- Учителю
- Волшебный мир симфонического оркестра
Волшебный мир симфонического оркестра
МБО ДО «Алькеевская ДМШ» Муниципального района
Республики Татарстан
Познавательный урок для учащихся младших классов
Детской музыкальной школы
Волшебный мир симфонического оркестра
Подготовила преподаватель
2-ой квалификационной категории
Леонтьевой Л.М.
.
с. Базарные Матаки
сентябрь 2015 год
Волшебный мир симфонического оркестра.
Ребята, давайте попробуем представить себе привычный окружающий мир потерявшим свои краски, то есть вдруг все стало Познавательный урок - прослушивание симфонической музыки.
для нас серым - синее небо и море, зеленые листья и трава. И люди тоже стали для нас серыми. Стало бы нам интересно жить в таком мире? (конечно же нет). Ведь не зря мы радуемся приходу весны, с ней возвращаются на землю яркие краски, просыпается и оживает природа.
Искусство художника, передающего на своих полотнах живые краски жизни, называется живописью.
«Живое письмо» - письмо красками. У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника это краски и линии. У композитора музыкальные звуки - это основа музыкальной речи, его выразительные средства. Дирижер - душа, мозг оркестра.
Именно дирижер объединяет своей волей музыкантов для того, чтобы логично и стройно звучали в музыке мысли и чувства композитора. Количество музыкантов в современном симфоническом оркестре доходит до ста человек. Каждый играет свою партию.
Подчиняясь воле дирижера, музыканты заставляют оживать и петь ноты, как бы перенося их с бумаги в сердца слушателей.
Одно из основных свойств музыкального звука заключается в том, что звуки могут быть по-разному окрашены. В музыке такая окраска называется тембром. Тембр меняет характер и настроение «звука». Одну и ту же мелодию можно спеть то низким, то высоким голосом. Такими же выразительными свойствами различной окраски обладают и голоса инструментов симфонического оркестра.
Симфония - слово древнегреческое, означает созвучие, согласие.
Оркестр - тоже слово древнегреческое. Так называлась в далекие времена площадка перед сценой. Здесь сидели музыканты - оркестранты, сопровождавшие представление музыкой. Значит симфонический оркестр - это большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, стройно, согласно исполняющих музыкальное произведение.
Симфонический оркестр состоит из 4 основных групп.
-
Струнные инструменты - скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
-
Деревянные духовые - флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
-
Медные духовые - трубы, валторны, тромбоны, тубы.
-
Ударные инструменты - литавры, большие и малые барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты, челеста, колокол, ксилофон, трещетки и еще многие другие.
Симфония - это новый жанр произведений в музыке. Первыми создателями нового вида симфоний являются - М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.П.Бородин (в России), а в Европе - Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен.
В симфониях композиторы рассказывают о жизни человека, о борьбе, о страданиях и победе, о радости и любви. Рисуют картины сельской жизни, воинские сражения, народные праздники.
Свое повествование о музыкальных инструментах я начну со сказки, которая называется «Петя и Волк». Сказку эту написал знаменитый советский композитор Сергей Прокофьев. И написал он эту сказку не словами, как обычно пишутся все сказки, а звуками музыки. Неужели это возможно, спросишь ты? Да, возможно, но только такому тонкому знатоку музыкальных инструментов, каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.
И так, о сказке. Жил-был на свете храбрый мальчик, пионер Петя. Был у него немного ворчливый, но добрый дедушка. И вот однажды Петя спас птичку от когтей хитрой проныры - кошки. И птица стала его другом. Более того, она помогла Пете страшного волка победить. И еще в этой сказке участвует хвастунья утка, которая только и делает, что дает всем никчемные советы.
Но, удивишься ты, обо всем этом можно рассказать музыкой?
Можно. И вот как.
Каждое действующее лицо этой сказки - музыкальный инструмент.
О пионере Пете, его смелости и благородных поступках, нам рассказывают струнные инструменты - скрипки, альты, виолончели, контрабас.
Ворчун-дедушка - это фагот, деревянный инструмент, у которого действительно немного ворчливый голос.
Птичка поет голосом флейты. У этого деревянного духового инструмента высокий, звонкий тембр голоса, и флейта отлично умеет подражать птичьим трелям.
Кошка мяукает голосом кларнета, то же деревянного духового инструмента. У кларнета красивый голос, то мягкий и вкрадчивый, то глухой и мрачный.
Утиному кряканью успешно подражает гобой, тоже из группы деревянных духовых инструментов. Тембр голоса у гобоя мягкий, но немного гнусавый.
Ну а Волк выступает в этой сказке с помощью трех медных валторн. Когда играет не одна, а сразу целых три валторны, то рычание получается просто устрашающее.
Но кроме того, что у каждого действующего лица сказки свой инструментальный голос, у каждого и своя собственная мелодия, которая сопровождает его на протяжении всей сказки. И не зря Прокофьев назвал сказку «Петя и Волк» симфонической сказкой. Она и создана для симфонического оркестра. А задача этой сказки познакомить вас всех с инструментами симфонического оркестра.
Музыкальная угадайка.
А сейчас, дорогие ребята, прослушайте несколько отрывков из произведений и попробуйте угадать, какие инструменты симфонического оркестра вы слышите.
-
Сказка «Петя и Волк». Три валторны - тема Волка.
-
Сказка «Петя и Волк». Тема Пети - скрипки, ксилофон.
-
Флейта. Голос птички.
-
«Кармен» - сюита Бизе. Играют скрипки (пиццикато), флейта. Это тема Кармен.
-
Арфа и гусли. На арфе играют пальцами обеих рук. На ее красивой золотой раме натянуты 46 струн. Имеется 7 педалей. Для арфы написаны пьесы и концерты.
-
Виолончель и контрабас. Фантастические пьесы для фортепиано и виолончели. Композитор Шуман.
-
Контрабас. Джазовая обработка.
-
Клавесин. Аллегро. Куперен.
-
Барабан. Ударные. Болеро Равеля.
-
Бубен. Ударные.
-
Виброфон и колокола.
-
Челеста. Ударный инструмент. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик». Под звуки челесты танцует фея Драже. Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам, и получается хрустальный, чистый звук, не похожий не на какой другой звук ударного инструмента.
-
Скрипки. Тема Джульетты из симфонической фантазии С.С.Прокофьего «Ромео и Джульетта».
-
Звуки джаза. Саксофон.
Дорогие ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир симфонической музыки. С этого дня мы вам всем хотим пожелать слушать не только эстрадную музыку, но и произведения симфонических оркестров.
До свидания. До скорых встреч.
В этом увлекательном путешествии вместе с вами была преподаватель музыкальной школы Крайнова Надежда Александровна.