- Учителю
- Урок по музыке Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва. (6 класс)
Урок по музыке Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва. (6 класс)
Урок музыки в 6 классе
Тема: Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва.
(по программе Е. Д. Критской).
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.
Задачи:
-
образовательная - знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;
-
развивающая - совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
-
воспитательная - прививать любовь и уважение к искусству.
Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».
Оборудование: фортепиано, компьютер, медиапроектор, экран.1.Организация урока.
2.Повторение пройденного материала.
3.Знакомство с новой темой.
Слушание.
Задание: определить характер, какие жизненные картины возникают при слушании?
Слушание.
Задание: какие образы рисует музыка В. Гаврилина? Какие образы из других жанров близки этой музыке?
3.Распевание:
-активизировать певческое дыхание;
-артикуляцион-ный аппарат, связки.
4. Исполнение.
5. Физминутка.
6.Продолжение знакомства с новой темой.
Слушание.
Задание: о чем поет? В каких грехах раскаивается он перед Богом?
7.Разучивание песни.
8.Итоги урока. Выставление оценок.
В. Гаврилин «Перезвоны»
«Ти-ри-ри»
«Молитва»
«Мама»
В. Гаврилин / А. Шульгина
«Осень» В. Гаврилин.
А. Матюшин
«В минуту скорбную сию».
Б. Окуджава «Молитва»
Музыкальное приветствие.
Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.
- В каких? (церковная музыка и народное музыкальное творчество).
- Сейчас я вам исполню фрагмент произведения. Что это за произведение? Кто автор? К какому направлению относится?
- А это что за произведение? Кто автор?
- Сегодня мы продолжим раскрывать образы русской народной и духовной музыки. Обратимся к произведению композитора Валерия Гаврилина «Перезвоны» (слайд 1). Я просила Вас подготовить сообщение об этом композиторе.
Познакомимся с «Перезвонами» (слайд 4). «Перезвоны» - это хоровая симфония - действо, написанная для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных инструментов и чтеца. Вершина творчества В. Гаврилина (слайды 5,6,7). Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы Она складывается из самых разных номеров - массовых народных сцен, монологов, колоритных зарисовок народной жизни. Симфония имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору (слайд 8). Корни искусства В. Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.
В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звучание колокола - это, прежде всего, сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. Большую роль играет колокол и в церковной обрядовости. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом - трезвоном.
Музыка фрагментов, которые мы послушаем, пронизана многочисленными звонами, которые раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
Анализ.
Кульминацией (момент высшего напряжения) произведения является часть под названием «Молитва». В молитве человек обращается к богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.
Анализ (слайды 9, 10, 11).
Умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу с раскаянием и с благодарностью. Звучание мужского хора и колокольный звон, сопровождающий солиста, создают ощущение присутствия в храме.
Говоря о «Перезвонах» Гаврилин писал: «Мне хочется раскрыть слушателям сокровищницу житейской мудрости, заключенной в произведениях народного творчества, привлечь внимание к таким важным моральным категориям, как верность, долг, совесть, честность, неподкупность… Верю, что о самом сложном и серьезном можно говорить просто и понятно, без упрощений».
А сейчас немножко распоемся.
Попоем на одном звуке: бра-брэ-бри-бро-бру.
Вспомним лесенку (стаккато, легато).
Я сыграю вам фрагмент песни, угадайте, что это за песня (звучит фрагмент).
- Что за песня? Кому посвящена? Кто автор песни?.
- Давайте вместе вспомним песню.
- В каком характер нужно исполнять песню?
- Исполним выразительно в характере.
Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садимся на место).
К жанру молитвы в своем творчестве обращаются также Иеромонах Роман и знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) - поэт, песнопевец (слайд 12). Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Давайте послушаем песню в исполнении самого автора.
Анализ.
Вот как сказал современный русский писатель Валентин Распутин о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, - значит указать только одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние. И первые движения пробуждающейся души. И счастливые слезы ее обретения. Иеромонах Роман - «человек не случайного дара, избирающий самую трудную дорогу».
А сейчас я вам исполню вам песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы (слайд 13). Послушайте и скажите, о чем эта песня (исполнение). Сравните с песней иеромонаха Романа. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?
Вместе разучим.
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством композитора Валерия Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песнями Иеромонаха Романа и Б. Окуджавы.
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную музыку, ощущаешь ее глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
(ответы детей).
(ответы детей).
В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде. Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. (слайд 2) Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как «Скоморохи», «Свадьба». Так же писал музыку к кинофильмам (слайд3).
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
(пение)
(ответы детей)
(исполнение)
(ответы детей)
(разучивание 1го куплета по фразам, отдельно мальчики, отдельно девочки, все вместе)