- Учителю
- Методика проведения музыкальных игр (1-4 класс)
Методика проведения музыкальных игр (1-4 класс)
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
На уроках музыки по теме «Музыкальный портрет» во 2-ом классе можно использовать игру «Волшебный мешочек». Цель игры - развитие музыкальной памяти. Для игры используется красочный мешочек. В нем персонажи музыкальных произведений, это либо игрушки, либо карточки с картинками персонажей. В ходе игры: «Дети, - говорит учитель, - к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто это». Учащимся проигрываются или даются в записи изученные музыкальные произведения («Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки М.П. Мусоргского, темы Пети, Кошки, Утки, Птички, Дедушки, Волка, Охотников из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк» и др.). Дети узнают музыку по звучанию, а кто-то из учащихся достает их мешочка соответствующую игрушку или карточку и показывает всем.
Игра «Кто подошел к теремку» развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры понадобится картина с изображением теремка и карточки с изображением персонажей. Ход игры: Учитель начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок». Обращаясь к учащимся, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти.
Игра «Кто больше?» может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях известных русских и зарубежных композиторов (М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др.). Учащимся показывают портрет и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот ребенок или команда, кто больше набрал фишек.
Игра «Какая музыка?»: учащиеся определяют вокальную и инструментальную музыку (или звучание различных инструментов: фортепиано, клавесина, лютни, гитары, гусли, свирели, флейты и др.) на уроках в 1-ом и 2-ом классах. Количество играющих соответствует карточкам, рисунки которых изображают вокальную или инструментальную музыку
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЕ
«Игра «Эхо»: сначала весь класс поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом, поется ряд одинаковых распеваний с движением по хроматической гамме. В качестве примеров используются народные потешки и прибаутки, мелодии которых построены в диапазонах на различных певческих интервалах:
Прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».
Секунда - «Уж как шла лиса по травке»,
Терция - «Ходит зайка по саду», «У кота-воркота».
Кварта - «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»
Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я да», «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу, «Тень-тень».
Всегда эффектно мобилизирует детское внимание игра «Пение про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть - «молча», с пропеванием внутренним слухом по сигналу учителя.
Различные попевки, прибаутки могут звучать в играх «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» Игры, используемые в процессе пения, помогают педагогу научить детей петь выразительно, непринужденно, развивают метро-ритмическое чувство, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать ее до конца, правильно передавать динамические оттенки, правильно исполнять мелодию знакомой песни, определять звуки по высоте, направление движения мелодии (вверх, вниз, движение на месте) и т.д.
Игра «Пение с хлопками» может вызвать неожиданный музыкально-ритмический эффект. Часть класса поет мелодию, а другая отхлопывает ритм в ладоши. Задание усложняется если предложить второй группе отстать на один-два такта.
Игра «Учитель и ученики» предполагает попеременное пение: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Момент вступления можно показать различными способами: громкий хлопок, аккорд фортепиано, дирижерский взмах. Этот прием активизирует внимание учащихся.
Игра «Узнай песню по ритму»: учитель отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся определяют, какая эта песня.
Игра «Дружный хор»: из класса выбирается дирижер, остальные поют песню хором. В тот момент, когда дирижер подает условный знак (например, сжатая в кулак рука), хор замолкает. Невнимательный игрок выбывает из игры и садится за парту.
Игра «Перепутались слова, или вспомни песню»: ведущий задает куплет из песни, произнеся слова «вразброс». Участники команды должны угадать эту песню и спеть ее хором.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Игра «Смастери сам»: предваряет игру домашнее задание «сделай самодельные маракасы». Детям предлагают взять два стаканчика из-под йогурта, положить внутрь горсть риса или бисера и склеть их встык липкой лентой. Затем в классе выученная песня «Погремушка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Добрынина) исполняется хором и озвучивается с помощью самодельных маракасов.
Игра "Лесная школа" на развития тембрового слуха. Учитель: Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную - лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами (детям раздаются эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами "медвежата". Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки "лисята", а когда колокольчик - "зайчата" будут показывать, как в него играют, - покачивать кистями рук.
Игра "Определи по ритму" с раздаточным материалом. Каждый ребёнок загадывает свой образ (капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д.) и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находят сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Уже во втором полугодии 1-го класса учащиеся переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. На этом этапе также активно используются различные дидактические игры.
Например, разучивание партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре, которая есть в рабочих тетрадях по музыке. На ней школьники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота "до" первой октавы ("на первом этаже") и "до" второй октавы ("на втором этаже").
В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия "проигрывается" детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне, синтезаторе. Таким образом, работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Свободное дирижирование: этот прием дает возможность наработать дирижерские жесты «внимание», «начало пения», «снять звучание», «держать звук» и др., и дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Например, на уроке детям предлагается почувствовать себя в роли дирижера, рекомендуется подирижировать собственным пением, передавая жестами характер песни - штрихи, динамику, особенности метра и ритма. Таким образом, они накапливают опыт «свободного дирижирования» дирижеры-солисты управляют исполнением небольших пьес и песен, представляя свой исполнительский план. Из класса выбирается наиболее удачный дирижер. Ребята обсуждают качество дирижирования, понятность жестов, умение подсказать вовремя слова и другие дирижерские хитрости.
Имитация игры на музыкальных инструментах. Движения учащиеся подражают звучанию каких-либо музыкальных инструментов в пьесах с ярко выраженным тембровым звучанием. Так на уроках в 1-ом классе, слушая былинные наигрыши, дети имитируют игру на гуслях, а прослушав пьесу «Полянка» - подражают игре на свирели. Во втором классе прослушивание вариаций на тему русских народных плясовых песен «Светит месяц»может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Эту форму работы можно использовать во всех класса младшей школы по теме «Музыкальные инструменты».
Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, может служить основой для исполнения детьми пластических этюдов. Они становятся еще более интересными, если в них используются звукоподражания: хлопки, шлепки, щелчки пальцев, шипение, бульканье, шуршание, стук… Волнообразными движениями рук учащиеся могут изобразить картину моря (вступление «Океан - море синее» к опере Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»). Приседая и постепенно вставая, раскрывая ладони рук, движущиеся вверх, школьники могут изобразить восход солнца и пробуждение цветка.
Инсценирование песни: с помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуть в ее настроение. Поскольку места для движения в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными, а главное - соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку - «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя). Под грустную или спокойную музыку - тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку - изображать любопытство или испуг, желание спрятаться. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.
Танцевальные движения побуждают к яркому исполнению и «включенному» слушанию музыки танцевального характера. Дети осваивают элементарные танцевальные движения: кружение, поклонов и реверансов, подскоков, дробного шага, наклонов корпуса, движения рук. Т.к. русский музыкальный фольклор, как никакой другой из видов искусства, связан с движением и танцем, он необходим для первоначальной организации движений детей и эмоциональной разрядки на уроке. «Разыгрывание» народных песен, имеющих изобразительную основу, - один из любимых видов деятельности детей. Они сами придумывают движения, благодаря этому образы радости и печали приобретают многообразие пластического выражения.
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Баба-Яга
Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих - «Баба-яга». В руках он держит ветку - «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: « У меня нога болит».
Пошла она на улицу - раздавила курицу.
Пошла на базар - раздавила самовар.
Пошла на лужайку - испугала зайку.
«Баба яга» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого она «запятнает», тот замирает на месте. Когда кто-либо из играющих приподнимает «запятнанного» и поставит его в круг, тот становится «Бабой-ягой».
Яблонька
Участники игры образуют круг, на середину выходит девочка-«яблонька». Ее имя называется в песне, а оно изображает все, о чем поется. Все, взявшись за руки, ходят и поют:
Мы посадим яблоньку
На горе, на горе.
Наша яблонька расцветет
По весне, по весне.
Вырастай, яблонька,
Вот такой вышины;
Распускайся, яблонька,
Вот такой ширины!
Расти, расти, яблонька,
В добрый час;
Поскачи, Машенька,
Потанцуй для нас!
Ой, как наша яблонька
Да распустилась;
Ой, как наша Машенька
Да закружилась!
А мы нашу яблоньку
Все трясти будем;
А мы сладки яблочки
Собирать будем!
А мы нашу яблоньку
Все пощиплем
Да от нашей Машеньки
Убежим вихрем!
При словах «такой вышины» и «такой ширины» все играющие поднимают, а потом разводят руки. При словах «трясти будем» все подходят к яблоньке и движениями изображают, как трясут ее и собирают яблоки. При словах «щипать будем» приближаются и щиплют девочку и тут же разбегаются. Яблонька бежит и ловит их. Кого поймает, тот становится на ее место.
Грачи летят
Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:
-
Грачи летят, на всю Русь трубят:
Гу-гу - гу - мы несем весну! (он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)
Летят, летят! - кричат дети и поднимают руки. Далее игра идет по то же схеме, но требует внимания школьников к пропеваемому тексту.
-
Журавли летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу - не догнать нас никому! - поет ведущий ребенок.
Летят, летят! - вторят все.
-
Пчелы летят, гудут, бунчат:
Жу-жу-жу - Меду в соты я несу! - ребенок.
Летят, летят! - подтверждают стоящие в кругу.
-
Поросята летят, полосаты визжат:
Хрю-хрю-хрю - надоело нам в хлеву! - ребенок.
Летят, …..! - ошибаются некоторые дети и поднимают руки. Тот, кто ошибся, выходит из круга и больше в игре не участвует. Игра продолжается. Называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят, и медведи летят…
Курочка и цыплята
Играющие выбирают «курочку» и «ворона», остальные - «цыплята». «Ворон» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Ворон» спрашивает:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На мельницу.
- Курочка-рябушечка, за чем пошла?
- За водой.
- Курочка-рябушечка, кому вода?
- Ребятишкам.
- Курочка-рябушечка, ребята чьи?
- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
«Ворон» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. А «цыплята» стараются увильнуть от «ворона». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята», стоящие за «курочкой».
Дударь
Один из играющих - «дударь» - садится посередине, остальные ведут хоровод. Ведущий обращается к «дударю»:
- Дударь, можешь ли работать?
- Не могу, головка болит! - отвечает «дударь»
Хоровод начинает петь песню и пританцовывать:
И наш дударь не может
И работать не хочет.
У дударя головка,
У дударя болела.
Эх, у дуба, у дуба,
Да у дуба зеленого,
Да у дуба кленового.
По окончании песни ведущий опять обращается к «дударю»:
- Дударь, можешь работать?
- Не могу, спинка болит!
Повторяется песня с заменой слова «головка» словом «спинка». Затем ведущий спрашивает опять. «Дударь» отвечает, что у него болят ручки, ножки и т. д. Хоровод повторяется.
Грибы
Дети становятся в пары друг за другом и поют:
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами:
Старушки - по волнушки,
Старички - по сморчки,
Мужички - по груздички,
Молодушки - по чернушки,
А ребятки - по опятки!
Один из играющих, оставшийся без пары, идет под «дубки» (стоящие в парах ребята поднимают руки вверх) и ищет «грибы»: из какой-нибудь пары берет участника (гриб) и становится с ним в конце ряда. Оставшийся без пары игрок идет под «дубы» искать «грибы».
Дедушка Сысой
Выбирается «дедушка Сысой». Остальные участники игры договариваются, что они будут ему показывать, например, ловить рыбу, рубить дрова, собирать грибы и т. п. Затем все приходят к «дедушке Сысою» и поют:
Здравствуй, седой дедушка Сысой!
Не тряси бородой, словно венчиком,
Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем,
Посмотри, что мы покажем!
«Сысой» говорит: Здравствуйте, детки, где вы были намедни?
Во сыром борочке, - отвечают ребята.
- Что вы там делали?
- Посидели на кочке, постояли на пенечке, да…. (и начинают показывать, изображая движениями то, о чем договаривались ранее).
Если «дедушка Сысой» отгадает - все разбегаются, а он их ловит. Кого поймает, тот становится «дедушкой Сысоем».
Родничок
Дети играют у «Ручья». Становятся друг за другом в ряд по одну сторону «ручья», обхватывают друг друга руками за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У - ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У - ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У - ух!
Спев песню, боком перепрыгивают через «ручей» на другую сторону. При этом дети друг другу мешают, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из ребят коснется «воды» - из игры выбывает.
Матушка - весна
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и поют:
Идет матушка - весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март пришел,
Всех детей привел,
А за ним апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, ребята, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону - правую или левую. Разделившись на две команды, все составляют новые пары и, взявшись за руки и подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Водящий, не имеющий пары, входит в «ворота» и ему поют:
Ходит матушка-весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ходит матушка-весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
На третий раз не найдете,
Сами в клетку попадете!
В этот момент водящий ребром ладони разъединяет поочередно руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая веревку или палку.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Вспомни песню.
Музыкант исполняет отрывки из разных песен. Слушателям нужно записать названия тех, которые они узнали и вспомнили. Побеждает тот, у кого окажется наибольшее количество правильных записей.
Узнай песню.
Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.
Поймай ноту.
Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.
То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается смешной разной композицией.
Встреча с оркестром.
Мы знаем, ребята, что вас знакомили с музыкальными инструментами, встречались вы и с учениками, занимающимися в музыкальной школе. Отгадайте следующие загадки:
1. В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)
2. Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)
3.Слог первый-представитель тех времен,
Кем был британский остров заселен,
А слог второй - одно из междометий,
В картине задним планом служит третий. (Саксофон)
4. Вхожу в состав смычковых постоянно,
Я голос, но не тенор, не сопрано. (Альт)
5. Назовите музыкальный инструмент, который является основой симфонического оркестра. (Скрипка)
Кольцовка песен.
Играющие образуют несколько групп. Игра состоит в том, что команда по очереди исполняют один куплет песни на выбранную тему. Например: о насекомых, о временах года, солдатские песни, песни о море и т.д. Интервал между исполнением песен командами - 3 секунды, надо строго придерживаться этого правила. За нарушение - штрафное очко. Победитель - Та команда, которая споет последнюю песню.
Угадай мелодию.
Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам: «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Вести», «Прогноз погоды» и др. Задача участников - угадать и назвать передачу.
Споемте вместе.
Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна вспомнить и спеть куплет другой песни, но в которой обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Первая команда припоминает и поет куплет из песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д. Например:
1. То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый.
Где найдешь еще такой…
-
Вы шумите, шумите надо мною березы…
3. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…
Вопросы - ответы.
Условия конкурса: одна команда должна за одну минуту вспомнить и понять отрывок из песни, содержащий из вопрос.
Например: «Ну что сказать, ну что сказать.
Устроены так люди,
Желают знать, желают знать:
Желают знать, что будет?»
Вторая команда за одну минуту должна вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:
«То ли еще будет, то ли еще будет, ой-ой-ой!»
Эти игры развивают познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Перевертыши.
Ведущий называет телевизионные передачи. Песни и др. с перевернутым смыслом.
Например:
1. «Лунные сутки». Команда отвечает «Заветный час»
2. «Доброе утро, старушки». (Спокойной ночи, малыши)
3. «Вечерняя бандероль». (Утренняя почта)
4. «Привет! Один на улице». (Пока все дома)
5. Песня «Грусть». (Улыбка)
6. Песня «Порознь скучно ехать». (Вместе весело шагать)
Великие люди.
Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.
Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.
Танец на «островке».
В этой игре могут принимать участие 8-7 пар. Для ее проведения необходимо приготовить 8-10 старых газет. Каждой паре дается газета, и руководитель знакомит играющих с правилами игры. Под музыку все пары начинают танцевать, соблюдая одно условие - не сходить со своей газеты. Если один из партнеров нарушил это условие, то пара выбивает из игры. Музыка играет 1-2 минуты, после чего газета складывается по полам, и танец продолжается. Газета складывается до тех пор, пока не останется одна пара , сумевшая удержатся на маленьком газетном островке. Руководитель должен следить, чтобы ребята танцевали, а не стояли, и фиксировать сошедших с газеты.
«Музыкальный платочек».
Помощники в игре - обыкновенный платочек и метла. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: «Стоп!», музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всех стоящих в кругу он просит по номерам. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий называет номер и бросает метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел - становится ведущим.