7


  • Учителю
  • Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 5 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 КЛАСС "МУЗЫКА"



№ п/п

Тема урока,

кол-во

часов.

Тип урока, формы и методы проведения урока.

Решаемые проблемы

Элементы содержания;

Понятия.

Планируемые результаты обучения

Виды

деятельности

учащихся

Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов

Сроки выпол-нения

Предметные

Универсальные учебные

действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Что роднит музыку

с литературой

(1 час)




Вводный



Беседа.

Просмотр презентации.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание песен.

Игры.




Выявить многосторонние связи музыки и литературы.


Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Сходство выразительных средств живописи и музыки

Понятия:

поэзия,

проза,

сказка,

повесть, роман,

песня,

романс, опера,

балет,

кантата, интонация, симфония, сюита,

концерт.


Четко представлять тесную связь музыки и литературы.

Знать, что роднит музыкальную и разговорную речь;
классификацию музыкальных жанров;

Уметь приводить примеры различных музыкальных жанров


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.



Работа с разными источниками информации.



Регулятивные: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

Познавательные: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии. Уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные: развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни. Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.




Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.



Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.



Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ музыки.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

Вокальная музыка (романс, песня)

(2 часа)



Россия, Россия, нет слова красивей…

Расширение и углубление знаний



Беседа.

Просмотр презентации.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание песен.

Игры.


Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.


Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки.

Понятия:

жанр,

музыкальная речь, художественность образа,

музыкальность образа.


Воспитание любви и уважения к родному краю.



Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине.



Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Знать: понятие романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог)

Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций;отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни; роль песни в жизни общества


Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку



Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Регулятивные: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.



Познавательные: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.



Коммуникативные: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.



Личностные: Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями.




Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации,

инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.



Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.



Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10)



Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

Вокальная музыка (песня-романс)

(продолжение)



Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…


Расширение и углубление знаний



Беседа.

Просмотр презентации.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание песен.

Игры

Расширять знакомство с различными жанрами

РПН.

Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль.

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров.

Понятия: жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

Фольклор.



Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.


Различать жанры РНП и выявлять их характер.



Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь: называть основные
жанры русских народных песен;

Определять приемы развития, форму музыкальных произведений

Расширить понятие певческий голос

выявлять своеобразие почерка композитора М.И. Глинки

Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности.


Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Передавать свои впечатления в узкой форме



Регулятивные: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП и различать дуэт от одноголосного исполнения.



Познавательные: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов. Знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе.

Коммуникативные: разучивание РНП. Понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.



Личностные: Уметь гордиться РНП; пропагандировать её сверстникам . Гордиться за Россию и российский народ, хранить нравственно-эстетическое наследие русского народа.

.Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»?


Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.



Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.



Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.



Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.



Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Фольклор в музыке русских композиторов

(2 часа)

«Стучит, гремит Кикимора…»


Сообщение и усвоение новых знаний


Познакомить с симфонической миниатюрой.


Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа.



Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.


Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.



Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Уметь объяснить как композитор может использовать средства музыкальной выразительности для создания сказочного образа (персонажа)

Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.




Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников



Обогашение индивидуального музыкального опыта.

Регулятивные: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ

Познавательные: знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст , повтор, вариационность) создан образ.

Коммуникативные: отличать симфоническую миниатюру от других образов.

Личностные: Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости.

Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.



Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.



Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.



Определять характерные признаки музыки и литературы.



Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.



Послушать «Кикимору» А.Лядова.Прочитать волшебную сказку,подобрать к ней музыкальный ряд.




Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Фольклор в музыке русских композиторов

(продолжение)

«Что за прелесть эти сказки…»

Сообщение и усвоение новых знаний


Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехерезада»




Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит.


Закрепление понятия сюита.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; объяснять как приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Различать симф. сюиту от других жанров музыки.


Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью.



Регулятивные: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.



Познавательные: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.



Коммуникативные: сочинить сказку в восточном стиле.



Личностные: Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.

Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации

Литературных произведений.


Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.



Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.



Определять характерные признаки музыки и литературы.



Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.



Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.



Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки.


Сочинение небольшой сказки в восточном стиле


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

(1 час)

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Сообщение и усвоение новых знаний


Углубить представление о вокальной музыке.


Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой.



Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.


Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.



Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки и отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы.




Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола



Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении.

Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.



Познавательные: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.



Коммуникативные: исполнение романса.

Личностные: Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Расширять свой музыкальный кругозор.




Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



Устная проверка знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

Вторая жизнь песни

(2 часа)

Сообщение и усвоение новых знаний

Углубить представления о музыке основанной на использовании народной песни.


О народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки.

Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.


Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.



Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством



Уметь различать основу каждой интерпретации.




Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством



Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.



Регулятивные: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.



Познавательные: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.



Коммуникативные: на основе РНП придумать собственную интерпретацию

Личностные: Развивать

Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.



Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.



Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и, действах и т.п



Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.



Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных)

Текущий, творческое задание.


8

Вторая жизнь песни

(продолжение)

Сообщение и усвоение новых знаний


Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…

(1 час)



«Перезвоны» «Звучащие картины»

Расширение и углубление знаний

Познакомить с музыкальной формой -симфония-действо.

( «Перезвоны»)


Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

Тембр-колорит,

Форма-композиция,

Линия-ритм.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.



Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.


Колокольный звон в музыке. Звучащие картины



Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



Регулятивные: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.



Познавательные: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.



Коммуникативные: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.



Личностные: Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.

Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.


Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.



Самостоятельно работать в творческих тетрадях.



Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.



Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.



Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.



Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Послушать «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

(2 часа)



«Гармонии задумчивый поэт»

Расширение и углубление знаний

Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.


Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события.



Кантата, хор, оркестр, тембр.


Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов.



Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.



Знать: что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

основные события
из жизни и творчества
композиторов

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках.



Регулятивные: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.



Познавательные: отвечать на вопросы учителя.



Коммуникативные: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.



Личностные: Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. Расширять свой музыкальный кругозор.




Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.



Самостоятельно работать в творческих тетрадях.



Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.



Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.



Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.



Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».




Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

(продолжение)



«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»


Расширение и углубление знаний

Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.


Осознание уч-мися значимости муз. искусства для творчества поэтов и писателей, Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя характеры, ситуации, события.



Кантата, хор, оркестр, тембр.




Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф. Шопена, В. Моцарта.

Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт - Ф.Шопен)



Личностные: Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.


Прослушать «Маленькую ночную серенаду»

В.А.Моцарта.

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»



Устная проверка знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

(1 час)

Расширение и углубление знаний

На основе музыки М.Глинки познакомить с особенностями оперного жанра.


Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра. Либретто - литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре.



Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы,




Знать: историю развития
оперного искусства; понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь приводить примеры к понятиям

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение



Выявлять характерные особенности оперы.

Регулятивные: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

Познавательные: знать муз. термины.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.



Личностные: Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Расширять свой музыкальный кругозор.


Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.




Творческая тетрадь, с. 44-49

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13


Опера-былииа Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

(1 час)

Расширение

и углубление знаний

На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра

декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

Инструментальные темы

Понимать основные особенности оперы.



Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности


Регулятивные: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

Познавательные: знать муз. термины.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.



Личностные: Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Расширять свой музыкальный кругозор


Более подробное ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающим на основе литератур. произведения, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)



Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»




Творческая работа «Оперные театры России»



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

(1 час)

Расширение и углубление знаний

На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.


Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.



Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.

Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)



Понимать основные особенности балета

Знать: историю развития балетного искусства;

понятия: балет, солист-
танцор, кордебалет.


Уметь анализировать
составляющие средства
музыкальной выразительности

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»



Выявлять характерные особенности балета.



Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета



Познавательные: знать музыкальные термины



Коммуникативные: творческое задание.

Личностные: Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. Расширять музыкальный кругозор




Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты. Участие детей в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдение за развитием музыки, выявление средств выразительности разных видов искусств в создании единого образа.



Прослушивание:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.

Балет «Спящая красавица»-фрагм.

Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица»


Творческая тетрадь, с. 40-43



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении.


Творчество отеч. композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка - важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.



Литературный сценарий, музыкальный фильм.




Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.



Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении



Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,

кино, телепередачи .

Регулятивные: самостоятельно определять формы музыки.



Познавательные: отвечать на вопросы учителя.



Коммуникативные: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.



Личностные: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.


Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетич. видах искусства: театре, кино, телевидении. Участие детей в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)



Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.



Посещать театры и кино.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

(1 час)

Расширение и углубление знаний

Познакомить с жанром в музыке -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки»

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности жанра мюзикла, его истоки.

Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики.




Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла "Кошки" Э.Уэббера



Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.



Знать: историю возникновения мюзикла;

чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов




Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы



Выявлять характерные особенности мюзикла.

Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

Познавательные: знать главные отличия мюзикла от оперы.



Коммуникативные: творческое задание.



Личностные: Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. Расширять музыкальный кругозор.

Выявление связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразит. деятельности.



Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

Творческая тетрадь, с. 52-53



Тест



Музыкальная викторина



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Музыка и изобразительное искусство (18 часов)


17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

(1 час)

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО.


Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.


Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.



Понимать, что музыка -это синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП



Жизнь - единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства



Регулятивные: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

Познавательные: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности



Коммуникативные: оценивать разнообразные явления муз. культуры.



Личностные: Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Расширять культурно-информационное представление о музыке.




Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.



Выявить связь музыки и изобразительного искусства, специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку.



Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Живописная музыка, музыкальная живопись,

жанры ИЗО:

портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.


Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.


Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.



Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.






18

«Небесное и земное» в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»



(1 час)

Расширение и углубление знаний

Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.


Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства



Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.



Регулятивные: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.



Познавательные: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.


Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.



Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.



Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Творческая тетрадь, с. 54-57





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



зарубежном искусстве.

Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

Песнопение, унисон, а капелла,

Солист, хор, орган.


индивидуальных стилей.

Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.



Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Коммуникативные: иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

Личностные: Адекватно оценивать явления музыкальной культуры;

эмоционально выражать свои впечатления о музыке.

Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.




Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



Эмоционально - образное восприятие и характеристика музыкальных произведений; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит - лад, ритм музыки - ритм изображения, форма - композиция.



Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.




19

Звать через прошлое к настоящему



«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

(1 час)

Расширение и углубление знаний

Познакомить с героико-эпической кантатой .


Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.




Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.


Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства



Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале



Регулятивные: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата




Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.



Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.



Творческая тетрадь, с. 58-61


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Песенность, кантата, многочастность, триптих.


Уметь выявлять общие черты в

художественных и музыкальных образах;

определять на слух
основные части кантаты

Познавательные: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

Коммуникативные: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.

Личностные: Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам


Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.



Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



Найдите в Интернете

Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.



Прослушивание:

А.Бородин «Богатырская симфония»

С.Прокофьев фрагм. Кантаты «Александр Невский»






20

Звать через прошлое к настоящему



«Ледовое побоище». «После побоища».

(1 час)


Расширение и углубление знаний

Познакомить с героико-эпической кантатой .


Песенность, кантата, многочастность, триптих.


Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Уметь различать муз. способы раскрытия темы защиты Родины.


Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.



Регулятивные:

Познавательные:



Коммуникативные:



Личностные: Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.


Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе.

Выполни задания в творческой тетради


Устная проверка знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

(2 часа)



«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»


Расширение и углубление знаний

Развивать музыкальное и образно -ассоциативное мышление.


Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзажа в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе.

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад



Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?



работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.



Познавательные: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.



Коммуникативные: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.

Личностные: формировать уважение к природе.

Развивать художественный вкус.



Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.



Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.



Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)



Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.



Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины?



Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Весенние воды»


Творческая

тетрадь, с. 62-63; 64-65


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

(продолжение)

«Фореллен - квинтет» Дыхание русской песенности.

Расширение и углубление знаний

Развивать музыкальное и образно -ассоциативное мышление.


Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня.


Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

Различать изменение настроений муз. образов.


формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.



Личностные: Формировать уважение к личности композитора.

Развивать художественный вкус.


Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов.




Устная проверка знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

«Весть святого торжества».



(1 час)

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о народных истоках музыки.


Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.


Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов - С. Рахманинова и В. Кикты.



Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.


В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)



учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.



Регулятивные: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.



Познавательные: знать муз. термины.



Коммуникативные: закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.



Личностные: Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.

Уважать традиции древней Руси




Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, лит-ры, изобразительного искусства, театра, ки-но.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон"

Понимать характерные черты творчества С.Рахманинова. Находить ассоциативные связи между худож. образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее.

Творческая

тетрадь, с. 37-39


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

(1 час)



«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Расширение и углубление знаний

Расширить представление триединства - «композитор-исполнитель-слушатель».


Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет

( живопись, скульптура, музыка)




Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно - музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях.

Уметь: сопоставлять скрипичную музыку с живописью; анализировать, сравнивать произведения;




Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве



Самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.



Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.



Познавательные: отвечать на вопросы учителя.



Коммуникативные: выполнение творческого задания.



Личностные: Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Расширять музыкальный кругозор.


Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций муз. произведений. Размышлять о музыке, выражая собственную позицию относительно прослушан. музыки.



Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок».

Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

25

Волшебная палочка дирижера



«Дирижеры мира»

(1 час)

Расширение и углубление знаний

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки.




Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.



Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра,

дирижер


Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Понимать значение дирижера в оркестре.


Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира



Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.



Регулятивные: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии.



Познавательные: знать музыкальные термина.



Коммуникативные: знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.



Личностные: Формировать уважение к личности дирижёра.




Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

( «Героическая») -2 часть

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Учиться передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Творческая тетрадь, с. 74-77. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26

Образы борьбы и победы в искусстве

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Познакомить с «Симфонией №5» Л.Бетховена


Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.



Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.


Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.



Отличать муз. интонации произведения и главные темы.



Уметь: делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

проводить интонациионно-образный анализ музыки

Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



Регулятивные: самостоятельно отличать звучание муз инструментов



Познавательные: различат краски -тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.



Коммуникативные: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.



Личностные: Формировать уважение к личности композитора. Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.


Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое».

Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 5»

(« Стук судьбы в дверь»)



Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Анализ произведений искусства.


Творческая тетрадь, с. 66-67


1

2

3

4

5

6

7

8

9


27

Застывшая музыка.



(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.


Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.



Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.




Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.



Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха -органная музыка.



Знать: понятие а`капелла.

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.



Регулятивные: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.



Познавательные: знать музыкальные термины.



Коммуникативные: ценить муз. шедевры музыкального искусства.



Личностные: Формирование и уважение к различным видам искусства.




Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.



Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.



Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.



Импровизировать в пении, игре, пластике



Обьясните смысл выражений: «Архитектура - застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».



Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9


28

Полифония в музыке и живописи

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.


Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.


Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.



Знать: понятия: орган, полифония, фуга; основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха




Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

.

Регулятивные: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.



Познавательные: знать музыкальные термины.



Коммуникативные: ценить муз. шедевры музыкального искусства.



Личностные: Формировать уважение к личности композитора.




Знакомство с творчеством И.Баха, его полифонической музыкой. Усвоить понятия - полифония, фуга. Органная музыка.



Послушайте органную музыку И. -С. Баха. Какие чувства она вызывает?



Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

П.Чайковского.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

29

Музыка на мольберте

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы.


Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.


Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.



Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.



Регулятивные: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

Познавательные: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

Коммуникативные: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин.



Личностные: Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.

Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО




Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?



Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.



Прослушивание:

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



Защита проекта «Художники-передвижники»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната.



30

Импрессионизм в музыке и живописи

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля.


Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.


Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников - импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.



Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.



Регулятивные: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.



Познавательные: знать характеризующие термины импрессионизма.


Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.



Осуществлять поиск музыкльно-образовательной информации в сети Интернет.



Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.



Личностные: Формирование и уважение к личности композитора.

Знать истоки зарождения джаза.


Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Изучить особенности импрессионизма, как художественного стиля. Определять характер, настроение и средства выразительности в музыке и в живописи.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.



Осуществлять поиск музыкльно-образовательной информации в сети Интернет.



Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.



Прослушивание:

Музыка К.Дебюсси.


31

«0 подвигах, о доблести, о славе…»

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром - реквием.


Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.


Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.


Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

Творческая тетрадь, с. 34-35


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



«Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»

  • «Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.



Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано,

Гравюра ( цветовая гамма черно-белая)


Знать принцип контраста в развитии музыки.



Знать понятие реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Регулятивные: самостоятельно анализировать композиции гравюр.



Познавательные: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.

Личностные: Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.

Быть достойным памяти павших.


Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.



Прослушивание:

Д.Кабалевский «Реквием»


32

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

(1 час)

Сообщение и усвоение новых знаний

Дать представление об образном мире музыки Прокофьева.


Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

Анализировать муз. произведение методом сравнения.




Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества



осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Регулятивные: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.



Познавательные: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.



Коммуникативные: выполнение творческого задания.


Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока - концерта».



Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия


Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Личностные: Формирование и уважение к личности композиторов.

Развивать образное мышление.


Прослушивание:

С.Прокофьев «Мимолетности»



Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.



Осуществлять поиск музыкльно-образовательной информации в сети Интернет.



Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.



33

Мир композитора

(1 час)

Повторение и обобщение полученных знаний.

Закрепить полученные знания и навыки .


Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.




Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.


Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов



Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.



Регулятивные: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.



Познавательные: Отвечать на вопросы учителя.



Коммуникативные: четко знать о связи музыки и ИЗО.


Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.



Рассказывать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии. Совершенствовать навыки музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых муз. сочинений.




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,

Соло, баритон, тенор.


Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств


Личностные: Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным.

Гордиться талантливыми композиторами.


Защищать творческие исследовательские проекты

Итоговый, музыкальная викторина


34

С веком наравне

(1 час)

Повторение и обобщение полученных знаний

Обобщить музыкальные и художественные впечатления.


Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.



Музыкальный портрет,

муз. картина,

муз, пейзаж,

икона, храм, фреска, орнамент.


Обобщение музыкальных представлений обучающихся.

Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость.



Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.



Регулятивные: самостоятельно узнавать муз. шедевры.



Познавательные: ориентироваться в музыкальных терминах.



Коммуникативные: стремиться понять образы различных искусств



Личностные: Формирование любви к музыке как к одному видов искусства.

Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.


Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



тест






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал