7


  • Учителю
  • Рабочая программа 8 класс VII вида

Рабочая программа 8 класс VII вида

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

города Димитровграда Ульяновской области


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Руководитель МО

_________ / О.Р. Шиндейкина/

Протокол № ___

от «____ » _____________2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 6

__________ / И.П. Большакова/

«____ » ______________ 2014 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 6


__________ /О. А. Семина/

«____ » ___________ 2014 г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: Музыка

Класс: 8 В (специальный коррекционный класс VII вида)

Учитель: Семина Елена Анатольевна

Срок реализации программы, учебный год: 2014 - 2015 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, рабочих программ «Музыка. Искусство. 5-8 классы (Волгоград: Учитель, 2013), Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» (элективные курсы «Жанровое многообразие музыки», «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее») - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (2-е издание, М.: «Просвещение», 2009).

Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011. - 191 с.

Рабочую программу составила _______ Семина Елена Анатольевна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по музыке для 8 класса VII вида составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, рабочих программ «Музыка. Искусство. 5-8 классы (Волгоград: Учитель, 2013), Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» (элективные курсы «Жанровое многообразие музыки», «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее») - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (2-е издание, М.: «Просвещение», 2009) и адаптирована для специального коррекционного класса.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках музыки. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию учащихся, преодолению отклонений в психическом развитии.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка фрмирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Содержанием работы на уроках музыки является музыкальная деятельность учащихся с ОВЗ. Основными задачами уроков являются: приобщение учащихся с ОВЗ к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Учащиеся с ОВЗ усваивают несложные музыкальные формы, у них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебно­го предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г. II. Сергеевой, Г. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Му­зыка» (элективный курс), фонохрестоматию.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обраще­ние к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.


Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

В 8 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием жанров и стилей музыкальных произведений. Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях, в установлении связей музыки с другими видами искусства. В 8 классе в соответствии с предложенной программой содержание реализуется в двух разделах: «Жанровое многообразие музыки» (16 часов); «Музыкальный стиль - камертон эпохи» (18 часов).


Основные методические принципы построения программы 8 класса.


Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.


Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.


Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.


Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.


Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI века?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д.Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки.


Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.


Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.


Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.


Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.


Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.


Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.


Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для 8 класса. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Содержание программы раскрывается в двух крупных разделах - «Жанровое многообразие музыки» и «Музыкальный стиль - камертон эпохи». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать интонационную природу музыкальных образов, приёмы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.


Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических произведений., произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в пятом классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, игровые формы, устный и письменный опрос, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Содержание программы раскрывается в двух разделах: «Жанровое многообразие музыки» (16 ч.), «Музыкальный стиль - камертон эпохи» (18 ч).

В программе ставится задача обобщения музыкально-слухо­вого опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства - фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академичес­кой и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль - это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выраже­ние отношения композиторов, исполнителей к жизни в це­лом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной куль­туре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Ведущей содержательной линией программы 8 класса, которая завершает процесс музыкального образования и вос­питания школьников, является изучение школьниками худо­жественной картины мира, выявление ее духовно-содержа­тельных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.

В 8 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием жанров и стилей музыкальных произведений. Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства. Таким образом, удаётся избежать чисто формального изложения материала и на первый план вывести деятельностный аспект освоения искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе среднего общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, современные направления, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических произведений, произведений хоровой музыки, популярных «бардовских» песен.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, игровые формы, устный и письменный опрос, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия (портреты композиторов, картины и т.д.).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ урока

Разделы и темы

Количество

часов

I. Жанровое многообразие музыки (16 часов)

16

1

Жанровое многообразие музыки.

1

2

Песня - самый демократичный жанр музыкаль­ного искусства.

1

3

Особенности песенной му­зыки. Жанры народных песен.

1

4

Многообразие жанров народ­ного песенного искусства.

1

5

Духовное и свет­ское песенное искусство.

1

6

Песня вчера, сегодня, завтра. Мои любимые барды.

1

7

Танец сквозь века. Разнообразие танцевальных жанров

1

8

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

1

9

Развитие танцевальной музыки.

1

10

Танец, его значение в жизни человека.

1

11

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.

1

12-14

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

1

15

Марш и его значение в жизни человека.

1

16

Жанровое многообразие музыки (обобщающий урок).

1


II. Музыкальный стиль - камертон эпохи.



18

17

Музыкальный стиль

1

18

Музыка эпохи Возрождения

1

19

Баркко

1

20

Классицизм

1

21

Романтизм

1

22

Реализм

1

23

Импрессионизм

1

24

Неоклассицизм и классический авнгард

1

25

Джаз

1

26

Рок-н-ролл

1

27

Кантри и фолк-рок. Этническая музыка

1

28

Арт-рок

1

29

Хард-рок и хеви-метал

1

30

Рэп. Эстрада

1

31

Авторская песня

1

32

Стилизация и полистилистика

1

33

Музыкальный ринг

1

34

Традиции и новаторство в музыке (обобщающий урок)

1



ИТОГО


34СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (16 часов).


Жанр как определенный тип произведений, в рамках ко­торого может быть написано множество сочинений.

Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального ис­кусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «про­стой» и «сложной», народной и профессиональной. Многооб­разие жанров песенного музыкального фольклора как отраже­ние жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придвор­ные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как сим­волы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, празд­ничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).


Примерный перечень музыкального материала


Народные песни, церковные песнопения, романсы; песни, арии, хоры из оперной и инструментальной музыки.

Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатуряна.

Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах.

Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос.

Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.

Музы согласно. Кант неизвестного автора 18 века.

Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.

Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, сл. Ф. Шиллера.

Песни, серенады, баллады. Ф. Шуберт.

День ли царит. П. Чайковский, сл. А. Аптухина.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Песни без слов. Ф. Мендельсон.

Вокализ. С. Рахманинов.

Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.

Менуэты. Из оркестровых сюит И.-С. Баха, фортепианных сонат В.-А. Моцарта, Л. Бетховена.

Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.

Вальс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Вальсы. Ф. Шопен, И. Штраус.

Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Современные танцы. Рок-музыка.

Соната № 2 си-бемоль минор для фортепиано (2-я часть - траурный марш). Ф. Шопен.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.

Марши из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе.

Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен.

Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович.

Военный марш. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Жанры камерной инструментальной музыки.

Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.

Прелюдии для фортепиано. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин. Д. Кабалевский.

Раздел 2. Музыкальный стиль - камертон эпохи (18 часов).


Основные стилистические течения и направления в музы­кальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеоб­разие, присущее музыке определенного исторического перио­да, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное ис­кусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исто­рических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музы­ка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и . полистилистика. Полистилистика в музыке XX - XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествую­щих поколений.

Значение музыки в жизни человека прошлого и настояще­го времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лириче­ский герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкаль­ная форма - как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический ме­тод как способ отражения противоречивости жизненных явле­ний через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современ­ном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно-бытовые и народ­но-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкаль­ного искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых вы­разительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Компози­тор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слу­шания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в но­вых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.


Примерный перечень музыкального материала


Симфония - от венских классиков до современного авнгарда (из программы «Музыка» для 5 - 7 классов - по выбору учителя).

Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.

Опера - оперетта - мюзикл - рок-опера (из программы «Музыка» для 5 - 7 классов - по выбору учителя).

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Моя прекрасная леди. Мюзикл (фрагменты). Ф. Лоу.

Белая акация. Оперетта (фрагменты). И. Дунаевский.

Хиты современных отечественных, зарубежных мюзиклов и рок-опер.

Юнона и Авось. Рок-опера (фрагменты). А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты).

Призрак оперы, Кошки. Мюзиклы (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Балет (из программы «Музыка» для 5 - 7 классов - по выбору учителя).

Спартак (фрагменты). А. Хачатурян.

Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.

Спящая красавица (фрагменты). П. Чайковский.

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для 5 - 7 классов - по выбору учителя).

Прелюдии и фуги. И.-С.Бах (классические и современные интерпретации).

Соната № 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и современные обработки).

Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира.

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты).

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт.

Эгмонт. Л. Бетховен.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена, Э. Григ.

Вальс-фантазия. Арагонская хота. М. Глинка.

Моцартиана. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччио. П. Чайковский.

Шехерезада. Н. Римский-Корсаков.

Концерты. А. Вивальди. И.-С. Бах. П. Чайковский. С. Рахманинов. Э. Григ. С. Прокофьев.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музы­кальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведе­ния;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • понимать значение традиций и новаторства в музыкаль­ном искусстве прошлого и настоящего времени;

  • оценивать произведения разных направлений музыкаль­ного искусства и обосновывать свои предпочтения в ситу­ации выбора;

  • иметь представление об особенностях языка, инструмен­тария, манеры исполнения музыкальных произведений раз­ных эпох;

  • сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особен­ности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

  • ориентироваться в окружающем музыкальном простран­стве; понимать значимость классического, народного музы­кального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата проведения

Тема урока/

Тип урока

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Система контроля

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

план

факт

Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (16 часов)

1



Жанровое многообразие музыки.

Музыка в жизни человека.

Вводный.

Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: жанр, вокальная, инструмен­тальная, театральная музыка

Уметь:

приводить примеры различных музыкаль­ных жанров; производить интонаци­онно-образный анализ музыки.

Беседа

Устный опрос.

Слушание музыки. Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение о музыкальных жанрах современных композиторов.

2



Песня - самый демократичный жанр музыкаль­ного искусства.

Комбиниро­ванный.

Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: куплетная форма, строение песни; виды исполнения пе­сен (с аккомпанимен­том, а капелла); исполнительский со­став (солист - запевала, хор, типы хоров, ан­самбль).

Уметь:

различать музыку народную и профессиональную

Устный опрос. Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?»

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подобрать песни по теме урока. Объяснить структуру одной песни (по выбору)

3



Особенности песенной

му­зыки.

Жанры народных песен.

Комбиниро­ванный.

Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: опера, ария, каватина, вокализ, песня без слов, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка.

Уметь:

объяснять тер­мины: простая и сложная, народная и профессиональная музыка; производить интонационно-образный анализ музыкальных фрагментов.

Беседа

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Составление программы или оформление афиши вокального концерта

4



Многообразие жанров

народ­ного песенного искусства.

Комбиниро­ванный.

Фронтальная

Знать/понимать:

многообразие песен­ных жанров разных на­родов (в рамках изуче­ния программного ма­териала); особенности музы­кального языка, инст­рументария.
Уметь:

приводить примеры песен разных жанров; выявлять особенности музыкального языка, фольклорных произведений разных жанров.

Беседа

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение на тему: «Народная хоровая музыка вчера и сегодня»

5



Духовное и свет­ское песенное искусство.

Особенности духовной и светской музыки.

Комбиниро­ванный.


Фронтальная

Знать/понимать:

особенности духовной и светской песни; понятия: знаменный распев, месса, хор, ария, песня, романс.

Уметь:

выявлять осо­бенности право­славного и католи­ческого церковного пения. Выявлять осо­бенности светского песенного искусства.

Беседа.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение о развитии современной культуры и вокального исполнительства

6



Песня вчера, сегодня,

завтра.

Мои любимые барды.

Комбинированный. Закрепление полученных знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

жанры современной песенной культуры; понятие «барды».

Уметь:

различать жанры; находить различия между «бардовской» и современной эстрадной песней.

Беседа Исполнение современных бардовских песен.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выписать названия русских хоровых коллективов.

7



Танец сквозь века.

Разнообразие танцевальных жанров.

Комбинированный.

Фронтальная

Знать/понимать:

жанровое многообразие танцевальной музыки; названия старинных танцев - менуэт, вальс, мазурка.

Уметь:

определять и различать танцевальные жанры (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и пр.)


Устный опрос.

Рассуждение о значении танца в жизни человека. Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подобрать иллюстрации танцевального костюма (по выбору)

8



Танцевальная музыка

прошлого и

настоящего.

Комбинированный.

Фронтальная

Знать/понимать:

особенности музыкального языка танцевальной музыки.

Уметь:

определять осо­бенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, такт, мелодию; выявлять средства музыкальной выразительности раз­ных танцев.

Беседа.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение по теме: «Танцевальная музыка театра и кино».

9



Развитие танцевальной

музыки.

Комбинированный.

Фронтальная

Знать/понимать:

определение жанрам; понимать значение танцевальной музыки для других жанров искусства.

Уметь:

приводить примеры различных танцевальных жанров в вокальной, инструмен­тальной и сценической музыке (сюиты, симфо­нии, оперы, балеты и др.); производить интонационно-образный анализ музыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки. Самостоятельная поисковая работа

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выписать названия известных отечественных ансамблей песни и пляски. Имена руководителей.

10



Танец, его значение в жизни человека.

Комбинированный. Закрепление полученных знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

значение танцевальной музыки в современном искусстве, в драматургии современных зрелищных представлений и праздников.

Уметь:

определять по характеру тип танцев

Беседа

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить фрагменты танцевальных мелодий народов мира

11



Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.

Комбинированный.

Фронтальная

Знать/понимать:

особенности маршевой музыки; жанры маршей.

Уметь:

приводить примеры различных жанров маршей; выявлять особенности маршевой музыки

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Придумать ритмический рисунок марша в различном темпе

12



Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Комбинированный.

Фронтальная

Знать/понимать:

историю музыкальной культуры жанров марша.

Уметь:

приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; производить интонационно-образный анализ музыки.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Прослушать маршевую музыку из балета «Щелкунчик»

13



Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Комбинированный.

Фронтальная

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Прослушать маршевую музыку из балета «Кармен-сюита»

14



Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Комбинированный.

Фронтальная

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Подготовить реферат по теме «История марша»

15



Марш, его значение марша в жизни человека.

Комбинированный.

Закрепление полученных

знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

значение маршевой музыки в современном искусстве, роль маршевой музыки в организации и проведении современных массовых представлений.

Уметь:

определять маршевую мелодию.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание маршевой музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Составить музыкальный кроссворд

16



Жанровое многообразие

музыки.

Повторение и обобщение

полученных знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки, их жанровое многообразие.

Уметь:

приводить при­меры песен, танцев, маршей как самостоя­тельных пьес и как части произведений крупных жанров; производить интонационно-образный анализ прослу­шанной музыки.


Устный опрос.

Музыкальная викторина.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Письменная работа по теме: «Взаимосвязь музыки с другими видами искусства»

Раздел 2. Музыкальный стиль - камертон эпохи (18 часов).

17



Музыкальный стиль.

Вводный.


Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: музы­кальный стиль, разновидности стилей; единство содержания и формы - основа музыкального произведения.

Уметь:

приводить при­меры, производить интонационно-

образный анализ прослушанной му­зыки.

Беседа.

Устный опрос. Слушание музыки

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выписать названия музыкальных коллективов, играющих в разных стилях

18



Музыка эпохи Возрождения.

Комбинированный.


Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: музы­кальный стиль, баллада, канцона, лютня, клавесин; характерные признаки музыкального стиля эпохи Ренессанса.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стиля, производить интонационно-образный анализ прослушанной му­зыки

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подобрать иллюстрации картин эпохи Возрождения.

19



Барокко.

Сообщение и усвоение новых знаний.


Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкального стиля барокко; понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стиля барокко, называть композиторов- представителей этого стиля, производить интонационно-образный анализ му­зыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Прослушать органные произведения И.-С. Баха.

20



Классицизм.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкального стиля классицизм; понятия: сонатная форма, состав симфонического оркестра.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стиля классицизм, называть композиторов - представителей этого стиля, производить интонационно-образный анализ му­зыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить проект презентации «Художественный мир Моцарта»

21



Романтизм.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкального стиля романтизм; понятия: музыкальная драматургия, программная музыка.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стиля романтизм, называть композиторов - представителей этого стиля; характеризовать художественные особенности, выразительные средства музыкальных произведений романтизма; производить интонационно-образный анализ прослушанной му­зыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова (по выбору).

22



Реализм.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкального стиля реализм.

Уметь:

называть представителей реализма: композиторов, музыкантов, поэтов, художников, их произведения; производить интонационно-образный анализ му­зыки реалистов.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить репродукции картин на тему: «Реализм художника Ф.Гойя»

23



Импрессионизм.

Расширение и углубление знаний.


Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкального стиля импрессионизм; понятия: регтайм, программная музыка.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стиля импрессионизм, называть композиторов - представителей этого стиля; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение на тему: «Творчество французских художников- импрессионистов»

Подобрать иллюстрации.

24



Неоклассицизм и классический авангард.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки музыкальных стилей неоклассицизм, классический авангард. понятия: додекафония, алеаторика, сонорика.

Уметь:

находить и определять в музыке характерные признаки стилей; называть полные имена композиторов - представителей неоклассицизма и классического авангарда; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Беседа.

Устный опрос.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение на тему «Музыкальное творчество композитора А.Шнитке»

25



Джаз.

Расширение и углубление знаний.


Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки и историю развития джазовой музыки; понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг; состав джазового оркестра.

Уметь:

называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Беседа.

Слушание музыки. Выявление особенностей джазовой музыки

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить сообщение на тему: «Музыка Дюка Эллингтона. Значение его творчества в развитии музыки джаза.

26



Рок-н-ролл.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки и историю развития рок-н-ролла, манеру исполнения и состав инструментария.

Уметь:

называть полные имена представителей этого стиля; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, выявлять особенности рок-н-ролла.

Беседа.

Слушание музыки.

Выявление особенностей рок-н-ролла. Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выписать названия российских групп, имена музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролла.

27



Кантри и фолк-рок. Этническая музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки кантри, фолк-рока, этнической музыки, состав инструментария.

Уметь:

называть полные имена представителей этого стиля; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Беседа.

Слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подобрать музыкальную композицию в стиле фолк или этно.

28



Арт-рок

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки арт-рока, понятия: художественный рок, симфорок; состав инструментария.

Уметь:

называть полные имена композиторов этого стиля; приводить примеры; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Беседа.

Слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка арт-рока. Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выписать названия известных рок-опер российских или зарубежных (по выбору), имена исполнителей.

29



Хард-рок и хеви-метал

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки хард-рока и хеви-метала, состав инструментария; особенности музыкальных жанров хип-хоп и RnB

Уметь:

называть представителей (группы) этих стилей; приводить примеры; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Беседа.

Слушание музыки.

Выявление особенностей манеры исполнения. Хоровое пение

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Подготовить проект афиши рок-концерта.

30



Рэп. Эстрада.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

характерные признаки рэпа и поп-музыки, понятия: рэп, поп-музыка, эстрада.

Уметь:

называть музыкантов - представителей этих направлений; приводить примеры; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки


Устный опрос.

Слушание музыки.

Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Придумать текст для рэпа на тему «Школа»

31



Авторская песня.

Расширение и углубление знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

историю возникновения и развития авторской песни, её характерные признаки; понятия: ваганты, барды.

Уметь:

называть имена авторов-исполнителей бардовской песни; приводить примеры; производить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Устный опрос.

Слушание музыки.

Выявление характерных признаков авторской песни.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выучить наизусть одно из стихотворений В.Высоцкого (по выбору).

32



Стилизация и полистилистика.

Расширение и углубление знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

понятия: стилизация, полистилистика

Уметь:

находить элементы стилизации и полистилистики в

музыке; называть имена композиторов, работающих в этих направлениях; производить интонационно-образный анализ музыкальных примеров

Устный опрос.

Слушание музыки.

Выявление характерных черт музыкального языка.

Хоровое пение.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Составить музыкальный кроссворд

33



Музыкальный ринг.

Повторение и обобщение полученных знаний.

Фронтальная

Знать/понимать:

особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей; жанровые, интонационно-образные особенности стилей, их языка, манеры исполнения.

Уметь:

анализировать музыкальные жанры, различать образы в музыке; называть представителей - музыкантов изученных ранее направлений.

Музыкальный ринг. Защита разработок команд-участниц ринга: преимущества достоинств различных музыкальных стилей классической и современной музыки.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр

Выбрать для прослушивания одно из произведений любимого музыкального жанра.

34



Традиции и новаторство в музыке.

Обобщение, повторение

и систематизация знаний и умений.

Фронтальная

Знать:

понятия, полученные за курс обучения по музыке

Уметь: приводить музыкальные примеры; выявлять особенности музыкального языка; применять навыки пластического и вокального интонирования.


Устный опрос.

Свободная беседа.

Слушание музыки.

Фоно хрестоматия СД диски муз. центр


Учебно-методическое обеспечение.


Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Программа общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» общеобразовательных учреждений (элективные курсы «Жанровое многообразие музыки», «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее») - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. - 2-е издание, М.: «Просвещение», 2009 - 128 с.

Рабочие программы «Музыка. Искусство. 5-8 классы» (Волгоград: Учитель, 2013)

Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011. - 191 с.

Наглядные пособия - презентации Microsoft Power Point.


Интернет-ресурсы.

Единая коллекция -

Российский общеобразовательный портал -

Детские электронные книги и презентации -

Классическая музыка -

Музыкальный энциклопедический словарь - http://www. music- dic.ru/


Технические средства обучения.

Проигрыватель, поддерживающий виниловые диски (фонохрестоматия); музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей, магнитола с CD/MP3-проигрывателем с возможностью использования USB-устройств.


Учебно-практическое оборудование музыкальный инструмент (фортепиано)


Список научно-методической литературы.


  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  2. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  4. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  6. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  7. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Астрахань, 2002г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  10. Дмитриева Л.Г. , Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  12. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  13. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  14. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  15. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  16. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  17. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина,М.,Просвещение,1988г.

  18. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  19. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  20. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

  23. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  24. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  25. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос, 2003г.

  26. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  27. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.

  28. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.-М.: «Просвещение», 2013 г.

  29. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  30. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  31. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/М., Флинта,1999г.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  32. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  33. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  34. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал