- Учителю
- Внеурочная деятельность ритмика -5 класс ФГОС
Внеурочная деятельность ритмика -5 класс ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на Утверждаю
методическом совете школы директор школы
протокол № Т.А. Сазонова
от ___________________ 20____г. Приказ №
От ______20___г.
«РИТМИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление: спортивно - оздоровительное
База реализации:
Обучающиеся 5 классов
Составитель:
Татьяна Евгеньевна Каличкина,
учитель музыки.
Эксперт:
Барская Маргарита Алексеевна,
зам. директора по УВР
Мельниково 2014
-
Пояснительная записка к программе
«Ритмика»
-
Рабочая программа по ритмике для 5 классов составлена на основе следующих документов и материалов.
-
«Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241;
-
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1».
-
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1»;
-
На основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И - учителя средней школы №66 г. Тюмени
-
Место рабочей программы и её роль в системе обучения,
развития и воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И - учителя средней школы №66 г. Тюмени.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Актуальность данного курса состоит в том, что в процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.Курс внеурочной деятельности «Ритмика» предназначен на работу с детьми 5 класса. Он посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
В соответствии с учебным планом в 5-х классах на внеурочную деятельность, по курсу «Ритмика», отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Занятия проводятся в хореографическом зале.
-
Цель рабочей программы «Ритмика» и ее задачи.
Цель программы - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы -
-
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
-
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
-
Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
-
Формирование общих представлений о культуре движений
-
Формирование культуры общения между собой и окружающими
-
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
-
Развитие основы музыкальной культуры
-
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
-
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
-
Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
-
Основные принципы реализации.
-
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
-
принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные)
-
принцип доступности, который требует, чтобы перед обучающимся ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных элементов.
-
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.
-
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
-
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
-
-
Сроки реализации программы.
-
Программа рассчитана на 1 год обучения (как внеурочное занятие).
-
-
Вариативность программы.
-
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)
-
-
Формы и методы проведения занятий,
-
использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:
-
ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти обучающегося, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
-
разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
-
совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:
-фасилитатор - консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции (герой - вдохновитель, заказчик, спорщик);
- рефлексивные позиции (Я-дерево, я - птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
1.9. Формы оценки результатов.
-
показательные выступления.
-
Предполагаемые результаты реализации программы.
-
Личностные результаты и метапредметные результаты.
-
Личностные
Метапредметные
Предметные
- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила поведения в танц. классе и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности;
полученные сведения о многообразии танцевального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья
-
-
необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
-
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты.
- работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка;
-
-
импровизировать;
-
работать в группе, в коллективе.
-
выступать перед публикой, зрителями.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
-
-
Уровни воспитательных результатов.
-
Проектная деятельность
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности;
- первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально- образовательных проектах школьников в окружающем школу социуме.
3. Содержание программы внеурочной деятельности - «Ритмика».
1. «Танцевальная азбука» (8 часов). Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно - характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
2. (10 часов). «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с хореографическим залом. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 5 класса, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально - слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
3. «Танец» (8 часа). Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
4. «Беседы по хореографическому искусству» (4 часа). Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
5. «Творческая деятельность» (4 часа). Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
3.1. Тематический план.
№
Наименование (разделов, модулей) темы
Всего часов
Количество часов
Аудиторных
Неаудиторных
1
«Танцевальная азбука»
9
2
5
2
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
9
3
6
3
«Беседы по хореографическому искусству»
4
4
4
«Танец»
8
8
5
«Творческая деятельность»
4
4
Итого
34
9
25
3.2. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся начального образования.
№
Дата
проведения
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика
деятельности
учащихся
5А
5 Б
«Танцевальная азбука» (9 часов)
1
Введение. Что такое ритмика.
1
Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности.
-беседа о технике безопасности, танце и ритмике. Знакомство с хореографическим залом.
-исполнять основные танцевальные движения
2
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
1
Основные позиции ног в классическом стиле. Постановка корпуса.
- разучивание и исполнение движений разминки,
- разучивание основных позиции рук и ног и ног.
-построение в шахматном порядке;
- показывать высоту шага и научиться равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.
3
Позиции рук в классическом стиле. Основные понятия.
1
Основные позиции рук в классическом стиле.
4
Позиции ног в классическом стиле. Основные понятия.
1
Основные позиции ног в классическом стиле.
5
Понятие о рабочей и опорной ноге.
1
Умение распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.
6
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.
1
Значение диагональной работе.
-исполнять выразительные танцевальные шаги:
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- определять тему «марш».
7
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
8
Танцевальный элемент «Марш».
1
Марш танцевально, попадая в такт музыки, темы марша.
9
Перестроения. «Линии».
1
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (9 часов)
10
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).
1
Исполнение различных мелодий.
ритмично исполнять различные мелодии;
- ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп);
-принимать участие в игре - «Повтори ритм».
-похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
11
Ритмический рисунок.
1
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии
12
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
1
Ритмическая игра.
13
Пластичная гимнастика.
1
Упражнения для развития плавности и мягкости движений под музыку
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- парное исполнение соблюдая музыкальные средства выразительности.
-уметь применять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
-контролировать процесс правильного дыхания во время выполнения движений.
14
Элементы асимметричной гимнастики.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
15
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.
1
Работа в паре.
Упражнения на синхронность
16
Гимнастика.
1
Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.
17
Упражнения на развитие тела под музыку.
1
Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве
-исполнение и разучивание танцевальных шагов;
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
18
Красота движений.
1
Понятие о характере музыки и его разнообразие.
«Беседы по хореографическому искусству» (4 часа)
19
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1
Рассказ о развитии бального танца.
Определять танцы: бальные, народные;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
20
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1
21
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1
Знакомство с танцами народов РФ
22
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1
«Танец» (8 часов)
23
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
1
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
-исполнение танцевальных этюдов;
-исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;
-исполнять работу индивидуально, и в паре;
-основы и позиции народного экзерсиса.
-коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;
- работа по кругу и по диагонали.
-отработка движений по линиям.
24
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1
Элементы народных плясок.
25
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1
26
Простейшие фигуры в танцах.
1
Разучивание танца в паре.
27
Танец «Полька».
1
Разучивание танца «Полька». Основные движения.
-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов;
-исполнять образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние.
-исполнение простейших танцевальных элементов;
-ритмично исполнять характер различных мелодий;
-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение характера.
- исполнение танца «Вальс» и «Полька».
28
Танец «Полька».
1
29
Танец «Вальс».
1
Разучивание танца «Вальс». Основные движения.
30
Танец «Вальс».
1
«Творческая деятельность» (4 часа).
31
Этюдная работа.
1
Игры. Понятие пантомима.
участвовать в совместной деятельности;
-сочинять и импровизировать танцевальный этюд без подготовки;
-сочетание музыки и движений;
-импровизация по подгруппам;
-оценка исполнение подгрупп.
-участвовать в совместной деятельности, создании образа;
-передавать характер персонажей сказки;
-реагировать на музыкальное вступление и динамические оттенки музыки;
-исполнение танцевального образа индивидуально.
32
Образные танцы.
1
Значение образа в танце.
33
Театрализация и танец.
1
Разыграй сказку.
34
Урок-смотр знаний.
1
Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции, индивидуально.
Исполнение танцевальных номеров
освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа,
-освоение навыков актерского мастерства;
-умение соревноваться и добиваться желаемого результата.
-работа над артистичностью и выразительностью.
Итого: 34 часа.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
4.1. Технические средства обучения.
-
Ноутбук
-
Колонки
-
хореографический класс
-
Зеркала
-
музыкальный центр
4.2. Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/
«Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Музыка для бальных танцев. ALL TIMES/
-
Учебно-методическое обеспечение.
-
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (М., 2008)
-
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
-
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
-
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
-
Роот З.Я. Танцы в начальной школе Практическое пособие М., Айрис Пресс, Айрис дидактика, 2007
-
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.
-
Учите детей танцевать. Учебно-методическое пособие. М., Владос 2002
Электронные ресурсы.
20