- Учителю
- Конспект по музыке 5 класс Фольклор в музыке русских композиторов
Конспект по музыке 5 класс Фольклор в музыке русских композиторов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №21 г.Иваново
учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.
Урок музыки в 5 классе.
«Фольклор в музыке русских композиторов».
Повторение.
-
К какому музыкальному жанру относится романс? (Музыкальная миниатюра.)
-
Как можно охарактеризовать жанр стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»? (Пейзажная лирика.)
-
Поясните термин «пейзажная». (Картина природы…)
-
Поясните термин «лирика». (Состояние, настроение, переживания)
-
Каков характер музыки романсов на эти слова? (Спокойно, неторопливо…)
-
Кто исполняет вокальную партию? (Дуэт певцов.)
-
В чём сходство 3-й песни Леля и арии Садко? (Написаны одни композитором, в них присутствуют вокализы.)
Работа над новым материалом.
На прошлом уроке мы познакомились с народными песнями и их использованием в творчестве композиторов. Сегодня вы узнаете, как фольклорные мотивы и народная тематика отражались в инструментальной музыке.
Слайд №1. Запишите тему урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
На прошлом уроке мы вспомнили произведения - оперы Н.А.Римского - Корсакова.
Слайд №2. А сейчас вы познакомитесь с музыкой его ученика - композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855 - 1914). И если у Римского - Корсакова излюбленным жанром была опера, то Лядов больше всего создал произведений, которые называются «симфоническая миниатюра». Но его творчество находилось под влиянием учителя, о чём свидетельствует любовь к сказочным сюжетам в таких пьесах, как «Волшебная лампа Алладина», «Баба - Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».
Что объединяет эти названия? Конечно, сказочная тема!
Прочитайте в тетради запись определения «музыкальная миниатюра». (Читают)
-
А как можно охарактеризовать жанр произведения «симфоническая миниатюра»? (Непродолжительное по звучанию произведение, для симфонического оркестра.)
Запишите в тетрадь новое определение. Слайд №3.
Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Слайд №4. С новой строки запишите название произведения, которое мы сейчас послушаем.
А.К.Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».
А теперь, откройте стр.19 учебника. Прочитайте текст.
Кикимора - злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света пряёет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».
-
Какой музыкой на ваш взгляд можно передать образ Кикиморы? (Злой, резкой, громкой, визгливой, противной…)
Но композитор создаёт словно два образа этого существа. Сначала маленькая кикимора подрастает, она живёт у кудесника в горах, и её качает в хрустальной колыбельке кот Баюн.
-
Какой музыкой воспользуется композитор, чтобы показать этот эпизод? (Напевной, колыбельной. Таинственной, волшебной, звонкой, передающей звон хрусталя.)
Но потом Кикимора вырастает и начинает наливаться злобой на весь род людской: стучит, гремит, свистит, шипит.
-
Изменится в этот момент характер музыки? (Да.)
Давайте послушаем пьесу, и постараемся услышать все изменения, которые происходят в пьесе.
Звучит: «Кикимора» Лядов.
-
Что вы можете сказать после прослушивания? (Ребята делятся впечатлениями.)
-
Как закончилась пьеса? (Как будто чей - то визг. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора.)
В музыке воплощено всё то, о чём рассказывают сказки: и пение кота Баюна, и стук, и гром, и свист кикиморы. А хрустальную колыбельку передаёт звучание инструмента под названием «челеста».
Слайд №5. Впервые этот инструмент привёз в Россию великий русский композитор П.И.Чайковский, который услышал его в Италии и ввёл в балет «Щелкунчик».
Зрители балета тогда были поражены звуками челесты, действительно будто хрустальными, высокими, нежными, прозрачными, звенящими. Вот эти звуки челесты использовал и композитор А.К.Лядов.
А сейчас второе произведение - отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского - Корсакова «Шехеразада». Слайд №6.
Откройте стр. 20 учебника. Прочитайте (только стр.20). (Читают.)
Симфоническая сюита «Шехеразада» написана на сюжет восточных сказок «Тысяча и одна ночь».
В музыке, которая создаётся на основе литературного текста, есть тема, программа. И эта музыка носит название «программная».
Запишем определение в тетрадь: Слайд №7.
Программная музыка - произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои.
-
А что такое сюита? (Произведение, состоящее из нескольких пьес.)
Запишем в тетради: Слайд №8.
Сюита - музыкальное сочинение из нескольких частей, объединённых одним замыслом, темой.
-
А какой сюжет объединяет сюиту «Шехеразада»?
Слайд №9. По сюжету «Тысячи и одной ночи» прекрасная Шехеразада рассказывает султану Шахриару сказки почти в течение трёх лет. И за это время из гневного, злого, недоверчивого он превращается в другого человека. И это передаётся в музыке.
Послушаем, как композитор создаёт эти два образа: Шехеразады и Шахриара.
Звучит вступление 1 часть.
(Шахриар и Шехеразада, могучий и воинственный он, а она - женственная, ласковая)
Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.
Образ Шехерезады отличается мягкостью, женственностью композитор достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности, узорчатой мелодики.
-
Можно ли сказать по мотиву Шехеразады, что сказка происходит на Востоке? (Да.)
Кстати, ребята, композитор Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером. Слайд №10. В династии Корсаковых все мужчины были моряками, это повелось ещё со времён царя Петра 1, когда он отправлял в Европу боярских сыновей учиться морскому делу. По повелению Петра в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой учились гардемарины - будущие морские офицеры. Вспомните фильм про гардемаринов: какую фамилию носил герой, роль которого исполнял артист Д.Харатьян? Корсак. От него потом и пошла династия Корсаковых.
Римский-Корсаков ходил даже на корабле в кругосветное плавание, которое длилось три года. Зато потом никто лучше этого композитора не мог выразить в музыке образы моря - и тихого, ласкового, и грозного, штормового.
В сюите «Шехеразада» - 4 части. Сейчас мы послушаем последнюю, 4 часть, заключительную.
Запишем её название в тетрадь: Слайд №11.
Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» по мотивам восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Часть 4 - Праздник в Багдаде. Буря на море. Корабль разбивается о скалу.
-
Как, по-вашему, композитор передаст праздник в восточном городе? (Громкой, ликующей, радостной музыкой.)
-
А как симфонический оркестр покажет бурю на море? (Мощными, грозными звуками.)
А сейчас послушаем этот отрывок.
Звучит: 4 часть Праздник в Багдаде.
(Усилением и ослаблением звука нарисованы морские волны.)
-
Как звучала тема Шахриара в конце? (Спокойно, умиротворённо, ласково, грозный характер сменился под воздействием сказок Шехеразады.)
Итог урока:
-
Как называется музыка, написанная по сюжетам литературных произведений? (Программная).
-
Что послужило композитору А.К.Лядову основой для его симфонической миниатюры «Кикимора»? (Сказки.)
-
Что послужило основой для написания сюиты «Шехеразада»? (Восточные сказки.)
-
В чём жанровое отличие произведений «Кикимора» и «Шехеразады»? («Кикимора» - короткая пьеса, миниатюра, она звучит всего 7 минут; «Шехеразада» - это сюита, т.е. несколько пьес, объединённых одним сюжетом, полностью она звучит минут 40).
-
Чем объединены все части сюиты «Шехеразады»? (Образами Шехеразады и Шахриара).
Контрольный момент: «Угадай-ка». Слайд №12.
(Школьники угадывают по начальным тактам следующие произведения и записывают в тетради их названия.)
Звучат фрагменты произведений:
-
Пьеса «Кикимора» А.К.Лядов
-
Тема Шахриара и Шехеразады Римского-Корсакова
Домашнее задание. Слайд №13.
Дома изобразить образ «кикиморы» на листе А4 с помощью карандашей и красок. На оценку.
По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.
Вокальная работа: Разучивание песни «Маленький принц». Слайд №14 (плюс и минус).