- Учителю
- 'Рабочая программа 5 класс по ФГОС'
'Рабочая программа 5 класс по ФГОС'
Календарно - тематическое планирование
5 класс
Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
№
п\п
№ в теме
Дата
Тема
Основное содержание
урока
Планируемые
результаты
Используемые ресурсы
Основные виды учебной деятельности
Объекты и
формы текущего контроля
план
факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
Музыка рассказывает обо всем (1ч)
1.
1
Музыка рассказывает обо всем.
Определить с учащимися, что же такое музыка, чему она нас учит.
Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное осмысление действительности
Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами музыки и другими образами искусства.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров
С. Маршак.
Стихотворение «Гвоздь и подкова».
«Музыка всюду живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Устный опрос,
сочинение «Музыка в моей жизни».
Древний союз ( 3 часа)
2.
1
Истоки.
История развития музыки. Определить истоки, откуда берется музыка, как зрительный образ соответствует звуку, какими звуками могут выражаться времена года.
Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями
воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения; различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров
Репродукции:
А. Куинджи «Березовая роща»;
К. Юон. «Купола и ласточки»;
И. Айвазовский. «Черное море»;
Леонардо да Винчи «Джаконда».
«Музыка всюду живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Устный опрос
3.
1
Искусство открывает мир.
Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств. Знакомство с понятиями «детство человечества», «реальность духа». Определить, как воздействует музыка на душу человека.
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале
умение слушать и слышать мнение других людей.
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей, включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
Г. Х. Андерсен. «Со-ловей».
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.
«Маленький принц» (слушание).
«Всюду музыка живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Взаимо-опрос
4.
1
Искусства различны, тема едина.
Определить, что такое «тема», почему искусство может быть понятно многим людям, как сопоставление различных произведений обогощает содержание самой темы, какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять искусства.
осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства.
Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке
Фото: Государственная Третьяковская галерея; «Большой театр. Москва»; «Большой зал Московской консерватории»;
И. Левитан «Осенний день»;
И. Бродский «Опавшие листья»;
П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь»(из фортепианного цикла «Времена года», слушание);
«Всюду музыка живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Синквейн
Слово и музыка (3 часа)
5.
1
Два великих начала искусства.
О чем говорит музыка. Определить, как поэтический текст влияет на музыку; как слово и музыка взаимодействуют друг с другом.
умение находить взаимодействия между музыкой и ли-
тературой;
умение определять главные отличительные особеннос-
ти музыкальных жанров
анализ собственной учебной деятельности и внесение
необходимых корректив для достижения запланированных
результатов.
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса
В. Серов «Портрет Шаляпина»;
«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Устный опрос
6.
1
«Стань музыкою слово».
Определить, велико ли воздействие литературы на музыку, в чем оно проявляется.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.
проявление творческой инициативы и самостоятель-
ности в процессе овладения учебными действиями
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей,
включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина»;
М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (слушание);
«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Синквейн
7.
1
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Определить, какие виды ли-тературы используют композиторы при создании музыкальных произведений.
Дать определение понятию «духовная музыка», что ей свойственно. Познакомиться с видами музыки, возникшими под влиянием литературы.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки
Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке
В. А. Моцарт. Симфония №40. 1часть, фрагмент;
П. Чайковский.
Концерт №1 для фор-тепиано с оркестром. 3часть, фрагмент;
Ф. Шуберт. «Аве Мария», фрагмент (слушание);
«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Самостоя-тельная работа
Песня (4 часа)
8.
1
Песня-верный спутник человека.
Познакомить учащихся с музыкальным жанром «песня». Определить её роль в жизни человека; почему одно стихотворение становится основой нескольких песен, а другое с трудом ложится на музыку.
умение определять главные отличительные особеннос-
ти музыкальных жанров - песни,
проявление навыков вокально-хоровой
деятельности:
исполнение одноголосных произведений с недублирующим
вокальную парию аккомпанементом
проявление творческой инициативы и самостоятель-
ности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее
взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей, включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
В. Афанасьев. Фрагмент из повести «Последний поклон»(слушание);
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.
«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Устный опрос
9.
1
Музыкальная палитра.
Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере
песенного жанра).
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
общение,взаимодействие со сверстниками в совмест-
ной творческой деятельности
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке
Пройденные музыкальные произведения за четверть. Исполнение песен по желанию учителя и учащихся. Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Творческое задание
10
1
Мир русской песни.
Дать определение русским народным песням, о чем в них поется, как в музыке передается содержание русских песен.
Изучать специфические черты
русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
Осознавать интонаци-онно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-
творческой деятельности
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-
творческой деятельности.
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке
овладение художественными умениями и навыками
в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-
ности
«Ах ты степь широкая» (р.н.п.) (слушание);
В. Баснер, стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Творческое задание
11
1
Песни народов мира.
Определить, что несет в себе музыка песен других народов, для чего композиторы собирали народные песни; почему песня без слов все-таки называется песней.
Рассказывать о народной музыке
своего региона.
Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального
фольклора отдельных стран мира.
Сравнивать и определять музыкаль-ные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи
между художествен-ными образами
музыки и другими видами искусства.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
«Висла»(польская на-родная песня);
Г. Малер. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»;
Ф. Мендельсон. Песня без слов №14, фрагмент (слушание);
«С чего начинается Родина» (пение). Фортепиано, музыкальный
центр.
Наблюдение, анализ
Устный опрос, оценка
Романс (2 часа)
12
1
Романса трепетные звуки.
Познакомить с музыкальным жанром «романс». Определить, чем отличается романс то песни, какие образы чаще всего использовали композиторы.
умение определять главные отличительные особеннос-
ти музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музы-
ки
размышление о воздействии музыки на человека, ее
взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
использование разных источников информации;
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей,
включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание).
«С чего начинается Родина» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Анализ, оценка
Устный опрос
13
1
Мир человеческих чувств.
Определить, какие чувства человека чаще всего отражены в романсах; почему некоторые романсы сущесвуют самостоятельно, а некоторые объединяются в циклы; почему так велика роль фортепианного сопровождения.
Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки.
Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость
к музыкальным произведениям при
их восприятии.
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
стрем-
ление к самостоятельному общению с искусством и художе-
ственному самообразованию
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
Картины: Наблюдение, анализ, оценка
И. Левитан. «Цветущие яблони»;
И. Грабарь. «Февральская лазурь»;
В. Поленов. «Осень в Абрамцеве».
С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание);
«С чего начинается Родина» (пение).
Анализ, оценка
Самостоя-тельная работа
Хоровая музыка (3 часа)
14
1
Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме.
Определить, что такое «хоровая музыка»; тематику народной хоровой музыки; что является главным в церковной хоровой музыке;
почему некоторые композиторы избрали для своих произведений хоровой жанр.
умение определять главные отличительные особеннос-
тихоровой музыки
пение a capella в уни-
сон, правильное распределение дыхания в длинной фразе
наличие аргументированной точки зрения в отноше-
нии музыкальных произведений, различных явлений отече-
ственной и зарубежной музыкальной культуры;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
совершенствование художественного вкуса
овладение художественными умениями и навыками
в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-
ности
П. И. Чайковский.
«Отче наш»;
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (слушание);
А. Александров.
«Уж ты зимушка-зима» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
15
1
Что может изображать хоровая музыка.
Определить, в чем состоят изобразительные возможности хоровой музыки.
Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке;
Г. Свиридов.
«Поет зима» (из «Поэмы памяти С. Есенина) (слушание);
«Уж ты зимушка-зима» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Взаимооп-рос
16
1
Концерт по заявкам.
Беседа: «Что нового я узнал о музыке?»
Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
Исполнение песен по желанию учителя и учащихся. Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Музыкальная викторина
Опера (2 часа)
17
1
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Познакомить с жанром «Опера». Определить, что играет первостепенную роль в создании оперы; почему она относится к синтетическим жанрам.
умение определять главные отличительные особеннос-
ти музыкальных жанров- оперы;
анализировать и обобщать много-
образие связей музыки, литературы
и изобразительного искусства
использование разных источников информации; стрем-
ление к самостоятельному общению с искусством и художе-
ственному самообразованию;
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке
М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»);
М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» (Из оперы «Иван Сусанин) (пение).
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
18
1
Из чего состоит опера.
Познакомить со строением оперы (что связано с развитием действия; что выражает эмоциональное состояние ; какую роль в опере играют инструментальные эпизоды).
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Наблюдать за развитием одного
или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
применение полученных знаний о музыке как виде ис-
кусства для решения разнообразных художественно-творче-
ских задач
овладение художественными умениями и навыками
в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-
ности
Н. Римский-Корсаков.
Сцена таяния Снегурочки (из оп. «Снегурочка»); «Сеча при Керженце» (из оперы «Сказание о невиди-мом граде Китеже»;
Хор «Славься»(пение) Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Взаимооп-рос
Балет (2 часа)
19
1
Единство музыки и танца.
Познакомить с жанром «Балет». Определить создателей балетного спектакля; как в балете выражается замысел писателя или драматурга.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Воспринимать разные по смыслу
музыкальные интонации (при про-
слушивании музыкальных произве-
дений, в исполнении).
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
М. Глинка. Мазурка (из оперы «Иван Сусанин);
Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4 (слушание);
М. И. Глинка. «Хор «Славься» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Устный опрос
20
1
«Русские сезоны.
В Париже.
Беседа о «Русских сезонах» в Париже. Кто является их создателем? Определить, почему балет так привлекал художников.
Выявлять круг музыкальных об-
разов в различных музыкальных
произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания
наличие аргументированной точки зрения в отноше-
нии музыкальных произведений, различных явлений отече-
ственной и зарубежной музыкальной культуры
Творчески интерпретировать
содержание музыкальных произве-
дений в изобразительной деятель-
ности
И. Стравинский. «Рус-ская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»;
П. И. Чайковский. Вариация 2 (из балета «Щелкунчик» (слуш.);
М. И. Глинка
«Патриотическая песня» (слушание);
Хор «Славься» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Тест по темам: «Опера», «Балет»
Музыка звучит в литературе (2 часа)
21
1
Музыкальность слова.
Определить, почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы.
Находить ассоциативные связи между художественными образами литера-туры и музыки.
Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
использование разных источников информации; стрем-
ление к самостоятельному общению с искусством и художе-
ственному самообразованию;
развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-
ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке;
Поэзия А. С. Пушкина, А. Фета.
-
М. Яковлев, стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер» (пение). Презентация www.art.1001.chudo.ru
-
www.ru.wikipedia.org
-
-
www.leoton.com.ua/ru/-greece/culturel/
Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
22
1
Музыкальные сюжеты в литературе.
Познакомить учащихся с произведениями литературы, в которых «звучит» музыка.
Исследовать значение музыки
для воплощения литературных
образов и наоборот.
Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.
Анализировать и обобщать многооб-разие связей музыки и литературы.
Анализировать примеры преобразу-ющего воздействия музыки на человека
Исследовать значение музыки для
воплощения литературных образов.
сотрудничество в ходе решения коллективных музы-
кально-творческих задач.
И. Тургенев. «Певцы» (из «Записок Охотника);
«Миф об Орфее»;
К. В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание);
«Зимний вечер» (пен.) Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Синквейн
Образы живописи в музыке (3 часа)
23
1
Образы живописи в музыке.
Живопись в искусстве.
Дать определение понятию «музыкальное пространство». Определить, как оно выражает себя в звуках, что в музыке способно придать звучанию зримость.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Высказывать личностно-оценоч-ные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедев-рах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Понимать характерные особеннос-
ти музыкального языка и передавать
их в исполнении
С. Прокофьев. Вариация Феи Зимы (из балета «Золушка);
О. Лассо. Эхо (слушание);
«Зимний вечер» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
24
1
«Музыка- сестра живописи».
Определить родство двух видов искусств - музыки и изобразительного искусства; в чем оно проявляется.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и другими видами искус-
ства.
Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и другими видами искус-
ства.
К. Дебюсси.«Паруса»;
М. П. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный» (из цикла «Картинки с выставки) (слушание);
«Зимний вечер» (пен.) Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Синквейн
25
1
Музыкальный портрет.
Выявить музыкальные произведения, обладающие яркой портретностью; в чем это проявляется. Определить музыкальные жанры, наиболее способные передавать портретные черты героя.
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази-
тельного искусства.
выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.
сотрудничество в ходе решения коллективных музы-
кально-творческих задач
М. Мусоргский. Песня Варлаама(из оперы «Борис Годунов»);
«Гном» (из цикла «Картинки с выставки») (слушание);
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина «Песня о кар-тинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос, самостоя-тельная работа
Пейзаж в музыке (2 часа)
26
1
Образы природы в творчестве музы-кантов.
На примере произведений искусства проследить за развитием «образов природы». Определить, почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве.
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки
и изобразительного искусства.
Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-
изведения к изучаемой теме.
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)
Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,
сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками
в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-
ности;
П. И. Чайковский. «Апрель. Подснежник»(из цикла «Времена года»);
И. Стравинский. «Поцелуй земли»(вступление к балету «Весна священная»)(слушан.);
«Песня о картинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
27
1
«Музыкальные краски» в про-изведениях композиторов- импрессионистов.
Познакомить с направлением «импрессионизм». Определить «музыкальные краски», используемые композиторами-импрессионистами в своих произведениях, изображающих пейзажные зарисовки.
Понимать характерные черты
музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Воспринимать внутренние связи
между музыкой и изобразительным
искусством.
Самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проб-лем творческого характера, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
М. Равель.
«Игра воды»;
К. Дебюсси.
«Облака» (из симфо-нического цикла «Ноктюрны»(слушан.);
«Песня о картинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Синквейн
«Музыкальная живопись» сказок и былин (4 часа)
28
1
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Познакомить со сказочными сюжетами в музыке. Определить, почему в их музыке возрастает изобразительное начало.
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Находить ассоциативные
связи между художественными
образами музыки и других видов
искусства.
Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и выражения.
Понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизировать в соответст-вии со зритель-ным или литературным образом.
сотрудничество в ходе решения коллективных музы-
кально-творческих задач.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и другими видами искус-
ства.
Н. Римский-Корсаков. «Пляска златоперых сереброчешуйных ры-бок»(из оп. «Садко»);
П. И. Чайковский.
Па-де-де (из балета «Щелкунчик»(слуш.);
С. Никитин, стихи Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ
Устный опрос, самостоя-тельная работа
29
30
1
2
Сказочные герои в музыке.
Проследить за разницей между музыкальными портретами реального человека и сказочного героя.
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.
Ориентироваться в специфике
выразительных средств музыки.
Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятель-ности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
И. Стравинский. «За-колдованный сад Кащея» (из балета «Жар-птица»);
М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (слушание);
«Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, оценка
Устный опрос, взаимоопрос
31
1
Тема богатырей в музыке.
Выявить черты богатырского характера, объединяющие богатырей в произведениях изобразительного искусства и музыки.
Понимать значение народного
творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей, включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1часть(фраг.)
М. Мусоргский. «Бо -гатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки»;«Былина о Добрыне Никитиче» (слушание). «Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Анализ, оценка
Устный опрос, взаимооп-рос
Музыка в произведениях изобразительного искусства (4 часа)
32
33
1
2
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».
На примере портретов великих художников определить их музыкальность, с чем она связана; какие средства художественной выразительности в изобразительном искусстве могут быть в наибольшей степени уподоблены музыкальным.
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Анализировать и обобщать много-
образие связей музыки и изобрази-
тельного искусства.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
произведений изобразительного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки
формирование навыков самостоятельной, целенаправ-
ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности
П. Чайковский.
Концерт №1 для фор-тепиано с оркестром. 1часть (слушание).
«Сказка по лесу идет»;
Б. Окуджава.
«Пожелание друзьям» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Устный опрос
34
1
Подводим итоги.
Вспомнить главное, о чем шла
в течении учебного года.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
овладение художественными умениями и навыками
в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-
ности
Пройденные
произведения. Б. Окуджава.
«Пожелание друзьям» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.
Наблюдение, анализ, оценка
Тест, творческая работа
35
1
Музыкальная викторина.
Отгадывание музыкальных произведений.
Различать характерные признаки видов искусства.
Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Владеть специаль-ными музыкаль-ными терминами в пределах изучаемого курса.
Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкаль-ное произведе-ние с позиции красоты и правды.
наличие определенного уровня развития общих музы-
кальных способностей, включая образное и ассоциативное
мышление, творческое воображение
Наблюдение, анализ, оценка
Творческая работа
27