7


  • Учителю
  • Конспект с презентацией по музыке 'Урок памяти'

Конспект с презентацией по музыке 'Урок памяти'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: С первых суровых дней Великой Отечественной войны, песня воевала вместе с красной армией, вместе с народом. У каждой военной песни есть своя история и своя жизнь. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов. Ведь творчество композиторов-песенников в в
предварительный просмотр материала

Цель: воспитание уважения к историческому прошлому, чувства патриотизма на примере песен военных лет и песен о войне.

Задачи:

- создать условия для формирования патриотических чувств на песенных примерах;

- формировать представление о развитии песенного жанра военных лет;

- воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые дали возможность нам жить.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - презентация.

Оборудование: Музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование. Музыкальный материал: «Священная война», «В землянке», звук сирены блокадного Ленинграда, «Вечер на рейде», «Дети войны», «Баллада о Тане Савичевой», «Эх, дороги», Частушки, «День Победы».

Ход урока.

Слайд 1

Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о суровых годах Великой Отечественной войны и о роли песенного жанра военных лет.

Мы не воевали - ни вы, ни я. Наш вклад в дело мира - память о войне и её героях. Пройдёт ещё не много времени и у нас уже не будет возможности общаться с героями - фронтовиками. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Этот урок памяти посвящается нашим героическим предкам, которые дали нам возможность родиться, жить, радоваться жизни, любить, учиться и быть счастливыми.

Слайд 2,3,4

Фашисты напали на нашу страну 22 июня 1941года в 4 часа утра и везде они унижали человеческое достоинство, строили концентрационные лагеря, лагеря смерти, убивали, сжигали, травили в газовых камерах….

С первых суровых дней Великой Отечественной Войны, песня воевала вместе с красной армией, вместе с народом. Песни создавались композиторами-профессионалами и любителями. У каждой военной песни есть своя история и своя жизнь.

Слайд 5

Это было в начале 1941 года в Москве. На Белорусском вокзале. Продымлённый махоркой вокзал. Эшелоны уходят на фронт…Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР, даёт концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица, сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом. И вот подымается рука руководителя инструментального ансамбля. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с места. Стоя слушает воинская часть эту песню. Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну». В ней авторам удалось воплотить боевой дух воинов, их мужество и героизм, их силу. С ней шли в бой, погибали и побеждали. Эта пеня стала своеобразным гимном, призывом к защите своей Родины, своих близких.

Звучит аудиозапись «Священная война»

(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Первые дни - это было самое суровое и самое тяжёлое время. Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной армии героически сражались на всём протяжении фронта. Как верный друг, песня не покидала бойца в трудную минуту.

Слайд 6, 7

Война была тяжелая, никто не знал свою судьбу, но каждый хотел жить и желал этого своим друзьям. Мысль о доме, о жене, о матери, о любимой, о сестрах всегда согревала сердца бойцов. Каждый солдат ждал весточки из дома и перед боем, сидя в землянках или в окопах, писали письма.

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

Звучит аудиозапись «В землянке»

(муз. Листова, сл. А.Суркова)



Слайд 8

Звучит сирена

Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города, которая вызывает особое уважение к мужеству его жителей. 23 августа 1941 года. Горькая дата - день, когда замкнулось вражеское кольцо вокруг города Ленина, начались суровые 900 дней блокады.

Накануне, покидая город, Василий Соловьёв-Седой написал песню на слова Александра Чуркина. Она была исполнена впервые в далеком Чкалове. И пошла кочевать с фронта на фронт, вернулась в осажденный Ленинград. Это песня "Вечер на рейде". Красивая, чистая, душевная песня... И завидная же доля выпала ей! «Прощай, любимый город!» - эту песню знали все. Да, не только моряки считали ее «своей». «Уходим завтра в поле...» - утверждали пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает. И в дальнем краю за землю свою десантник не дрогнет в бою». Партизаны Ленинградской области имели свой вариант: «Споемте, друзья, про битвы свои в отрядах лихих партизан, Про прошлую жизнь, про схватки, бои...Играй веселее, баян!» А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы...»

Слайд 9

Звучит аудиозапись "Вечер на рейде"

(муз. В. Соловьёва - Седого, сл. А. Чуркина)

Слайд 10

А как же переживали войну дети? Им было хуже чем взрослым! Они не понимали, что происходит. Почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется кушать, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…. Много детского почему? Но они понимали, что в их дом пришла большая беда. И уже в послевоенные годы была написана песня «Дети войны», в которой звучат боль и страх за жизнь детей военной поры.

Поэт Илья Резник - тот самый ребёнок войны. Блокадное детство, эвакуация на Урал по Дороге жизни через Ладогу, смерть отца от ранений в госпитале - так начиналась жизнь будущего поэта. Мальчика усыновляют престарелые, но очень добрые люди. Поэтому слова песни рождались на его детских воспоминаниях.



Звучит аудиозапись «Дети войны»

( муз. О.Юдахиной, сл. И.Резника)



Слайд 11

На слайде вы видите игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на баржах. Транспорт с детьми часто бомбили. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых.

Слайд 12

А город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они вставали к станкам на военных заводах и чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, Слайд 13 воевали в партизанских отрядах. Они были герои - каждый по-своему.

Дети - разведчики, токари, пахари, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Не смотря не на что город жил!

29 марта 1942 года в Ленинград, следуя зову природы, презрев войну, с юга прилетели первые стаи уток…

30 марта состоялась первая репетиция вновь собранного оркестра
Ленинградского радио.

6 мая на стадионе «Динамо» состоялся футбольный матч между динамовцами и армейцами.

8 мая возобновлена работа читального зала Публичной библиотеки.

15 мая открылся для посетителей зоосад.

17 мая возобновил работу Дворец пионеров.

До войны ансамбль Ленинградского Дворца пионеров был одним из самых популярных и любимых коллективов города. Он создавался в тридцать восьмом году замечательным композитором Исааком Дунаевским. Танцевальной студией руководил Аркадий Обрант. Ребята изучали сценическое движение, музыкальную грамоту. Они учились, танцевали и вовсе не думали о том, что могут когда-нибудь угодить в огненное пекло.

В политотделе 55-й армии, оборонявшей Ленинград, старшему лейтенанту А. Обранту, командиру агитвзвода, приказали найти бойцов, умеющих танцевать. Своих бывших питомцев Аркадий Ефимович нашел ослабевшими. Они почти не двигались. В таком состоянии А. Обрант довез их до места расположения армии, в село Рыбацкое. Здесь его бывшие ученики составили небывалый творческий коллектив - детский военный танцевальный ансамбль.

Еще крайне слабые мальчики и девочки приступили к репетициям. Командир агитвзвода надеялся, что движение поможет ребятам обрести форму.

Настал день первого фронтового концерта - 30 марта 1942 года. Перед самым выходом Аркадий Ефимович Обрант с волнением посмотрел на своих танцоров. Их бледные лица производили удручающее впечатление. "Нет ли у кого-нибудь губной помады?" - спросил Обрант. Помада нашлась. На ввалившихся щеках девочек появился легкий румянец. Зазвучал украинский гопак. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Лудинова, Геннадий Кореневский и Феликс Морель. В зале улыбались. Но вдруг произошло непредвиденное: пустившись в присядку, Геннадий не смог подняться. Он делал отчаянные усилия - и не мог! Нелли быстро подала ему руку и помогла встать. Женщины, сидевшие в зале - врачи, медицинские сестры, санитарки - не раз видели кровь, раны, страдания. Но, неотлучно находясь на передовой, они еще не видели детей осажденного Ленинграда. И теперь, глядя на этот гопак, плакали. Кричали "браво", вытирая слезы и улыбаясь.

Но тут из первого ряда поднялся бригадный комиссар Кирилл Панкратьевич Кулик, обернулся к залу: - Запрещаю повторять танец! Это блокадные дети, надо же понять! Зал притих. Концерт окончился.

Вскоре танцевальная группа агитвзвода стала называться танцевальным ансамблем. Им приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Танцевали в палатках медсанбатов. Ночные концерты в тесных избушках - их давали при свечах. Иногда танцевали даже без музыки - на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков потому что землю застилали сеном. Танцевали и на платформе бронепоезда. Их репертуар был разнообразен.



Слайд 14

Даже в самые суровые дни блокады в осажденном городе работали 39 школ. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. На обложках тетрадей дети писали не номер школы, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!

Слайд 15

Голод и холод блокадного Ленинграда делали своё дело. Люди умирали.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.».

А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».


Звучит «Баллада о Тане Савичевой»

(муз. Е.Дога, сл. В.Гин)

Солдатские дороги…. Сколько их было? Образ солдатских дорог создали Лев Ошанин и Анатолий Новиков в песне "Эх, дороги" родившейся в победном 1945 году. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что испытать народу в минувшей войне.

Слайд 16

Звучит аудиозапись "Эх, дороги"

(муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина)


Песня вдохновляла бойцов на подвиги, была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Они распространялись различными путями - пели раненые в госпиталях, пели демобилизованные в вагонах поездов.

Фронтовики, вернувшись домой, стремились сохранить свои песни военной поры. Некоторые песни поются до сих пор.

Песенный фольклор - Частушка - военной поры отражал душу человека. Он возникал под влиянием чувств и переживаний. Русский воин смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Воспевал доблесть своих сотоварищей.

Из колодца вода льётся,

Вода - чистый леденец.

Наша Армия дерётся -

Скоро Гитлеру конец!

Скоро Гитлеру могила,

Скоро Гитлеру капут,

Скоро русские машины

По Берлину побегут!



или

Наши славные герои

Родину прославили.

И в Берлине над Рейхстагом

Красный флаг поставили!


Слайд 17

Звучат Частушки

Слайд 18

2 мая - Знамя Победы над Рейхстагом! 8 мая в Берлине подписана полная капитуляция фашистской Германии. 9 мая невиданным салютом - 30 залпами из тысячи орудий - Москва салютовала Победе. Высоко-высоко в мирном уже небе реяли алые знамена. Впереди был ещё Парад Победы.

24 июня, когда пройдут по Красной Площади сводные полки всех фронтов, когда к Мавзолею Ленина будут брошены трофейные фашистские штандарты, будет звучать песня Д.Тухманова "День Победы".

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.

Звучит «День Победы»

(муз Д.Тухманова, сл. В.харитонова)

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.

Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». И несмотря на все трудности долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.

Слайд 19

ХОТИМ СКАЗАТЬ «СПАСИБО» ВЕТЕРАНАМ,

КТО ПЕРЕЖИЛ ВЕЛИКУЮ ВОЙНУ,

ЗА ВАШУ СЕДИНУ, ЗА ВАШИ РАНЫ,

ЗА ТО, ЧТО ОТ ВРАГА СПАСЛИ СТРАНУ!



Рефлексия:

Наш урок подошел к концу и я хочу задать вам несколько вопросов:

  1. С каким чувством вы слушали песни военных лет?

  2. О чем заставил задуматься мой рассказ?

  3. Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: подобрать аккомпанемент к песням «Священная война», «Эх, дороги».



8




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал