7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 1-4 классы

Рабочая программа по музыке 1-4 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа:

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Музыка» для 1-4-х классов составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Образовательной программы начального общего образования по музыке МБОУ СОШ № 56 г. Пензы , примерной программы по музыке.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей обучающихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку ; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков ; требования к уровню подготовки обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Цели изучения:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 56 г. Пензы



Учебный план МБОУ СОШ № 56 г. Пензы отводит на изучение музыки в 1- 4 классах 135 часов .

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса рассчитана на 135 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 15 учебных часов на повторение изученного материала.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

  • - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • - уважительное отношение к культуре других народов:

  • - эстетические потребности, ценности и чувства;

  • - развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • - развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.





Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Слушание музыки. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, различной по содержанию. Характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально - исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально - пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры- драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.





Содержание программы

1 класс



Музыка в жизни человека (33ч).



Тема I. Музыка вокруг нас - 5 час.

«И муза вечная со мной….»

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Что значит слышать музыку - Внимать , открывать , прикасаться , переживать , следить , различать?

Г.Струве, К. Ибряев. Мы теперь ученики (пение).



Повсюду музыка слышна .

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Колыбельная песня, колыбельность - начало познания музыки и жизни. И. Дунаевский. Колыбельная из к\ф «Цирк». Н. Римский - Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко» Г.Струве, ст.В. Викторова. Веселая песенка(пение).



« Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

Искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости, музыка печали, музыка тревоги и т.д.

П.Чайковский. «Детская песенка(«Мой Лизочек…» ), русская народная песня «Ах ты, ноченька».К. Глюк . Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика ».

Г.Струве, ст. Н. Соловьевой. Так уж получилось(пение).



Музыкальное эхо.

Отражение в музыке всего мира ,измеренного человеческой мерой. Душа музыки - мелодия. Сочини мелодию. Подбор несложных ритмических аккомпанементов на элементарных музыкальных инструментах, выражение музыкального характера в художественном движении. Картинки с выставки. М. Мусоргский.

Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музык. Инструментах). Дудочка. Белорусская народная песня.



Музыкальные инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты. Знакомство с простейшими народными музыкальными инструментами и игра на них.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных муз. инструментов. Слушание). Коробейники. Русская народная песня(игра на детских музыкальных инструментах).

.



2. Музыка и ты. - 12 час.



Композитор, исполнитель, слушатель.



Кто нужен для того, чтобы музыка получилась. Роли композитора, исполнителя, слушателя.

В. Герчик, ст. Н.Френкель. Нотный хоровод(пение). А.Островский, ст. З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение).





Три кита в музыке.





Древняя легенда про трех китов. Слушание музыкальных образцов трех основных сфер музыки. С. Прокофьев. Марш. С. Рахманинов. Итальянская полька. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Помочь детям ощутить разницу в характере музыки марша, танца, песни.



Кит - марш.



Марш-это музыка ,под которую хочется совершать четкие ритмические однообразные движения. Сходство и различие разнообразной музыки маршей ( для всевозможных жизненных обстоятельств).



Кит - танец.



Танец как один из типов музыки. Особенности звучания музыки танца. Разница в характерах вальса, польки, народной плясовой, танцевальной музыки для взрослых, детей, игрушек.

П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»;С. Рахманинов. Итальянская полька.» ; русская народная плясовая «Камаринская»и т.п. Д. Кабалевский «Первый класс».Игровая попевка (исполнение).



Кит-песня .



Песня - самый важный и самый главный «кит», вид музыки. Песня всегда мелодия(напев), а мелодия - важнейшая часть всякой музыки(душа музыки).

Характерные особенности песенной музыки -ее певучесть, плавность, протяжность. Песня без слов. В.А. Моцарт. «Ария». Л.Бетховен, русск. Текст Н. Райского. Сурок(пение).Колыбельные песни.





Киты встречаются вместе



Проблему встречи «китов» решить на примере произведений , в которых сочетаются разные виды музыки ( «Пусть всегда будет солнце!» А. Островского, «Веселые путешественники» М. Старокадомского, «Катюша» М. Блантера).

«Киты» часто встречаются вместе, образуя то песни-марши, то песни-танцы, то танцы-марши и даже песни-танцы-марши .



Куда ведут нас три кита.



Тот ,кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки;

это ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию, в музыку ,написанную для любых инструментов и для оркестров, солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов.

П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин», балет «Щелкунчик»,С.Прокофьев. Балет «Золушка» (слушание фрагментов).М.Коваль. Опера «Волк и семеро козлят».Песня мамы-козы.

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость. - 2 ч.



Из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые в музыке всегда хорошо слышны и чувствуемы: песенность - когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения; танцевальность - когда музыка пронизана ритмами, идущими от танцев (польки, вальса, различных народных танцев), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать; маршевость -когда музыка пронизана маршевыми ритмами (походными, торжественными, траурными и т.д.), но не обязательно предназначена для того ,чтобы под нее маршировать.

Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»; М. Глинка. «Арагонская хота».Ф. Шопен. Полонез.

Т. Потапенко «Скворушка прощается»(пение).





3 . Музыка твоего народа - 16 час.





Народное музыкальное творчество.

Хороводы, заклички , игры, загадки, прибаутки. Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество. Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле». Русская народная песня «Во поле береза стояла» (пение).

Разыграй песню. - 1 ч.

Способность музыки описать, нарисовать, выразить состояние человека.

Интонирование и озвучивание музыкального характера песни в художественном движении.

«Здравствуй, гостья зима» Русская народная песня(разучивание).



Музыкальный фольклор России.



Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости, музыка печали, музыка тревоги и т.д. Дом, земля-кормилица, матушка-Россия.

Колыбельные: «Зыбка поскрипывает», «Ходит сон по лавочке»

Русские народные песни «Славны были наши деды», «Вот уж зимушка проходит».



Многообразие жанров песенного музыкального фольклора.



Календарные песни. Хороводные песни. Обрядовые песни. Трудовые песни.

Русские народные попевки (пение) Осень. Русская народная песня (пение).

Во саду ли в огороде. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах. Едет Масленица дорогая (пение)





Русские обряды



Масленица - с забавами, потехами, зимними играми.

Весенние заклички. Песни и игры, посвященные весеннему обновлению жизни.

Значение музыки в народных праздниках на Руси.



. Характерные черты русских народных песен.



Народная музыка - зеркало жизни народа, в котором отражаются его дух, атмосфера его бытия.

Песенность, певучесть, плавность, неторопливость, распевность русской музыки.

Русские народные песни: «Тонкая рябина», «Среди долины ровныя», «Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Во кузнице».





Музыка народная и музыка композиторская.



Общие истоки народной и композиторской музыки.

Характерные черты народной и композиторской музыки.

«Камаринская»-русская народная песня-пляска; «Камаринская» из «Детского альбома» П.Чайковского ; фрагмент из «Камаринской» М.Глинки.

Интонационное родство музыки русских композиторов с музыкальным фольклором.



Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае .



«Ах ты, степь широкая, степь раздольная….». Русская народная песня.

«На горе-то калина». Русская народная песня. «Во поле береза стояла». Русская народная песня(пение).

«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков, стихи К. Ибряева.

«Что мы Родиной зовем?» Г.Струве, стихи В.Степанова.

«Наш край». Д. Кабалевский, стихи А.Пришельца (пение).

2 класс



Ооновные закономерности музыкального искусства - 34 часа.



Тема 1. О чем говорит музыка 21 ч.



Интонация.



Сходство и различие разговорной речи и речи музыкальной.

Интонационное осмысление.

«Скворушка прощается». Т. Потапенко.

Скороговорки. С.Прокофьев. «Болтунья». Песенка-скороговорка «Барабан».



Интонационная выразительность исполнения: точное выполнение пауз, сознательное выделение сильных слов и слогов во фразе.



«А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер» . И.Дунаевский.(пение).

Интонации выразительные и изобразительные.





Музыка выражает чувства человека



Радость и печаль- самые обычные чувства людей - и ребенка, и взрослого - мы находим во многих произведениях искусства, в том числе и музыкальных.

«Весело. Грустно.» Л.Бетховен.

Понятие «массовая песня» (в ней выражены чувства и мысли массы людей).

Попевка «Звонкий звонок». «Разные ребята», «Березка» И.Арсеева.

«Если добрый ты» из м\ф «День рождения кота Леопольда» Б.Савельева(пение).



Музыка выражает различные черты характера.



Музыка может выражать такие черты характера как силу, мужественность, нежность, мягкость, серьезность и шутливость,

Изображение окружающего мира.

«В сказочном лесу». Д. Кабалевский.

«Калинка». Русская народная песня(пение). «Во кузнице». Русская народная песня. «Попутная».М. Глинка.



Музыка создает музыкальные портреты людей ,сказочных персонажей.



В музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.



Д.Кабалевский. «Три подружки», «Упрямый братишка» , «Клоуны».

«Упрямец». Г.Свиридов.Попевка «Разные ребята».



Музыка может наделить чертами человеческого характера и сказочных зверей, выразить их чувства и переживания.

«Монтер» Д. Кабалевского, «Совенок Р.Шумана.

«Учитель», «Доктор» Д. Кабалевского из музыкальных картинок «В сказочном саду».

«Перепелочка», белорусская народная песня (пение).







Может ли музыка изображать?



Музыка может изображать музыкальные инструменты («Труба и барабан»Д .Кабалевского, песня-игра)



Музыка может изображать движение человека, конницы, поезда, пение птиц, журчание ручья, грозу, бурю, колокольный звон.

«Полюшко» Л. Книппера, «Кавалерийская « Д. Кабалевского.

Музыка может изображать(рисовать) картины природы: утро, день, вечер, ночь.

Фортепианные пьесы В.Салманова «Утро в лесу», «Вечер».

Схожие черты между музыкой и живописью: светлые звучности - светлые краски, темные звучности - темные краски.

П.Чайковский. Щелкунчик. Балет. Фрагменты. Марш. Танец феи Драже.

«А кто у нас гость большой?» .Русская народная песня(исполнение)

Выразительность и изобразительность в музыке



Выразительность и изобразительность в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.

«Полюшко» Л. Книппера.

«Попутная песня « М.Глинки.

«Добрый день!» Я. Дубравин, сл.В.Суслова(пение)



Интонационная выразительность .



Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зерен».Каждое такое зерно называется интонацией.

В зерне-интонации содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи , главное же -характер музыки.

Импровизация.

«Вальс ми минор». Э.Григ. «Любитель-рыболов».М. Старокадомский,ст. А. Барто(пение).



Основные средства музыкальной выразительности.



Мелодия(рисунок), ритм, темп, динамика, тембр(краска), лад

Применение знаний об основных видах музыкальной выразительности при анализе прослушанных музыкальных произведений.

Пластическое интонирование.

С.Прокофьев. «Петя и волк».Симфоническая сказка.

Р.Шуман.»Первая утрата». «Тень- тень».В.Калинников, сл. народные(пение).

.



ТЕМА 2. Музыкальная речь. - 13 час.

Музыкальная речь и музыкальный язык

Отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука.

Симфония №5. Л.Бетховен.

К.Сен-Санс. Ослы. Карнавал животных.

« Котенок и щенок».Т.Потапенко , ст. В.Викторова(пение).

«Песня о герое». Э.Григ.

«Дождик».В.Косенко.



Композитор, исполнитель, слушатель.

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.

К.Сен-Санс. Карнавал животных



Кто дежурные?.Д. Кабалевский , сл. Е.Шварца.

Утро. Э.Григ.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский.

Детская песенка(Мой Лизочек….).П.Чайковский, ст. В.Аксакова.

Кузнец. И.Арсеев, перевод с англ. С.Маршака(пение).



Целостное представление о возникновении и существовании музыки.

Деятельность композитора-исполнителя-слушателя.

Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Ария. И.-С. Бах.

Мелодия. А. Рубинштейн.

Ходила младешенька. Русская народная песня.

Арагонская хота. Испанский народный танец.

Золушка .Балет. С. Прокофьев. Гавот.

Пер Гюнт. Сюита. Э. Григ. Утро.



Система графических знаков для записи музыки .

Краткая история возникновения. Элементарная нотная грамота.

Нотный стан. Гамма.



Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи-.

Элементы нотной грамоты.

Исполнение мелодии с ориентацией на нотную запись.

Во саду ли в огороде. Русская народная песня.

Гимн России

Разучивание Гимна России.

3 класс



Основные закономерности музыкального искусства-34ч.



Тема 1 .О чем рассказывает музыка. - 10 ч.

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость

Развитие в школьнике умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него , размышлять о нем .

Знакомые образцы песни, танца, марша.

Фрагменты из симфонии №6 П.Чайковского.

Фрагменты из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрина.

Вслушиваясь в музыку , дети приходят к выводу, что эти фрагменты

не являются ни одним из трех «китов»,хотя музыка одного похожа на песню, другого -на танец, третьего - на марш. Появляются важные и

ценные качества, которые имеют в музыке огромное значение: песенность, танцевальность, маршевость, которые выводят на широкие музыкальные просторы.

Р.Щедрин.Балет «Конек-Горбунок».Ночь.Золотые рыбки. Царь Горох.

Ф.Шопен.Полонез. Прелюдии №7 и №20.

Дружат дети всей Земли. Д.Львов-Компанеец, ст.В.Викторова(пение).



Картины природы в музыке.

Мелодия - душа музыки. Романс. Звучащие картины.

Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов

и. художников .Романс. Из Музыкальных иллюстраий к повести А.Пушкина «Метель».Г.Свиридов.

Звонче жаворонка пенье. Н.Римский-Корсаков, сл. А.Толстого.

Жаворонок. М. Глинка,сл. Н Кукольника.

Благославляю вас, леса. П.Чайковский, сл. А.Толстого.

Походная. В. Шаинский(пение).

Наш край.Д .Кабалевский (пение).



Россия - Родина моя

Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах

музыки.

Славны были наши деды. Русская народная песня.

Вспомним ,братцы, Русь и славу! Русская народная песня.

Александр Невский .Кантата (фрагменты).С.Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты).М.Глинка.

Солдатушки, бравы ребятушки .Русская народная песня(пение).

Песня о России. В.Локтев,сл. О. Высотского(пение).

Иван Сусанин.Опера(фрагменты).М.Глинка.



Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве



ТЕМА 2 Развитие музыки. -14 ч.

Исполнительское развитие.

Нет музыки без развития. Музыка - это искусство, которое раскрывает

ся перед слушателями в движении, постепенно, шаг за шагом(звук за звуком). Исполнительское развитие музыки - это такое исполнение музыки, при котором исполнители вносят в нее развитие(движение ,изменение характера). Темброво-динамическое развитие. Канон.

Любитель-рыболов. М.Старокадомский(пение).

Почему медведь зимой спит. Л. Книппер.(пение).

Игра в слова. Звонкий звонок. Попевки. Стихи А. Барто.

На горе-то калина. Русская народная песня

Интонационное развитие.

Интонационное развитие имеется в самой музыке, независимо от ее исполнения.Действующие лица музыки совершают разные поступки,

меняется их настроение. Музыка выражает чувства действующих

в ней лиц.

С.Прокофьев. «Петя и волк». Симфоническая сказка.

Со вьюном я хожу. Русская народная песня(пение).

Во кузнице. Русская народная песня(пение).

Повтор и контраст как основные приемы музыкального

развития

Конек-Горбунок. Балет.Р. Щедрин. Сцена «Купание в котлах».

Орленок. В. Белый (пение).

Как у бабушки козел. Русская хороводная песня (пение)

Кульминационное развитие.

Стремление мелодии к вершине(кульминации).

Прелюдии №7 и №20 Ф.Шопена.

Вальс. Ф.Шуберт. Пластическое интонирование.

Походная.В.Шаинский(пение).



Т Е М А 3 .Формы построения музыки. -10 ч.

Одночастные сочинения

Песни без припева, как и любые другие сочинения, построенные

на одном музыкальном материале, «на одной музыке», не содержащие

контрастных частей- это одночастные сочинения.

Карусель. Д .Кабалевский.



Вечер. Утро в лесу .В. Салманов.

Дождик. Русская народная песня в обраб. Т. Потапенко(пение)

Двучастные сочинения.

Инструментальные пьесы, состоящие из двух совершенно разных, ярко контрастных частей, песни с отчетливым членением на запев и припев - это двучастные сочинения.

П.Чайковский. Неаполитанская песенка.

С.Рахманинов. Итальянская полька.

Калинка. Русская народная песня(пение).

Пусть всегда будет Солнце! А.Островский(пение)

Песенка о капитане. И. Дунаевский (пение).

Э. Григ. Песня Сольвейг из музыке к драме «Пер Гюнт».

Трехчастные сочинения

Трехчастность образуется от дважды звучащей(по краям сочинения)

«главной музыки» и однажды появляющейся в середине какой-либо

Другой музыки.

Весело. Грустно . Л. Бетховен.

Ария И ,Сусанина из оперы «Жизнь за царя». М. Глинка.

Смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов

музыкальной речи.

Элегия. Ж. Масне.

Увертюра к к\ф «Дети капитана Гранта».И.Дунаевский.



Форма рондо.

Принцип построения формы рондо - контрастное составление главной мелодии и эпизодов. Слово «рондо» то же самое, что русское слово «круг»,

«кружок»,т.е. хоровод. Рондо - хороводный (круговой) танец, в котором

главную мелодию исполняют все, а эпизоды - солисты или группа хора,

входящие для этого в центр круга или хоровода.

Болтунья. С. Прокофьев, сл. А. Барто (пение).

Зачем нам выстроили дом. Д. Кабалевский,ст. В.Викторова.

Классное рондо. Д .Кабалевский. Попевка.

Попевки «Мы- мальчики», «Мы - девочки».

Во саду-ли в огороде.Русская народная песня(пение).

Форма вариаций.

Вариации- это изменения, которые вносятся в каждое новое звучание

темы. Форма вариаций обычно состоит из темы и нескольких вариаций.

Со вьюном я хожу. Русская народная песня(пение)

Во поле береза стояла .Русская народная песня.

Орленок. В. Белый.

Камаринская. Русская народная песня-пляска.













М У З Ы К А Л Ь Н А Я К А Р Т И Н А М И Р А -34 час.



ТЕМА 1. Россия - Родина моя . - 12 ч..

Моя Россия

Музыкальная символика - Гимн России.

А.Александров, ст . С. Михалкова.Государственный Гимн Российской

Федерации.

Ю. Визбор. Россия.

С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.1 часть.

Родина моя. Е. Тилечеева, ст. Л. Шибицкой(пение).

Что такое патриотизм?

М. Глинка. Патриотическая песня.

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Ой ты , темная дубравушка»

Из оперы «Садко».

Гляжу в озера синие. Л. Афанасьев, ст. Шаферана.

Русский национальный герой Иван Сусанин

Опера М.Глинки «Жизнь за царя».

М. Глинка. Ария И.Сусанина.

М.Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя».

Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня (пение)

Шел Ленинградский паренек. Современная народная песня (пение).

Сердечность и широта души русского народа, красота.

Тонкая рябина. Русская народная песня (пение)

Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня.

Эй, ухнем! Русская народная песня.

Русской природа в русских народных песнях.

Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня.

Эй, ухнем! Русская народная песня.

Воронежские частушки. Ст. В.Викторова.

Р.Щедрин .Озорные частушки

Особенности русской частушки.

Воронежские частушки. Ст. В.Викторова.

Р.Щедрин .Озорные частушки.

Сочинение частушек учащимися.

Т Е М А 2. Различные виды музыки. - 10 ч.

Музыка вокальная, инструментальная.

Театр оперы и балета. Большой театр. Фрагменты из опер, ранее известных по программе. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В.Спивакова .В.А.Моцарт.Дивертисмент № 3 си-бемоль-мажор.3-я часть. Н.Андерсон.Пустячок.

Государственный квартет им. А.П.Бородина. Ф.Шуберт .Квартет до-мажор, фрагмент.

Музыка сольная.

Сольные инструментальные выступления . С.Рихтер. М .Плетнев.В,Третьяков.

Юные музыканты

Максим Венгеров, скрипка.

Евгений Кисин, фортепиано.

Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл

Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу.

Звездная река. Сл. И музыка В.Семенова.

Джаз .Я.Дубравин, сл. В.Суслова.

Острый ритм.Дж.Гершвин, сл. А.Гершвина



Т Е М А 3. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. - 12 ч.

Музыкальный язык.

Музыка- это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. Этот язык понятен

всем другим без переводов.

Реве да стогне Днипр широкий. Украинская народная песня.

Песня о Днепре .М, Фрадкин, ст. Е.Долматовского.

Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня.

Музыка стран ближнего зарубежья.

Перепелочка .Белорусская народная песня.

Бульба Белорусская народная песня-танец.

Реченька. Белорусская народная песня.

Молдавеняска. Молдавский народный танец.

Русская пляска из балета «Гаянэ». А.Хачатурян.

Сулико. Грузинская народная песня.

Цыплята..Г.Гусейнли, ст. Т.Мутталибова.

У каждого свой инструмент. Эстонская народная песня.

Музыка Ф.Шопена.

Ф.Шопен. Ноктюрн до-диез минор .Посмертное сочинение.

Ф.Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром.2-я и 3-я части. Фрагменты.

О.Девочкина, ст. Г.Якуниной. Осень (пение).

Блеск и мощь полонеза.

М.Огиньский. Полонез.

М.Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя».

Г.Струве, ст. В.Викторова. Полонез дружбы (пение).

Пластическое интонирование.

Музыкальное путешествие в Италию.

М.Глинка, ст. И.Козлова. Венецианская ночь..

Санта Лючия. Итальянская народная песня(пение).

Дж.Верди. Сцена и ария Риголетто. Из оперы «Риголетто».2-е действие. Фрагмент.

Дж.Верди. Марш. Из оперы «Аида».

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Музыкальная Австрия.

В.А.Моцарт. Ария царицы Ночи. Из оперы «Волшебная флейта».

В.А.Моцарт. Симфония № 40. 1-я часть.Экспозиция.

В.А.Моцарт. Хор «Послушай,как звуки хрустально чисты».Из оперы «Волшебная флейта».

В.А.Моцарт. Реквием.

Й.Гайдн, русский текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

«Не ручей - море ему имя».

И.С.Бах, ст. Т.Томарницкой. Осень (пение).

И.С.Бах, русский текст М.Ивенсен. Зима (пение).





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

выпускников

В результате изучения музыки обучающиеся должны научиться

  • Знать слова и мелодию Гимна России;

  • Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.





















































Тематическое планирование

по музыке для 1-4 классов

Тематическое планирование по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы начального общего образования по музыке МБОУ СОШ № 56 г. Пензы, рабочей программы по музыке для 4 класса и примерного тематического планирования.



Класс: 1- 4

Учитель: Шонкина Т.В.

Количество часов в неделю на изучение музыки в 1- 4 классе : 1ч., всего-135 часов, резерв - 15 часов.

Учебник . Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Музыка.1- 4 классы. -М..: Просвещение.-2011.







урока

Название тем, уроков

Кол-во часов

Виды учебной деятельности





Музыка в жизни человека





33



Музыка вокруг нас

5



1

« И муза вечная со мной….»

1

Выявлять общность жизненных исто­ков

2

Повсюду музыка слышна.

1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении

3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

4

Музыкальное эхо.

1

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к музы­кальному искусству

5

Музыкальные инструменты.

1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Музыка и ты

12



6

Композитор, исполнитель, слушатель.

1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям

7





8





Три кита в музыке.





Повторительно- обобщающий урок. Резерв.

1











1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации.

9

Кит - марш.

1

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов

10

Кит - танец.

1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

11

Кит- песня.

1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

12

13

Киты встречаются вместе.

2

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства

14

15







16



Куда ведут нас три кита.









Урок-концерт Резерв.

2









1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства



Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

17



Песня ,танец , марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.

1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.



Музыка твоего народа

16



18

19

Народное музыкальное творчество.

2

Размышлять о знакомом музыкальном произведении

20

Разыграй песню.

1

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

21

22

Музыкальный фольклор России.

2

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

23

24

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора.

2

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

25

Повторительно-обобщающий урок

Резерв.

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

26

Русские обряды.



1

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

27

Характерные черты русских народных песен.

1

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

28

29

Музыка народная и музыка композиторская.



2

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

30

31

32

Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае

3

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

33

Урок-концерт. Резерв.

1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.





2 класс



урока

Разделы и темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности



Ооновные закономерности музыкального искусства -

Тема 1 .О чем говорит музыка

34





21



1

Интонация.



1

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки с литературой.

2

Интонация.



1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

3

Интонация.



1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

4

Интонация.



1

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к музы­кальному искусству

5

Музыка выражает чувства человека

1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям

6

Музыка выражает чувства человека

1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении

7

Музыка выражает различные черты характера



1

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

8

Повторительно-обобщающий урок Резерв



1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

9

Музыка создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей



1

Исполнять песни о маме современных композиторов

10

Музыка создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей



1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства

11



Может ли музыка изображать?



1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

12



Может ли музыка изображать?



1

Размышлять о знакомом музыкальном произведении.

13



Может ли музыка изображать?



1

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

14



Может ли музыка изображать?



1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

15



Выразительность и изобразительность в музыке



1

Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

16

Урок-концерт. Резерв.



1

Импровизировать в соответствии с представленным образом.

17

Интонационная выразительность



1

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

18

Интонационная выразительность



1

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

19

Основные средства музыкальной выразительности



1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

20

Основные средства музыкальной выразительности



1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства.

21

Основные средства музыкальной выразительности



1

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.









22



Тема 2. Музыкальная речь.







Музыкальная речь и музыкальный язык



13









1

Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров.

23

Музыкальная речь и музыкальный язык

1

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

24

Музыкальная речь и музыкальный язык

1

Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.

25

Композитор, исполнитель, слушатель

1

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

26

Повторительно-обобщающий урок Резерв.

1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

27

Целостное представление о возникновении и существовании музыки.



1

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

28

Целостное представление о возникновении и существовании музыки.



1

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

29

Целостное представление о возникновении и существовании музыки.



1

Исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

30

Система графических знаков для записи музыки



1

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов

31

Система графических знаков для записи музыки



1

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

32

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементарная нотная грамота. Нотный стан. Гамма.



1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства

33

Гимн России.



1

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

34

Обобщающий урок года. Резерв.

1

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации.

.

3 класс





урока

Название темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности



Основные закономерности музыкального искусства

О чем рассказывает музыка

34



10



1,2

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.



2

Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой, как различными способами художественного познания мира.



3,4,5

Картины природы в музыке



3

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.



6,7

Россия - Родина моя .



2

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



8

Повторительно-обобщающий урок. Резерв.

1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

9,10

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.



2

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Развитие музыки - 14 ч.



14



11,12,13,14

Исполнительское развитие.



4

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства

15

Интонационное развитие .



1

Размышлять о знакомом музыкальном произведении.

16

Урок-концерт. Резерв.

1

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



17.18

Интонационное развитие



2

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

19,20,21,22

Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития.

4

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям

23.24

Кульминационное развитие.

2

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.



Формы построения музыки

10



25

Одночастные сочинения.

1

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

26

Повторительно-обобщающий урок. Резерв.

1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства.

27

Одночастные сочинения.

1

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства

28.29

Двучастные сочинения.

2

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

30.31

Трехчастные сочинения.

2

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

32

Форма рондо

1

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

33

Форма вариаций.

1

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

34

Обобщающий урок-концерт. Резерв.

1

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.





















4 класс



Название тем, разделов

Кол-во часов

Виды учебной деятельности











1,2





3,4







5,6







7







8







9,10







11,12









13,14,15







16







17,18







19,20







21, 22













23





24,25







26





27







28





29.30





31,32





33







34

М У З Ы К А Л Ь Н А Я К А Р Т И Н А М И Р А

Россия - Родина моя -10 ч.





Моя Россия







Что такое патриотизм?







Русский национальный герой Иван Сусанин







Сердечность и широта души русского народа, красота







Повторительно-обобщающий урок . Резерв.





Русская природа в русских народных песнях. час.







Особенности русской частушки





Различные виды музыки





Музыка вокальная, инструментальная.







Урок-концерт . Резерв.







Музыка сольная









Юные музыканты









Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.





Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.



Музыкальный язык.







Музыка стран ближнего зарубежья







Повторительно-обобщающий урок . Резерв.





Музыка Ф. Шопена.







Блеск и мощь полонеза.





Музыкальное путешествие в Италию.



.

Музыкальная Австрия.





«Не ручей - море ему имя»









Урок- концерт. Резерв.



34



12





2





2







2







1







1







2







2





10





3





1







2







2







2







12



1







2







1





1







1





2





2





1









1









Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой, как различными способами художественного познания мира.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Проявлять эмоционально-ценностное отношение к музы­кальному искусству





Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.





Проявлять эмоционально-ценностное отношение к музы­кальному искусству



Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.







Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении



Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.



Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.



Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.







Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.



Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.



Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.



Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.



Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.







Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям.

УМК ПО КУРСУ

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/</</p>

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.



Список научно-методической литературы



  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  5. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  6. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  8. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  9. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  10. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  11. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  13. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  14. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  15. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  16. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-6 - 2009 г., №№1-5 - 2010г.

  17. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  18. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  19. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Учитель, 2005г.

  20. Улашенко Н.Б. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.

  21. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2004г.

  22. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  23. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  24. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.





Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

  • Программа «Музыка 1-4 классы. Начальная школа», М., Просвещение, 2011г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 1-4 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева «Музыка.1- 4 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,Просвещение, 2010 г.

  • учебник «Музыка. 4 класс», М., Просвещение, 2011г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 4 класс» М., Просвещение, 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  3. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  4. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  5. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал