7


  • Учителю
  • 5 урок музыки в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

5 урок музыки в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок музыки 6 класс 5 урок.

Тема: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»



Цель: Знакомство с жанрами р.н.п. Трудовые песни и их особенности Знакомство с секретами мастерства Ф.Шаляпина

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить ребят с жанром трудовой песни и ее особенностью

  • Голос «бас»- низкий мужской голос

  • Постичь секреты вокального мастерства Ф.Шаляпина

Развивающие:

  • Развивать в детях умение управлять своим голосом

  • Знакомство с техникой дыхания, звукообразования

  • Учить петь выразительно, образно, с душой

  • Учиться петь на 2 голоса

  • Сопровождать свое пение на музыкальных инструментах

Воспитательные:

  • Учить уважать разные точки зрения Выдвигать свою точку зрения

  • Воспитывать ценителей большого искусства

  • Прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям

  • Воспитание патриотических чувств и гордости за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Коммуникативные:

  • Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним критериям

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера ошибок

Методы: словесный, наглядно- практический, проблемного изложения, самоконтроля

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи ( музыка, ИЗО, литература) Воздействие разными видами искусства на восприятие и органы чувств ребенка Применение разнообразных форм работы: индивидуальной, групповой, работа в парах для достижения поставленных целей и задач

Ценность урока

В уроке использованы современные технологии. Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах и всем вместе. Учащиеся приобретают навыки творчества, владением собственным голосом, постигают тайны вокального мастерства. На уроке использована вокалотерапия, дыхательная разминка. Голос является индикатором здоровья человека. Ученые доказали, что многие певцы являются долгожителями. Хорошая веселая народная песня заряжает организм положительной энергией, дает ощущение счастья. А это в учебном процессе очень важно. Урок выполняет цели и задачи, поставленные перед современным образованием: подготовка грамотной, духовно богатой Личности, ценителей высокохудожественного искусства. Он учит самосовершенствованию и саморазвитию личности. Результатом этого урока является творческий и исследовательский опыт учащихся: кроссворды, презентации, доклады, стихи, песни, рисунки.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Комбинированный урок

Вид урока: размышление и усвоение новых знаний

Оборудование: Ноутбук, диапроектор, экран, детские музыкальные

инструменты, карточки с заданием, кроссворд «Жанры

русской народной песни»

Музыкальный материал: «Эй, ухнем» р.н.п, «Вдоль по Питерской» р.н.п,«Во кузнице» р.н.п. и таблица с 2-х голосьем и текстом песни.



Ход урока:

1Организация класса Музыкальное приветствие

2Введение в тему урока



  1. «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И.Шаляпина



Определите жанр русской народной песни?



4 Освоение новых знаний



Определите тему нашего урока?

- Мы будем говорить об исполнительском мастерстве Шаляпина.

Правильно, мы поговорим сегодня о «секретах» исполнительского мастерства.

- Какой жанр прозвучал на уроке?

- Песня - жанр вокальной музыки.

- Какую музыку мы называем вокальной?

- Музыку, предназначенную для голоса.

- Сегодня мы поговорим о знаменитом певце - Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?

Дополнение - сообщение учащегося о голосе великого певца

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб."Шаляпин", т.2, М. 1958):

«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».



Шаляпин Фёдор Иванович (1873- 1938), певец.

Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника.

В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже - в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший балл - 5.

В сентябре 1885 году отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, - вспоминал Шаляпин, - что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»

С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина - он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе - он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии - например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула - с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского.



  1. Партия Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского



Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова</</font>. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.



  1. Партия Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»



Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896-1899 гг.

Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).

В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.

В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.



  1. Песня Галицкого из оперы «Князь Игорь»



В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.

За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».

Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.

Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.

В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве



Более всех композиторов Шаляпин любил М. П. Мусоргского, хотя никогда его не видел и об этом часто жалел, что он умер раньше, чем Шаляпин появился в Петербурге. Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актером. Глядя на портреты его в ролях, трудно поверить. Что это один и тот же человек, что все это один Шаляпин.



  1. «Вдоль по Питерской» р.н.п.в исполнении Ф.Шаляпин



Стихотворение В.Бокова «Шаляпин» (индивидуальное задание на дом)

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли - любимый сын!»



  1. «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина Опера «Руслан и Людмила»

  2. Ария Сусанина Шаляпин



- Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

- Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

- Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

- Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое - прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя - правду»

- Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

- Нужно прочувствовать то, о чем поешь



  1. «Песня Варяжского гостя». Опера «Садко»



- Каким вы представляете образ этого героя?

- Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота



  1. Очи черные



6.Рефлексия и обобщение



Ученые доказали, что великие певцы являются долгожителями Так пойте больше! Пойте везде! Пойте от души и для души! Здоровья вам!



7. Д/З- Подготовить сообщение о детстве Шаляпина, кто спас его от голода и нищеты, дал дорогу в жизнь.

- Совершенствовать свое вокальное мастерство, работать над дыханием, дикцией, образом песни «Во кузнице»

- Опишите в тетрадях свое отношение к творчеству Ф.И.Шаляпина

- Зарисуйте Шаляпина в любой роли

До новых встреч, Друзья!









6





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал