7


  • Учителю
  • Урок на тему'Искусство фронту' (6 класс)

Урок на тему'Искусство фронту' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области






Тема открытого урока по предмету

музыка


Искусство - фронту.


Подвиг фронтовых бригад артистов


(6-7 классы)








Учитель музыки: Бузина Татьяна Александровна

Телефон 8 910 857 62 37






2015 г.




Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Задачи:

Формировать ценностное отношение у детей к истории Отечества;

Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к ее свершениям и достойным людям;

Формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;

Образовательная - познакомить с великими певцами и музыкальными произведениями военных лет;

Развивающая - развивать музыкальный слух;

Воспитательная - воспитывать чувство уважения к старшему поколению;

Способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;

Оборудование: выставка книг, посвященных искусству и фотографии артистов в годы Великой Отечественной Войны, видеоматериалы, компьютер.

Ожидаемый результат:

  • формирование чувства самоуважения и уважения к людям;

  • формирование представлений о героизме и роли артистов в годы Великой войны.



Искусство - фронту.

Подвиг фронтовых бригад артистов

Звучит музыкальный фрагмент:

(О. Респиги Драматическая симфония. Траурный марш)

(стихотворение Татьяна Лаврова "22 июня" )

Учитель:

В тот страшный день земля рванула в небо.

От грохота застыла в жилах кровь.

Июнь цветастый сразу канул в небыль,

И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.


Надели гимнастёрки и шинели

Вчерашние мальчишки - цвет страны.

Девчонки на прощанье песни пели,

Желали выжить в грозный час войны.


Война, как ком, катилась по дорогам,

Неся разруху, голод, смерть и боль.

Осталось их в живых совсем немного,

Принявших первый, самый страшный бой!


В атаку шли за правду, за Отчизну,

За мир, за мать с отцом, за добрый дом.

Чтоб защитить от ужасов фашизма

Права на жизнь, что рушилась кругом.


Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…

Начало лета, жизнь вокруг кипит.

Жива любовь, зарубцевались раны,

Но этот день июня не забыт!


Учитель: - Ребята, сегодня, наш урок посвящен теме: "Искусство - фронту.

Подвиг фронтовых бригад артистов".


Главный вопрос, на который мы должны ответить: Какое значение имеет музыка в Великой Отечественной войне, способно ли искусство укрепить боевой дух народа, вызвать патриотические чувства и вдохновить на победу?


Война и музыка - казалось бы, какие далекие друг от друга понятия. Но в годы Великой Отечественной войны искусство помогало солдатам. Одни сражались с оружием в руках, другие помогали защищать родину своим искусством, музыкой, песнями, стихами!

Учитель: - Ребята, вспомните, мы с вами проходили творчество советских композиторов, какое классическое произведение было посвящено Великой Отечественной войне?


Ученики: 7 симфония Д. Д. Шостаковича.

- Правильно, именно блокадному Ленинграду Дмитрий Шостакович посвятил Седьмую симфонию. Композитор вспоминал: "Свою Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог её не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых же дней войны я сел за рояль и начал работать".


Учитель: Каждый музыкант, артист, художник, поэт в военное время спрашивал себя: где теперь мое место, что я должен делать для своей страны, народа?

Поэтому вслед за первыми воинскими частями на фронт отправлялись бригады артистов.

Соня : - Представители культуры поддерживали боевой дух солдат. С первых дней войны многие понимали, что с помощью оружия художественного слова, музыки можно помочь воинам одержать победу в этой кровавой войне.


Валя: Только представьте, что за годы войны выступило более 40 000 тысяч фронтовых артистов, которые провели 1 350 000 концертов. Репертуар был самым разнообразным - образцы классической музыки, балета театральных сценок, народные танцы, популярные эстрадные песни и цирковые номера.

Часто эти бригады выступали прямо на линии фронта, попадая иногда под бомбежку и обстрелы. Искусство умножало силы, учило верности и мужеству, терпению и любви!


Учитель: В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! Поэтому именно песня стала верным помощником бойца. С ней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминая родных и близких.


«Священная война» - первая песня Великой Отечественной, созданная в июне 1941 года. Слова сочинил Василий Лебедев-Кумач, а позже музыку - Александр Александров. Она интересна уже одним названием.

- Как вы думаете почему война называется именно священной?

Ученики: - С первого же дня война становилась священной, каковыми были на Руси все освободительные войны. Ведь это святой долг - защищать свой народ, свою страну.

- Ребята, послушайте фрагмент данной песни и определите характер, средства музыкальной выразительности, воплощающие художественную идею произведения.


Слушание песни: «Священная война» Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова

В начале войны нужны были песни сурового, призывного звучания. Строгость формы, лаконизм фразы, сдержанность и маршеобразность - вот те черты, характерные для вокальных произведений первого периода ВОВ. В таком стиле и была создана эта песня, звучавшая как призыв, грозный набат, собирающий страну в единую силу сопротивления.

Интересна история создания этой песни. В самом начале войны в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение В. И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Его прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор с оркестром разучивал новую песню - «Священная война». Через день на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны зазвучала новая песня. С первых же тактов песня захватила бойцов. На суровых лицах заблестели слезы. Песня утихла, но бойцы попросили повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

С этого дня эта песня была взята на вооружение нашей армией, став музыкальной символом Великой Отечественной войны.


- Ребята, но особую роль в фронтовых концертах играют три советских исполнителя: Лидия Русланова, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Им было суждено не просто пройти всю войну вместе армией, остаться в памяти, сердцах советских героев, но и стать символом жизнестойкости, воли к победе!.


Лидия Андреевна Русланова.

В своем стихотворении "Руслановские валенки" Евгений Евтушенко написал:

То церкви с размаху разламывая,

То их воскрешая старательно,

Россия росла под Русланову,

Под песни с хрипинкой, с царапинкой.

Ульяна:

С именем известной, всенароднолюбимой артистки связаны самые сложные года в истории России. Ее уникальный голос вбирает в себя все богатство русской народной культуры, глубину протяжной лирической песни. Быть может поэтому каждому солдату, матерям и женам голос певицы казался родным и близким. Солдаты вспоминают, что с первых дней войны Русланова прибывала на самых трудных и опасных участках - в районе Вязьмы и Ельни. Многие солдаты ее попросту звали мамой!

Учитель: Лидия Андреевна вспоминает: Вязьма. Землянка, бой. Принесли тяжело раненного солдата. Он стонал в беспамятстве и все звал маму. Села я возле него, взяла за руки и тихонечко запела колыбельную. "Зыбка" называется. Пою и слез не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает. Так хотелось песней вдохнуть в него силу жизни...

Слушаем фрагмент: Колыбельная. Зыбка. Исполняет Лидия Русланова

- Ребята, как вы думаете, этот солдат выжил?

Прошло время, Лидия Андреевна часто вспоминала о раненом солдате. Однажды певица выступала на большой поляне среди солдат. Только я запела, вдруг бросается ко мне боец, кричит: "Мама, мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал!" Позже она встречала его дважды: один раз он был ранен, но он говорил ей: "теперь я верю, что доживу до победы!". И последняя встреча солдата с Руслановой состоялась на победном военном концерте. "Я сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу! Он победил!""

У Руслановой было много песен, но в годы войны она мечтала не просто затронуть душу слушателя, но и развеселить, да так, чтобы весь военный взвод озарился улыбками. И такая песня появилась. Поет Русланова на концерте и видит, что у одного молоденького солдатика, валенки на одном честном слове держатся. Вспомнила она мгновенно саратовские частушки, да и завела, запела их на свой манер. Успех был оглушительный. А после концерта солдатик тот и рассказал, что был на боевом задании и сколько верст ему пришлось пройти за всю ночь.

- Ребята, сейчас мы с вами послушаем песню "Валенки" в исполнении Лидии Руслановой.

Звучит фрагмент песни "Валенки"

- Ребята, как вы думаете, что общего между этими песнями: колыбельная и "Валенки"?

- Правильно, они имеют единую русскую народную традицию, широту дыхания, простоту, незатейливость.

- Ребята, посмотрите на эту фотографию. Май сорок пятого. Берлин. Ступеньки Рейхстага. Выступление Лидии Андреевны Руслановой и казачьего ансамбля второго гвардейского кавалерийского корпуса под руководством капитана М. Туганова. Певица в русском наряде. Гордо вскинута ее голова, широкий разлет рук. На лице озорная улыбка. Звучат любимые всеми руслановские "Валенки". Это был ее 1120-й фронтовой концерт! Благодаря этим концертам солдаты смогли одержать победу над врагом.


Следующий исполнитель, наряду с Руслановой был одним из самых востребованных и любимых на фронте. Он был не только талантливым исполнителем, певцом, но также непревзойденным киноактером, музыкантом, руководителем джазового оркестра. Леонид Осипович Утесов.


Андрей: С первых дней войны Утесов создает свою музыкальную программу "Бей врага" и сразу же выезжает с оркестром Теа-джаз на фронт. За год он дает более 200 концертов. Популярность его настолько высока, что морские пехотинцы, отбивая от фашистов остров, называют его в честь Утесова. Как Русланова, так и Утесов оказывали большой материальный вклад для фронта. Утесов с музыкантами подарили несколько истребителей, назвав их "Веселые ребята", а Русланова подарила фронту 2 батареи катюш и 14 ракетных установок.


Учитель: Действительно, с первых военных дней Леонид Осипович думал, с какой программой выступать перед бойцами. Ведь его музыка развлекательная, шутливая, легкая. Он старался приглушить яркие и сочные краски оркестра. Он стал петь, осознавая, что за спиной у него грохотали взрывы, погибали люди. Поэтому в музыке исчезла беззаботность и шутки, появилось больше острых нот и драматизма.

В конце 1941 - начале 1942 года специально по просьбе Утесова появилась новая песня: слова Владимира Дыховичного, музыка пианиста утесовского оркестра Михаила Валоваца. В песне рассказывается об одном мальчишке из Одессы, которого вначале успокаивает мама, если его что-нибудь расстроит или огорчит:

«Ты одессит, Мишка, а это значит,

Что не страшны тебе ни горе, ни беда:

Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет

И не теряет бодрость духа никогда».

Прошло время, мальчишка вырос. Война. Одессу покидают солдаты. И так захотелось Мишке прикрыть своим телом родной город, заплакать. Но его поддерживает комиссар, повторяя слова матери:

«Ты одессит, Мишка, а это значит,

Что не страшны тебе ни горе, ни беда:

Конец войны. Возвращается наш Мишка, не сдерживая слезы. Обнимая, ему говорят:

Хоть одессит Мишка,-

А это значит,

Что не страшны ему ни горе, ни беда:

Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет,

Но в этот раз поплакать, право, не беда!


Итак, сейчас мы с вами прослушаем песню "Ты, одессит, Мишка! " в исполнении Леонида Утесова. Ребята обратите внимание на манеру исполнения, искренность и эмоциональность.


Ученик: Песня о Мишке - одна из самых любимых на фронте. После того, как вышел фильм "Искусство-фронту", Утесову прислали сразу 200 писем, написанных Мишками-одесситами, в которых они признавались, что она помогает им сражаться, не бояться и верить в победу.


Ученик: Всеми любимые песни военных лет. Их главной отличительной чертой было удивительное соединение патриотического начала с чистой и возвышенной лирикой. Они живут в наших сердцах и напоминают о храбрости и стойкости солдат, воевавших за родину. Благодаря этим песням мы всегда будем помнить о подвигах наших предков.


Учитель: Леонид Осипович Утесов вспоминает об одной известной певице: "Могу смело утверждать, что есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко".

С началом Великой Отечественной войны Клавдия Ивановна вступает в ряды действующей армии, становится солисткой фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год Ленинградской блокады певица дала 500 концертов. Одной из самых популярных песен военных лет стала знаменитая песня "Синий платочек".

Строки из военного дневника ленинградского писателя Александра Бартэна.

«5 апреля 1942 год.

Вечером в клубном зале школы - концерт Ленинградского джаз-ансамбля (под руководством Шульженко и Коралли).

Шульженко- одна из немногих, выступавшая в Ленинграде в самые тяжелые дни. Выступала она и сейчас в прифронтовой полосе, принося людям, идущим рядом со смертью, радость ...

После выступления к Клавдии Ивановне подошел лейтенант Михаил Максимов, предложив текст к уже известной в то время песне "Синий платочек". В новом тексте он сумел выразить главное - настроения солдат в военное время 1942 года. "Синий платочек" рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома. Сам платочек стал символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война....


Слушаем песню "Синий платочек" Музыка Е. Петербургского, слова Я. Галицкого и М. Максимова


Клавдия Шульженко вспоминает: "Я старалась выразить в песне то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками... Это простая песенка показалась мне необычайно эмоционально насыщенной, потому что она несла большие чувства - от нежности к любимой ... до ненависти к врагу... "


Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана. Так они наклеивали на щиток своего «максима» портреты жен, матерей и невест, не давая покоя фашистам …».


Учитель: - Итак, ребята, как вы думаете, может ли музыка, искусство повлиять на бойцовский дух солдатов? Какова ее роль в период войны?

- Песни победы. Ребята, а какие должны быть победные песни? Назвать три характерных песенных периода.

Ученики: отвечают.

"Однажды утром, - рассказывал поэт Лев Иванович Ошанин, автор слов песни «Ехал я из Берлина» , - я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой, и сама собой пришла емкая и гордая строчка - "Ехал я из Берлина".

"Ехал я из Берлина" стала первой совместной работой И. О. Дунаевского и Льва Ошанина.

Слушаем песню "Ехал я из Берлина". Слова Л. ОШАНИНА, Музыка И. ДУНАЕВСКОГО


- Вот и все, что можно сказать об истории этой песни, - заключал свой рассказ поэт. - Могу добавить только, что мне очень дорого слышать, как, несмотря на минувшие годы, все едет и едет чудесный молодой солдат, прошедший многие земли, вернувший Родине покой. Доброго пути тебе, браток!"

Звучит музыка

Ученики:


Их путь был опасен и труден,

С войны вернулись не все домой -

На фронте погибли великие люди

Их подвиг в сердцах наших будет святой.


Ты вспомни, как рьяно фашистов разил пулеметчик

После того, как Шульженко ему

Песню пропела про синий платочек,


Как согревали в дни те морозные

"Валенки, валенки" Лиды Руслановой

Как поднимались от песен Утесова

Бойко бойцы с тяжелыми ранами...

Сайты:

  1. Жизнь и творчество Дмитрия Шостаковича http://live.shostakovich.ru

  2. Калабухов. В. Священная война. http://www.proza.ru/2014/06/09/2124


Список литературы:


  1. БАТЮК Л. И. Культура России в годы Великой Отечественной войны. Диссертация на соиск. уч. ст. канди. истор. Наук. М.: 2005. с. 182.

  2. Стронгин В. Л. Тюрьма и воля Лидии Руслановой. М.: 2005. - с. 239

Жизнь и творчество Дмитрия Шостаковича http://live.shostakovich.ru




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал