7


  • Учителю
  • Конспект открытого урока по предмету 'Специальность' (домра), в рамках реализации ДПОП 'Народные инструменты'

Конспект открытого урока по предмету 'Специальность' (домра), в рамках реализации ДПОП 'Народные инструменты'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Лазарева Ирина Анатольевна,

Преподаватель

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»





Открытый урок по учебному предмету

ПО.01.УП.01. «Специальность» (домра)

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

1 класс (8-летний курс обучения)



Тема урока: «Первые шаги домриста»


Образовательная цель: воспитание начальных исполнительских навыков при обучении игры на домре.

Деятельностная цель: повторить знание нот первой и второй октав научить выразительно исполнять несложные песенки-попевки на открытых струнах

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: уметь слушать преподавателя, воспринимать мелодию по характеру звучания, размышлять о ней, выразительно исполнять, сопоставлять веселую и грустную, быструю и медленную музыку при исполнении на инструменте, передавать свои мысли об исполненной музыке.

Регулятивные: выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания, разучивания и исполнения пьес, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь вступать в диалог с преподавателем и концертмейстером, обсуждать характер исполняемых произведений, выражать свои мысли.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Открытие новых знаний через создание проблемной ситуации на уроке и мотивация к самосовершенствованию, и творческой деятельности.

Воспитательные результаты I уровня:

Закрепление знаний нот первой и второй октав. Умение выразительно исполнять несложные пьесы на открытых струнах в ансамбле с концертмейстером.

Воспитательные результаты II уровня:

Получение опыта разгадывания ребусов с названием нот, для дальнейшего применения знания нот в обучении. Выразительного простукивания ритмического рисунка исполняемых песен со словами, нахождение кульминационной точки. Исполнения на домре несложных пьес на открытых струнах самостоятельно и в ансамбле с концертмейстером

Использованные образовательные технологии:

Игровая, личностно-ориентированная.

Межпредметные связи

Теория музыки: Знание нот первой, второй октав, динамические оттенки f, p, темпы быстрый (Аллегро), медленно (Адажио), умеренно (Модерато).

Хор: исполнение песен Т. Захарьина «Осенний дождик», Е. Тиличеева «Снегири», «На лыжах», М. Красев «Елочка», Е. Макаров «На трех струнах»

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Жанр занятия: тематический.

Вид занятия: урок-беседа.

Методы: словесный, наглядный, сравнения, ретроспективы, игровой, музыкального обобщения.

Оборудование:

- музыкальные инструменты (домра, фортепиано);

- стул по росту учащегося, подставка для ног, пульт.

Демонстрационный материал:

- учебное пособие АЗБУКА ДОМРИСТА для трехструнной домры, младшие классы ДМШ, составитель Разумеева Татьяна Юрьевна, - М.: «Кифара», 2006.;

- ребусы;

- карточки с динамическими оттенками Форте и Пиано;

Оформление:

Место проведения занятия - кабинет.

План занятия:

  1. Вступительное слово(5 мин.).

  2. Организационный момент (1 мин.).

  3. Разгадывание ребусов (3)

  4. Постановка и посадка за инструментом (2)

  5. Исполнение пьес (25 мин.)

  6. Подведение итогов занятия (2 мин.).

  7. Домашнее задание (2 мин.).


Ход занятия:

1.Вступительное слово

Начальный этап обучения домриста включает в себя:

  1. Формирование посадки с инструментом;

  2. Постановку игрового аппарата;

  3. Простейшие навыки звукоизвлечения.

Поскольку свободно звук извлекается только на открытых струнах, то огромную часть времени преподаватель тратит на преодоление болезненных ощущений в левой руке, возникающих при прижатии струн на ладах. Процесс преодоления этих ощущений длителен. Адаптация к инструменту проходит по-разному (в зависимости от возраста), но в основном она завершается к концу первого полугодия. Кроме того, большие проблемы возникают при освоении игры медиатором. Очень часто вся энергия преподавателя тратится на решение именно этих технических задач и не учитывается тот фактор, что формирование будущего музыканта необходимо начинать с самых первых уроков.

Речь идет об активизации музыкального слуха учащегося и формировании у него сначала слышать, а затем играть на инструменте. Знакомство его с понятием «музыкальная интонация», которая является носителем смысла в музыке, а выразительное интонирование - основой исполнительского мастерства - должно осуществляться с первых шагов обучения на инструменте.

Разобраться в сложности процесса интонирования ребенку невозможно, а этого и не требуется. Достаточно понимания этого процесса преподавателем. Поскольку музыкальное интонирование изначально связано с речью с речевым интонированием, то необходимо на раннем этапе обучения связывать нотный материал со словом, использую простейшие, доступные ребенку тексты. Самым важным в этой работе является умение ученика найти и выделить во фразе смысловое слово, а в нем ударный слог, что будет являться кульминацией, и связать это с нотным звучанием.

Необходимо помочь ребенку ощутить ритм стихотворения, сопровождая каждый слог во фразе хлопком в ладоши, причем хлопки могут быть короткими и длинными, в зависимости от ритма слова.

После тщательного разбора стихотворного текста необходимо еще раз произнести текст, заменив хлопки игрой на инструменте. Роль ритмического сопровождения играет большой палец правой руки, который «отбивает» каждый слог.

Дальнейшим этапом работы является проговаривание слов «про себя» при исполнении большим пальцем правой руки ритмизованной мелодии. На этом этапе ученику необходимо объяснить понятие «динамические оттенки», не заучивая термины, а лишь знакомя с различными градациями силы звука: тихо-громко, постепенное усиление напряжения, постепенное расслабление.

Исходя из этих понятий, ученик уже в состоянии составить простейшую музыкальную фразу, которая пока сопровождается текстами, буквально следует смыслу и движению речевой интонации:

Мелкий дождь осенний

падает на крыши. Кап, кап, кап…

Конечно, залогом успеха такой работы является подбор художественно-ценного репертуара. В этом смысле рациональнее всего использовать мелодии со словами, и прежде всего народные песни, которые понятны ученику и не очень сложны для исполнения.

2. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые преподаватели! Мы с учащейся I класса только начали учиться играть на домре, познакомились с нотами первой и второй октав, знаем, что такое динамические оттенки. И сейчас мы отправимся в путешествие в удивительную страну, страну «Музыки». В свое путешествие мы возьмем твою любимую куклу Настеньку. И все чем мы будем заниматься на уроке, мы покажем ей. А в конце урока спросим ее, понравилось ли ей на нашем уроке? Для этого мы с тобой повторим знание нот, ведь без этих знаний невозможно быть настоящим музыкантом.

3.Разгадывание ребусов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (П.) Итак, мы уже хорошо знаем ноты, где они пишутся и какой длительности бывают. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ребусы». Ты знаешь, что это такое?

УЧАЩИЙСЯ (У.) - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Возможно и нот.

П. Совершенно верно. И так у меня на картинке зашифрованы слова, твоя задача их разгадать (Использование пособия «Ребусы»)

ДО (ми) -к,

(ре)-ка

КО (ля)-СКА

(си)-РЕНЬ

ФА (соль)

и др.

У. разгадывает ребус.

П. Вот и отлично, ноты мы повторили, а теперь проверим, как ты знаешь, где эти ноты находятся на инструменте. Покажи где находится ноты «МИ , «ЛЯ2», «РЕ2».

А теперь приступим к игре на домре


4. Постановка и посадка за инструментом

П. Ты уже научился правильно сидеть за инструментом. Скажи для чего нужно соблюдать это правило?

У. Чтобы была красивая осанка и можно легко научиться правильно играть.

П. Правильно. Расскажи нам всем как это делать правильно?

У. Сесть на стул, поставить правую ногу на подставку, взять инструмент, чтобы гриф был на уровне плеча.

П. Все верно. А теперь покажи.

5. Исполнение пьес

  • Т. Попатенко. «Осенний дождик»

П. Первая пьеса, которую ты исполнишь, называется «Дождик», ее написала для детей композитор Татьяна Попатенко. из скольких нот она состоит?

У. Из одной ноты «Ля»

П. Верно. У этой песни есть слова, ее можно спеть со словами.

Мелкий дождь осенний

Падает на крыши. Кап, кап, кап…

Давай покажем. А как можно ее исполнить?

У. Медленно, грустно, тихо.

П. То есть, Адажио, и Пиано. Сначала мы ее споем, а затем исполним на инструменте приемом пиццикато. Играть будешь большим пальцем правой руки, без медиатора.

Исполняется песня с аккомпанементом.

П. А теперь представим, что сначала пошел сильный ливень и постепенно он затих. Как ты должен ее исполнить?

У. Начать громко и постепенно стихнуть

П. А как называются эти динамические оттенки?

У. Громко - форте, тихо - пиано, затихая - диминуэндо.

П. Замечательно. Давай покажем

П. Песня «Дождик» у тебя ассоциируется с каким временем года?

У. Осенью

П. А какое следующее время года наступит после осени?

У. -Зима.

П. Какие птицы прилетают к нам зимой?

У. Снегири

Е. Тиличеева «Снегири»

П. Посмотри на картинку (показывает изображение снегиря). Задание будет таким. Мы увидели снегиря далеко-далеко, а потом подошли к нему близко, как нужно исполнить?

У. Начать тихо (пиано) и закончить громко (форте)

П. Давай повторим слова этой песни, споем ее:

Поскорее посмотри

За окошком снегири

Видно их и сквозь пургу

Словно яблоки в снегу.

Перед исполнением на инструменте прохлопай в ладоши ритмический рисунок песни со словами

(Ученик хлопает ритм в ладоши, расставляет смысловые ударения, после этого исполняет ее на инструменте)

Исполняется пьеса Е. Тиличеевой «Снегири».

Е. Тиличеева «На лыжах»

Всюду снег, первый снег,

Всюду шум, всюду смех.

Я встаю на лыжню,

Всех сейчас обгоню.

П. Слова какой песни я сейчас рассказала тебе?

У. «На лыжах»

П. Правильно. Как можно ее исполнить?

У. Громко.

П. Спой ее громко.

(ученик поет песню со словами громко)

П. Тебе понравилось? А мне нет, давай споем ее так. Начнем тихо, сделаем усиление звука и закончим громко. Если ты понял, то спой и прохлопай ритм со словами.

Ученик поет, а затем играет на инструменте пьесу Е. Тиличеевой «На лыжах»

М. Красев «Елочка»

П. Мы погуляли и после прогулки отправились на праздник, самый веселый зимний, что это за праздник?

У. Новый год.

П. А какая самая распространенная песня на этом празднике?

У. Про елочку

П. Мы сейчас ее исполним. Но прежде чем мы ее будем играть, вспомним слова и проговорим их.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из леса елочку

Взяли мы домой

Давай прохлопаем ритмический рисунок песни.

(прохлопывание ритма песни)

А теперь прохлопаем «с выражением»

(Хлопки с акцентами на сильную долю)

А теперь исполним с аккомпанементом и споем ее.

(исполнение в ансамбле с преподавателем и с аккомпанементом)

Е. Макаров «На трех струнах»

П. На праздниках помимо песен звучат и танцы, а какие танцы ты знаешь?

У. Полька, вальс, мазурка, и др.

П. Сейчас мы исполним танец Вальс «На трех струнах» Е. Макаровой, обязательное условие - исполнение с динамическими оттенками. Начало будет громким (форте), средина тихой (пиано) конец опять громким (форте)

Исполнение вальса, работа над динамическими оттенками

6.Подведение итогов занятия.

П. Вот и подошел наш урок к концу. Давай для куклы Настеньки напомним чем мы сегодня занимались на уроке?

У. Разгадывали ребусы, играли песенки на домре.

П. Все верно. Напомни ей, какие песенки исполняли?

У. Перечисляет песни исполненные на уроке

П. Как ты думаешь, какую отметку кукла поставит тебе за сегодняшний урок?

У. ?

П. Я думаю, что пятерку, так как ты справился со всеми заданиями.

Наш урок подошел к концу.

7. Домашнее задание.

1.Составить 5 ребусов в названии слов которых есть ноты.

2.Выучить песни на память

3.Нарисовать рисунок к одной из песен.

Литература

1.Л.В. Дмитриева, И.А. Лазарева Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации - 8 лет. - Усть-Ордынский, 2012.

2. Учебное пособие АЗБУКА ДОМРИСТА для трехструнной домры, младшие классы ДМШ, составитель Разумеева Татьяна Юрьевна, - М.: «Кифара», 2006.;


Перечень учебно-методических материалов

1.Наглядные пособия для работы на уроках - ребусы

2.Карточки музыкальных обозначений: ноты I и II октавы, длительности.

3.Кукла Настенька



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал