектор, экран, синтезатор, дневники музыкальных наблюдений, иллюстрации с героями колыбельных песен: кот, волк, петушок, Дрема; тряпичные куклы. Учебник «Музыка» 2 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Сценарий урока
Тема: «Спи, младенец мой прекрасный. Колыбельные песни»Этап урока
Действие учителя
Действия учащихся
Формируемые УУД
Методы и приемы
1.Организационный.
(Эмоциональный настрой).
Мотивационный
Учащиеся входят под музыку: «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ученики!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Музыкальное приветствие учителя
«Здравствуйте, учитель!»
(Р) волевая
саморегуляция;
(Л ) развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости
Фронтальный
Наблюдение
2.Создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи
Художественное восприятие, «вхождение» в музыкальный образ.
- Ребята, вы заметили, у нас сегодня необычный урок?
Вы пришли с куклами, которые смастерили сами. Я думаю, они вам особенно дороги, потому, что делая их, вы вложили в них свою частичку души и тепла.
- Посмотрите, я тоже принесла куклу, которую
смастерила сама.
- Похожа она на современных кукол, с которыми вы сейчас играете?
- А кто знает, почему я не изобразила лицо?
Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, оберегом. Играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретая образ семьи, доверял ей свои горести и радости. Без обозначенного лица передавался характер куклы. В разные моменты она могла смеяться и плакать.
- Ребята, давайте представим, что наши куклы сейчас спят.
Проблема:
- Что бы вы исполнили им, чтобы они продолжали крепко спать?
- А теперь послушайте, как я это сделаю.
Слушание: «Спи, младенец мой прекрасный…» старинная казачья колыбельная песня (1 куплет)
Вопросы:
- Ребята, что вы почувствовали, услышав эту песню?
-Как называются песни, которыми успокаивали, усыпляли младенца, чтобы он спал сладко-сладко?
- Как бы вы назвали тему нашего урока?
Тема нашего урока: «Колыбельные песни»
- Что вам известно о колыбельных песнях?
- Что нового вы хотели бы узнать на уроке?
Д/З. Провести мини исследование «Первые куклы на Руси».
Сделать куклу из шерстяных ниток или тряпичную (из лоскутков ткани).
Нет, у нее нет лица.
Ответы детей.
Отвечают на проблемные вопросы (спели песню)
Исполнение песни по желанию учащихся (выходят вместе с куклой)
Эмоциональный отклик.
(тепло, нежность, успокоила).
Исходя из жизненного опыта дети называют
Колыбельная.
Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план действий.
(П) познание обычаев и традиций своего народа
(К) формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
(Л) проявляют интерес к учебному материалу;
(Л) привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с колыбельными песнями;
(П) осознанный выбор способов решения учебных задач;
(Р)формулирование учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся и того, что еще неизвестно.
Беседа
Наглядный
Фронтальная
Индивидуальная
Проблемно-
поисковый
Стимули-
рования и и мотивации
3. Открытие нового знания.
Цель: помочь детям почувствовать характер колыбельной песни через восприятие, собственное исполнение
4.Вокально-хоровая работа
Цель: развитие вокально-хоровых навыков, певческой культуры
5.Применение новых знаний
Цели:
1.Создание условий для коллективной творческой импровизации.
2.
Стимулирование творчества.
3. Создание возможных вариантов окончания колыбельной песни
4.Создание положительно-эмоционального настроя.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель:
Установить связь между народными колыбельными и композиторскими
6.Подведение итогов
и
рефлексия
Цель: создание условий для личной рефлексии каждого учащегося
Домашнее задание
Вопрос: - Когда появились колыбельные песни?
Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по ее особой интонации, мелодии, ритму.
Слушание: «Котя, котенька, коток…» р.н.песня в исп. Дарьи Дроновой
Задание:
- Ребята, я предлагаю вам, когда будет звучать колыбельная песня, закройте глаза, попытайтесь передать характер мелодии, ваши чувства движением тела, рук.
- Я обратила внимание, что многие из вас во время слушания покачивались.
- Что вас побудило к этому?
- С кем у вас ассоциируется колыбельная песня? С каким образом? (мамы)
Засыпая, малыш уже не видит маму, но продолжает слышать ее ласковый голос. И именно благодаря этой особенности звучания колыбельных песен ребенок успокаивался и входил в мир сладких снов.
Проблема.
- Почему песни называются колыбельными?
Подводит учащихся к пониманию названия жанра
«колыбельная песня» и ее функции в жизни человека (успокаивала, оберегала).
(Показ иллюстрации с изображением люльки)
В колыбельных песнях ритм, интонация соответствует покачиванию и скрипу люльки. Колыбельные песни в народе называли «байки», что в переводе означало «шептать», «заговаривать». Это своего рода «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». Поэтому пение колыбельных - это искусство, которым в старину овладевали с детства.
Организует просмотр и обсуждение видеоролика: Русская народная песня «Колыбелька, скрип - скрип» в детском исполнении.
Проблема.
- Как вы думаете, какую еще роль играли колыбельные песни в жизни человека? Подводит к пониманию учащимися (воспитательную).
Слушание: Старинные русские народные колыбельные песни (обращают внимание на слова)
- Кто является героями колыбельных песен?
Издавна считалось, что воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Через напев, слово ребенок входил в мир, чувствуя, что его любят и оберегают. Тексты колыбельных песен разнообразны. Это и пожелание счастливой богатой жизни, и приобщение к труду, предостережение от опасностей. Цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает.
- Почему коту доверяли качать ребеночка?
Разучивание: «Котя - котенька, коток» р.н.п
Героями колыбельных песен являются волшебники такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».
- Кто такой Дрема?
Предлагаю поиграть в игру « Дрёма» (обратить внимание на распевы).
Звучит плач ребенка ( в записи)
- Ой, чья - то кукла заплакала. Давайте возьмем кукол в руки и попробуем успокоить, усыпить, убаюкать.
- Подумайте, как вы будете это делать…
Снова звучит плач ребенка( в записи)
- Ребята, моя куколка осталась без присмотра. Давайте теперь вместе со мной убаюкаем своих кукол.
Исполняется колыбельная песня «Баю, бай, ты собачка, не лай»
Ближе к концу колыбельная песня обрывается.
Ребята! Я забыла, какой текст идет дальше, чем заканчивается эта колыбельная. Давайте вместе подумаем и попробуем завершить эту колыбельную песню.
- Какие нужно исполнить слова, чтобы не напугать ребенка, чтобы сон его был сладким - сладким?
Вы молодцы, пели мягко, напевно, плавно, ласково и нежно. Песня получилась выразительная. Теперь вы можете исполнять колыбельные песни своим игрушкам, своим младшим братикам или сестренкам дома.
Ребята, колыбельные песни появились в древности, но и сейчас мамы напевают их своим детям.
- Поднимите руки, кому мамы пели колыбельные песни? Колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни.
- Вспомните и назовите, в каких телепередачах, мультфильмах, звучат колыбельные песни, написанные композиторами разных времен?
Это песни композиторов: А.Островского, Е.Крылатова, В. Моцарта.
Просмотр видеофрагментов. Заставка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши». «Колыбельная Медведицы» из м\ф «Умка».
- Что объединяет и народные и композиторские песни? (слова, музыкальная интонация)
Исполнение: «Колыбельная Медведицы» из м\ф «Умка». Музыка Е. Крылатова , сл.Ю. Яковлева.
- О чем мы говорили на уроке?
- Как вы думаете, почему колыбельную песню называют главной песней в жизни человека? Колыбельные песни - это песня материнской души, любви и нежности. Обереги и учебники жизни.
- Удалось ли решить задачу, которая стояла перед нами?
- А сейчас, выразите свои чувства, полученные на уроке, рисунком.
Звучит: «Сонная песенка» музыка Р.Паулса.
Пусть каждый из вас для своей куколки придумает свою колыбельную песню и нарисует иллюстрацию к ней. Ребята, я желаю вам любите своих мам, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются!
Варианты ответов учащихся.
Слушают учителя
Слушают. Проводят интонационно-образный анализ, выявляют особенности жанра: повторяющиеся слова, ровный ритм, светлая, умиротворяющая и, усыпляющее монотонная мелодия.
Пластическое интонирование песни.
Делятся настроением и чувствами, вызванными музыкой (нежная, ласковая, добрая).
Отвечают на вопросы.
Когда мама укладывала младенца спать, она слегка покачивала кроватку
«Колыбельная» от слова «колыбать», «качать».
Смотрят иллюстрации, выявляют сходство и различие с современной кроваткой.
Смотрят (обращают внимание на р.н.костюм, особенность жанра колыбельной песни)
Называют: Дрема, Угомон, Котенька-коток, Собаченька, Волчок, Петушок, Гули-гули, и т.д
Строят свои предположения
Исполняют вокальные упражнения.
Разучивают и исполняют колыбельную.
Участвуют в игре.
Сосредоточенность. Вслушивание «в себя», в свои мысли, чувства.
Передача художественного образа.
Творческая исполнительская импровизация.
Ребята предлагают свои варианты окончания песни. Например:
Петушок, не кричи
Мое дитя (лялю) не буди.
Отвечают на вопросы. Называют «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи малыши». «Колыбельная Медведицы» из м\ф «Умка».Смотрят видеофрагменты.
Делятся впечатлениями
Отвечают на вопросы.
Мелодия, слова
(обращение к природе, животным)
Исполняют песню.
Отвечают на вопросы (она успокаивает, воспитывает, оберегает).
Выражают свое эмоциональное состояние рисунком.
(К ) формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении
(П) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
(Р) проявление способности к саморегуляциии;
Л) привлечение
жизненно -
музыкального опыта в процессе знакомства с колыбельными
песнями;
(П) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, в процессе восприятия музыки
(К) умение осщесвлять сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности
(Р)планирование
собственных дейст-
вий в процессе
восприятия, испол-
нения, сочинения
(импровизации)
слов, музыки;
(П)осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки исполнения
(К)умение работать
в коллективе
(Р)умение применять
знания в учебной
и жизненной ситуа-
циях; контроль и
оценка знаний.
(П)владение форма-
ми рефлексивной
оценки восприя-
тия и испол-
нения музыки
(Л) желание исполнять колыбельные песни, применять их в быту, игровой деятельности
Фронтальная
Беседа
Слушание
Анализа и
и сравнения
Пластичес-
кое
интониро-
вание
Фронтальная
Наглядно-иллюстра-
тивный
Беседа
Сравнения
Фронтальная
Просмотр и и и и обсужде-
ние
Слушание
Беседы
Фронтальная
Хоровое
исполнение
Игровой
(групповая)
Эффект
неожидан-
ности(плач ребенка)
Эмоциональ
ной драма-
тургии
Проблемно-поисковый
Сочинения и и и и импровиза-
ции
Музыкаль-
ных
обобщений
Самоконтроль
Список использованной литературы
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
3.Музыка 1-4 классы: методическое пособие для учителя. Издательство «Учитель», 2012
Использованные материалы и Интернет - ресурсы
1.Интернет ресурсы: видеофрагменты: Заставка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши». https://www.youtube.com/watch?v=yJrkzn5bU_4
-
«Колыбельная Медведицы» из м\ф «Умка». go.mail.ru/search_video?fm=1&q=колыбельная+медведицы&frm=ws_p&d=3630283659&sig=d10bdae9a7&s=Youtube
-
«Колыбелька скрип-скрип» р.н.колыбельная; go.mail.ru/search_video?sbmt=1477317599793&fm=1&q=колыбельная+скрип+скрип&d=3920824056&sig=d2da96e438&s=Youtube
-
Старинные русские народные колыбельные. go.mail.ru/search_video?sbmt=1477317680718&fm=1&q=старинные+русские+колыбельные+песни&d=4224073483&sig=d3faacd333&s=Youtube
-
СD диск Комплекс уроков по музыке 2 класс