- Учителю
- Опера' Иван Сусанин ' (3 класс)
Опера' Иван Сусанин ' (3 класс)
Урок №4 | |
Тема: | Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна… |
Цель: | Первая встреча с оперой М. Глинки «Иван Сусанин». |
Задачи: | 1.Рассказать о герое оперы - И. Сусанине. 2.Разучить темы: пролог; ария Сусанина; хор «Славься». 3.Воспитание любви к Родине, ее историческому прошлому. |
Тип: | Освоение нового материала. |
Вид: | Традиционный |
Содержание: | Пролог; ария Сусанина; хор «Славься» из о. «Иван Сусанин» |
Новые понятия: | Опера; ария; пролог; хор; бас; финал |
Формы контроля: | Наблюдение за эмоциональным откликом детей; рассуждение |
Проблема урока: | Как музыка рассказывает нам о героях? |
Прогнозируемые результаты: | 1.Отклик на звучащую на уроке музыку. 2.Назвать особенности построения Пролога. 3.Выразительное исполнение тем оперы. |
Повышенные знания, творчество | Участие в инсценировке. |
Ход урока:
-
Музыкальное приветствие.
-
Повторение пройденного материала.
Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»
С. Прокофьева
Учитель: Что это за произведение?
Ученики: Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
Учитель: Что такое кантата?
Ученики: Кантата - это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
Учитель: Каким событиям посвящено это произведение?
Ученики: Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.
Учитель: Почему Александр стал Александром Невским? Показываю фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский» (слайд 3)
Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя - олицетворение защиты. На втором плане - очертание Софии Новгородской - главной святыни северной Руси.
Учитель: Почему он предстает на иконе?
Ученики: За подвиг России, за верность православной церкви, за веру был канонизирован в 1380 году.
-
Новая тема урока: Опера «Иван Сусанин».
Самый богатый и сложный жанр музыки - опера. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Опера - это вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно связанно с музыкой - вокальной и оркестровой. Или музыкапльный спектакль, где все актеры поют.
Композитор пишет оперу на сюжет, взятый из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин».
Словесный текст оперы называется либретто.
Но все, же главное в опере - МУЗЫКА.
Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия. Увертюра в переводе с французкого означает «открытие, начало». Главная ее цель заинтересовать зрителей, приковать его ванимание.
Затем на сцене появляются герои. Когда певец исполняет арию, действие останавливается. Все слушают. В арии раскрывается характер героя, его мысли и чувства.
Ария - это сольное исполнение певца.
Большое значение в опере имеет хор.
И еще в опере участвует оркестр. Он исполняет увертюру, звучит во время всего действия, создает яркие картины и помогает нам понять чувства героев.
Музыка оперы предстает перед слушателями прежде всего как характеристика русского народа, Русской земли.
Второе действие (чит. из муз. Лит)
Третье действие (чит. Из муз.лит)
Сцена Ивана Сусанина с поляками. Слушаем ответ Сусанина полякам.
Четвертое действие (чит.)
Речитатив Сусанина.
Эпилог и слушаем хор «Славься», исполнение хора.
Сравнение 2х опер:
Для более глубокого восприятия музыкального образа у учащихся важно развить умение устанавливать по сходству и различию его интонационные связи с другими образами. Так, в учебнике перед детьми - задания и вопросы на сравнение таких фрагментов из оперы, как ответ Сусанина полякам и хор «Славься!» (о чем было сказано выше); хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева с арией Сусанина и хором «Славься!».
И хор из кантаты, и хор из оперы сопровождает звучание колоколов. Однако в первом случае - это тревожный, набатный колокол, во втором - праздничный, радостный колокольный звон.
Хор «Славься!» звучит в куплетной форме, передающей торжество, ликование. Но только ли радость звучит в финале? Неожиданным и вместе с тем оправданным контрастом звучит тема скорби и печали - память о погибших («Всех, кто в смертный бой…»). Учащиеся могут напеть эту мелодию сами, ориентируясь на нотную запись в учебнике или в рабочей тетради (фрагмент интродукции). Еще один важный момент для сравнения: контраст образов, построенных на единой интонационной основе. Например, нисходящий звукоряд («Настало время мое» из арии Сусанина и «Вспомним, братцы, Русь и славу» из русской народной песни) или интонация плача и призыва соответственно («Ты взойдешь, моя заря» и «Вставайте, люди русские!»).
Распевание и разучивание новой песни, повторение старых.