- Учителю
- Рабочая программа по музыке 7 класс
Рабочая программа по музыке 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
-
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
-
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-
способствовать развитию интереса к музыке;
-
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
-
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе приобретённых знаний.
-воспитании культуры мышления и речи.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.
Сведения о программе и обоснование её выбора
В примерной рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Актуальность выбора программы. Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, формирование музыкального мышления, представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Примерная программа «Музыка 6 класс» используется без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений
Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2009), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
-
Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Нау- менко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
-
Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
-
Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
4. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
-
Что такое музыкальное содержание?
-
Что представляет собой музыкальный образ?
-
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
-
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
-
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
-
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры - общие для литературы и музыки понятия - интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
-
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста
-
историей (изучение мифологии, история России и Европы);
-
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Реализация данной программы опирается на методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным.
Виды деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Используемые технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение, развитие критического мышления.
Формы уроков: формирование новых навыков и умений, сообщение новых знаний, закрепление полученных знаний, навыков и умений.
Возможной внеурочной деятельностью по предмету является посещение коллективов ОДОД музыкально-эстетической направленности в ГБОУ СОШ №583.
Планируемый уровень подготовки учеников на конец учебного года
На конец учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
-
знать и понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознавать их органического взаимодействия;
-
уметь определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
-
уметь находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
-
уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
-
Знать новые термины и понятия - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
-
в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
-
понимать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
-
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
Содержательная часть 7 класс
№
урока
Тема урока
Содержание учебного материала
Основные дидактические единицы
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Теория
Музыкальный материал
1
«Магическая единственность» музыкального произведения
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно
самостоятельных частей,
различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы
И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната
№ 14 для форте
пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)
Знать, что такое
сюита и сонатная
форма, соната.
Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений
Устный опрос. Хоровое пение
2
Музыку трудно объяснить
словами
Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.
И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14
для фортепиано;
Ю. Шевчук. «Что
такое осень?» (пение)
Знать определение
терминов: сюита,
соната.
Уметь: определять
музыкальный образ
в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки.
Устный опрос. Хоровое пение
3 - 4
Что такое музыкальное содержание
Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней.
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)
Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное
Устный опрос. Хоровое пение
5
Музыка, которую необходимо объяснять словами
Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.
А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)
Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание.
Устный опрос. Хоровое пение
6
Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского
Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец.
П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)
Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа.
Устный опрос. Хоровое пение
7
«Восточная»
партитура
Н. А. Римского-Корсакова
Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской
музыке. Восточная тема
в творчестве Н. Римского-
Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;
Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)
Знать, что музыка
может рассказать
о человеке.
Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ.
Устный опрос. Хоровое пение
8
Когда музыка
не нуждается
в словах
Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений.
А. Вивальди. «Зима». I часть. Из
цикла «Четыре
концерта для
скрипки с оркестром «Времена года»
Знать значение тональности и колорита в музыке.
Уметь проанализировать музыкальное
Произведение.
Устный опрос. Хоровое пение
9
Содержание
в музыке
Подведение итогов работы
по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение.
Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)
Знать главные особенности содержания и формы в музыке.
Устный опрос. Хоровое пение
10
Лирические
образы в музыке
Что означают выражения
«лирическая тема в музыке»,
«лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.
С. Рахманинов.
Прелюдия соль-
диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)
Знать определение
и основные признаки
лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике.
Устный опрос. Хоровое пение
11
Драматические образы
в музыке
Драматический образ в музыкальном произведении.
Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта
Ф. Шуберт, стихи
И.-В. Гёте. «Лес
ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)
Знать определение
и основные признаки
драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души.
Устный опрос. Хоровое пение
12
Эпические
образы в музыке
Эпические образы в музыке - это образы не только
героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море
синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря
Знать определение
и основные признаки
эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы.
Устный опрос. Хоровое пение
13
«Память жанра»
Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная,
симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения
П. Чайковский.
Симфония № 4;
М. Глинка. Романс
«Я помню чудное
мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;
БерковскийНикитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение)
Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница
между полькой и
маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику.
Устный опрос. Хоровое пение
14
Такие разные песни
Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.
Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки
Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;
Берковский, С. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»
Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.
Устный опрос. Хоровое пение
15
Такие разные танцы
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев
П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»
Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой.
Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные
Устный опрос. Хоровое пение
16
Такие разные марши
Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра
П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)
Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой.
Устный опрос. Хоровое пение
17
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы
Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы
Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.
Уметь определять образное содержание музыкального произведения.
Устный опрос. Хоровое пение
18
Художественная форма - это ставшее зримым содержание
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы
Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.
Устный опрос. Хоровое пение
19
От целого к деталям
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы
Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Устный опрос. Хоровое пение
20
Какой бывает музыкальная композиция
Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса».
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции.
Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
Устный опрос. Хоровое пение
21
Музыкальный
шедевр в шестнадцати
тактах (пери
од)
Разнообразие музыкальных
образов
Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть.
Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор.
«Последняя поэма»
(хоровое пение)
Знать определение
одночастной формы
в музыке.
Уметь приводить
примеры музыкальных произведений
в шестнадцати тактах
Устный опрос. Хоровое пение
22
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)
Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга»
могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально
го или тематического принципа
М. И. Глинка,
И. Козлов. «Венецианская ночь»
(слушание, пение);
Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор,
соч. 28 № 7 (слушание)
Знать определение
двухчастной формы
в музыке.
Уметь приводить
примеры музыкальных произведений
с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки
хоровой деятельности.
Устный опрос. Хоровое пение
23
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки
Трехчастность в «Ночной
серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип
композиционной структуры,
применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы
или ее части. Схема строения
трехчастной формы: ABA.
Что такое музыкальная репризная трехчастная форма
М. И. Глинка,
А. С. Пушкин,
«Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»
(из балета «Ромео
и Джульетта»)
Знать определение
трехчастной формы
в музыке, репризы,
композиционное по
строение трехчастной
формы, какие произведения излагаются
в трехчастной форме.
Уметь приводить
примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях.
Устный опрос. Хоровое пение
24-25
Многомерность образа в форме рондо
Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой
А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)
Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке.
Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме;
Устный опрос. Хоровое пение
26
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония
Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»
Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа.
Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности
Устный опрос. Хоровое пение
27
Музыкальная композиция
Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»
В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»
Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности.
Устный опрос. Хоровое пение
28
Музыка в развитии
Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)
М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Устный опрос. Хоровое пение
29
Музыкальный порыв
Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии
Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре.
Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки
Устный опрос. Хоровое пение
30
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов
М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета.
Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической
и музыкальной мысли в балете, синтез компонентов в балете.
Устный опрос. Хоровое пение
31-32
Диалог искусств: «Слово
о полку Иго-
реве» и «Князь
Игорь»
Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы.Творчество М. И. Глинки.
М. Глинка. Хор
поляков из «Сцены
в лесу» (из оперы
«Жизнь за царя»);
С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.
Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности
Устный опрос. Хоровое пение
33
Развитие музыкальных
тем в симфонической
драматургии
Композитор А. П. Бородин.
Музыка передает глубокие
размышления, боль о без
мерных страданиях людей,
раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении.
А. Бородин. «Князь
Игорь» (фрагменты из оперы: хор
«Слава», «Интродукция» и др.)
Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.
Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности
Устный опрос. Хоровое пение
34
Проверка знаний и умений
Подведение итогов работы
за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке
С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору
Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в музыке
Устный опрос. Хоровое пение
35
Заключительный урок
Подведение итогов работы
за четверть и учебный год
Разученный песенный репертуар (по выбору учащихся и учителя); произведения для слушания и анализа на усмотрение учителя
Знать основные термины и определения в рамках образовательной программы.
Уметь интонировать , анализировать музыкальный материал.
Устный опрос. Хоровое пение