7


  • Учителю
  • Разработка Мир в зеркале искусства

Разработка Мир в зеркале искусства

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Водопьянова Т.М.

Урок искусства в 8 классе

Мир в зеркале искусства.Каждый из нас - Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.

Я вижу мир таким, какой он есть:

И облака, и небо надо мной,

И мириады звезд, каких не счесть,

Манящих тайн, сокрытых пеленой.

Я вижу мир таким, какой он есть:

Ранимый, хрупкий, очень уязвим,

Он может вдруг обрушить боль и месть,

Но все-таки прекрасен и любим.

И в этом мире связывает нас

Мостов духовных тоненькая нить.

Ах, как легко порвать ее подчас,

Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=14095361&id=14095362</</p>

Я вижу мир

Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по - своему прав!

Китайская гравюра с изображением океана

Мы видим мир таким, каким ожидаем его увидеть:

Моё окно - оно картины рама.

Смотрю я сквозь него на мир.

Он незнакомый и немного странный.

Он, как роман, зачитанный до дыр.

Возьму я в руки кисточки и краски

И нарисую жизнь такой, как вижу я.

Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?

С. Дали «Женская фигура к окна»

Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.

Рисунок - первобытные охотники в пещере

Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,- стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

И. Босх «Стог сена»

Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:

Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать Бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет.

Статуя Давида - Микеланджело

Через пару столетий Джонатан Свифт в своих

«Путешествиях Гулливера» наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».

«Путешествия Гулливера» - иллюстрация

Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.

«Алиса в стране чудес» - иллюстрация

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догоняет лист,

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда - то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

«Бегущая по волнам» - иллюстрация

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным - кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, - говорила подпись».

«1984» - иллюстрация

Общаясь с произведениями мирового искусства, мы расширяем горизонты своей собственной жизни. Известный датский физик, один из создателей квантовой теории, Нильс Бор, один из создателей квантовой теории писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа».

Нильс Бор - фото

Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.

Скрипка Страдивари

«Начало знания - удивление», - говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма - остается тайной искусства, которое , если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства - ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

С. Боттичелли «Весна»

Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен.

На радость всем и мне».

Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»

Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.

«Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.

Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»

Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.

«Красота спасет мир» - картинка

«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!

Наш Мир вокруг - как Белый лист…

На нём рисуют наши Души,

А вот и кисточка - Возьмись!

Цвета… палитры - всё как знаешь…

Твой мир такой…, как Хочешь ты!

Каков Твой Мир - Тебе Решать!

Цветными… Яркими мазками

Раскрасит лист твоя Душа…

Ты Веришь в Тайну? Знаю - Веришь…

Пусть сложно…, но - пора начать…»

Я вижу мир - 2







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал