- Учителю
- Обобщающий урок музыки в 8 классе
Обобщающий урок музыки в 8 классе
Урок музыки.
8 класс.
Тема четверти: «Что значит современность в музыке?»
Тема урока: «Какую музыку можно назвать современной?»
Тип урока: обобщение.
Вид урока: урок-кроссворд.
Цель урока: В совместной деятельности с учащимися подтвердить мысль о широком смысле современности в музыке.
Технологическая карта занятия.
Структура, содержание, музыкальный материал
микроцели
Способы организации совместной деятельности
-
Завязка (организация начала урока) Вход: Бах «Токката ре минор»
Организовать внимание детей, эмоционально настроить на урок, подвести к выводу об актуальности произведения, обобщить знания об особенностях музыкально-выразительных средств, инструменте, выявить знания терминов «токката» и «полифония»
Кроссворд, работа с доской, портрет композитора, диалог, использование фонотеки.
-
Развитие действия. И.С. Бах «Страсти по Матфею». Ария альта.
Вилла-Лобос «Бразильская бахиана №5»
Й. Гайдн «Менуэт» из Симфонии № 78.
С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии».
Бетховен «Соната вроде фантазии №14»
И. Штраус «Полька-пиццикато».
Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой»
Помочь учащимся самовыразиться в высказываниях о духовной зрелости произведений Баха, проверить знания о термине «ария».
Доказать вместе с учащимися связь общих принципов музыкальных произведений В.-Лобоса и Баха, развивать музыкальный вкус, подтвердить жизненную необходимость этих музыкальных произведений, закрепить термин «бахиана».
Выявить черты танцевальности в произведении Гайдна и жизненную актуальность произведения, закрепить термин «менуэт».
На сравнении двух произведений оценить значимость творчества Гайдна в творчестве Прокофьева, закрепить термин «гавот».
Раскрыть глубокий философско-эстетический смысл произведения Бетховена, обобщить знания о форме произведения, способствовать формированию нравственных убеждений учащихся через осознанное восприятие биографических фактов из жизни композитора.
Подвести детей к самостоятельному выводу о современности музыки Штрауса, выявить знания терминов «полька», «пиццикато».
Помочь самовыразиться в самостоятельном исполнении песни (искренность, откровенность)
Использование фонохрестоматии, блиц-опрос, работа с кроссвордом.
Использование фонохрестоматии, словесный, запись в кроссворде, работа с доской, портрет композитора.
Мини-диалог, использование фонотеки, портрет композитора, работа с кроссвордом.
Портрет, мини-диалог, использование фонохрестоматии, запись в кроссворде.
Беседа, работа с кроссвордом, использование фонотеки, портрет композитора.
Разъяснения, беседа, портрет композитора, работа с кроссвордом, использование фонохрестоматии.
Мини-диалог, пояснения, исполнение под гитару, живое звучание инструмента.
-
Развязка.
Итог урока. Совместная творческая работа «Современность - это…»
Эмоционально завершить урок, обобщить знания о том, что такое современность в музыке, выявить понимание детьми темы четверти.
Диалог, содержательная оценка, изображение дерева на листе ватмана. Творческая работа.
У1: Здравствуйте, ребята!
Сегодня заключительный урок в этой четверти. И нам предстоит вспомнить все, что мы прошли в течение четверти и подвести итоги. Это трудная и серьезная работа, но думаю, вы справитесь.
Посмотрите на доску. Здесь висит кроссворд, который мы к концу урока должны обязательно разгадать.
Итак, первый вопрос. Какое произведение звучало в начале урока? Его название и автор.
У2: Бах «Токката ре минор».
У1: Верно. Как вы узнали, что это произведение Баха? Какая музыка по характеру?
У2: серьезная, тяжелая, заставляющая задуматься…
У1: Скажите, как переводится слово «токката».
У2: токката - дотрагиваться.
У1: До чего дотрагивается токката?
У2: до ума, до сердца. Она заставляет задуматься и вызывает определенные чувства.
У1: Какие черты характерны для токкаты?
У2: аккордовость, моторика, стремительный темп, полифоничность.
У1: А что такое полифония?
У2: Многоголосие, где каждый голос равноправен и мелодия или мотив могут переходить из одного голоса в другой.
У1: Правильно, запишем слова «токката» и «полифония» в наш кроссворд.
(запись в кроссворде)
У1: Можно назвать это произведение современным? Почему?
У2: Оно актуально, жизненно…
У1: В каком еще произведении Баха мы также отмечаем такую характерную черту, как полифоничность?
У2: (предлагают свои ответы, если не вспомнят, то включить фрагмент произведения на узнавание)
(звучит фрагмент Арии альта из «Страсти по Матфею»)
У1: Какие чувства, эмоции вызывает это произведение? Как оно влияет на человека?
У2: (ответы)
У1: Скажите, нужна такая музыка в наше время? Почему?
У2: (высказываются по желанию)
У1: Итак, мы говорим о том, что музыка Баха имеет свой круг слушателей, которых она вдохновляет. Она актуальна, поднимает жизненно важные вопросы. Недаром к ней обращается такой современный композитор как… Кто?
У2: Эйтор Вилла-Лобос.
У1: Сейчас мы послушаем фрагмент «Бразильской бахианы» и вспомним, какие черты схожи с Арией Баха.
(звучит фрагмент «Бразильской бахианы №5)
У1: Итак, что же общего между Арией альта и «Бразильской бахианой»?
У2: Жанр - арии, исполнитель - струнные и женский голос, темп, полифоничность, один образ.
У1: Как много общего в этих произведениях. Но ведь мы не говорим о том, что Вилла-Лобос копирует произведение Баха. Значит, здесь есть различия. Какие?
У2: Бах - молчаливая скорбь, Вилла-Лобос - явная чувственность, более открытые эмоции.
У1: Почему В.-Лобос обращается к творчеству Баха? Что их связывает?
У2: В.-Лобос уважал Баха, это был его любимый композитор. Еще они поднимают одну тему, которая никогда не устареет.
У1: Верно. Именно поэтому произведение называется как?
У2: бахиана.
У1: Запишем слово «бахиана» в кроссворд.
(вносится запись в кроссворд слова «бахиана»)
У1: А что это за произведение: как оно называется и кто его автор?
(звучит «Менуэт» Й. Гайдна из симфонии №78)
У1: Какие эмоции в нас пробуждаются, когда звучит это произведение? Какие черты характерны для него?
У2: торжественность, важность, горделивость, танцевальность, припадания на сильную долю подчеркнутый, чеканный ритм, церемонный, плавный…
У1: Как же называется это произведение и кто его автор?
У2: Это - Менуэт Й. Гайдна.
У1: Что такое «менуэт»?
У2: Старинный танец с поклонами и прседаниями, который исполняется мелкими шагами.
У1: Запишем слово «менуэт» в наш кроссворд.
(запись в кроссворде слова «менуэт»)
У1: С Менуэтом Гайдна явно перекликается Гавот С. Прокофьева. Сейчас мы его прослушаем и найдем общие черты.
(звучит Гавот С. Прокофьева из «Классической симфонии»)
У1: Итак, чем похожи эти произведения?
У2: Оба произведения яркие, праздничные, танцевальные, слышны приседания, острота ритма, мажорный лад, умеренный темп, исполняют струнные инструменты.
У1: Почему Прокофьев обращается к творчеству Гайдна? Что он хочет сказать этим произведением? Не забудьте, что оно написано в 1917 году.
У2: (предлагают свои варианты ответов)
У1: Так, является ли музыка Гайдна современной? Почему?
У2: актуальна, жизненна, вечна, востребована другими композиторами…
У1: В наш кроссворд мы запишем название произведения «Гавот».
(запись в кроссворде слова «гавот»)
У1: Ну, а следующее произведение вы не можете не узнать. Это очень популярное произведение.
(звучит фрагмент из Сонаты вроде фантазии №14 Бетховена)
У1: Что же это за произведение и кто его написал?
У2: (ответ)
У1: Что такое «соната»?
Это музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из 3-4-х частей разных характеров.
Какой характер в Сонате Бетховена? Каким чувством она проникнута?
У2: мужественная скорбь в медленной 1-й части.
У1: А во 2-й части что мы слышим?
У2: улыбка Джульетты Гвичгарди (воспоминание о чем-то светлом, печаль, мечтательность).
У1: О чем рассказывает нам 3-я часть?
У2: могучее стремление преодолеть скорбь, боль, утрату.
У1: Бетховен говорит: «Мужчина должен быть крепким и мужественным во всем». Можно назвать это произведение современным? Почему?
У2: (предлагают свои ответы)
У1: Действительно, оно жизненно, имеет своих слушателей, оно популярно, понятно. Запишем слово «соната» в кроссворд.
(запись слова «соната» в кроссворде)
У1: Ну, а закончим мы наш кроссворд творчеством австрийского композитора 19 века Иоганна Штрауса.
(звучит фрагмент «Польки-пиццикато» Иоганна Штрауса)
У1: Как называется это произведение?
У2: Полька-пиццикато.
У1: Верно. Что такое «полька»?
У2: Это чешский танец 19-го века, который исполняется парами.
У1: Какая музыка по характеру?
У2: веселая, игривая, озорная, задорная, яркая, прозрачная, легкая.
У1: Какой прием использует Штраус, чтобы добиться такого эффекта?
У2: пиццикато - щипковый способ игры на струнных инструментах.
У1: Правильно. Запишем в кроссворд слово «пиццикато».
(запись слова «пиццикато» в кроссворде)
У1: Является ли музыка Штрауса современной? Почему?
У2: (высказываются по желанию)
У1: Итак, какую музыку можно назвать современной?
У2: (участвуют в дискуссии)
У1: Подводя итог вашим рассуждениям, можно сказать. Что современная музыка - это та музыка, которая актуальна и жизненна в наше время. Музыка, которая понятна современным людям, доступна, значима. И, главное, она - востребована. К ней обращаются и современные композиторы, и современники вообще.
Современная музыка - это музыка, несущая глубокий смысл, дающая надежду, отвечающая запросам современного человека, раскрывающая злободневные темы, которые актуальны и насущны как в прошлое время, так и в наше.
А теперь возьмите листочки бумаги на ваших партах и напишите одно слово, максимум одно предложение в качестве ответа на вопрос: какую музыку можно назвать современной?
(коллективная творческая работа)
У1: А теперь давайте закончим наш последний урок в этой четверти песней Олега Митяева «Изгиб гитары желтой» как благодарность тем, о ком мы сегодня вспомнили.
(исполняется песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой»)
Содержательная оценка, выставление отметок, краткое заключение.