- Учителю
- Рабочая программа по музыке 8 класс
Рабочая программа по музыке 8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харазаргайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________ Бадлуева Л.А.
Протокол № ___ от
«____»________2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ Харазаргайская СОШ
_____________ Кетышкеева Э.А.
«____»____________2013 г.
«Утверждено»
Директор МОУ Харазаргайская СОШ
___________________ Хинхаева Г.Б.
Приказ № ___ от «___»____2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Музыка»
8 класс
учителя
Ербаевой А.Г.
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2013 г.
с. Харазаргай
2013
Пояснительная записка
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.).
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 8 классе является тема «Традиция и современность в музыке», которая раскрывается в разделах - «Традиция в музыке», «Сказочно-мифологические темы в музыке», «Мир человеческих чувств», «В поисках истины и красоты», «О современности в музыке». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в тетрадях, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм - опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Календарно - тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы
Раздел I. Традиция в музыке (3 часа)
Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции.
Слушание музыки: М. Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие.
Разучивание песен А.Островского «Песня остается с человеком», Т.Хренникова «Московские окна», Ю.Чичкова «Наша школьная страна».
Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (6 часов)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Заключительный урок.
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»
Разучивание песен Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И. Сохадзе «Добрая фея», А.Варламова «Российский Дед Мороз», Г.Гладкова «Расскажи, Снегурочка, где была?».
Раздел III. Мир человеческих чувств (10 часов).
Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. Мелодией одной звучат печаль и радость. Слезы людские, о слезы людские…Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизм в произведении М. Глинки «В крови горит огонь желанья…».Трагедия любви в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве на примере произведения Г. Свиридова «Тройка».
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты из I, II, III частей; С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо...»; Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонароти. Бессмертие. Из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома»; Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены»; Л. Бетховен. Соната №14 для фортепиано. I часть. П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...»; П. Чайковский, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Р. Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда»; Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель».
Разучивание песен: Б.Окуджава «Песня о Моцарте»; В. Высоцкий «Братские могилы»; А. Рыбников, стихи А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»; А. Макаревич «Пока горит свеча»; Ю. Визбор «Ты у меня одна»; В. Высоцкого «Песня о друге»; А. Алябьев «Зимняя дорога».
Раздел IV. В поисках истины и красоты (5 часов)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность духовной музыки. Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Православная музыка сегодня.
Слушание музыки: М. Глинка. Херувимская песнь; М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»; М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов»; С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш»; П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков. Колядные песни. Из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»; Р. Щедрин. Запечатленный ангел. №1.
Разучивание песен: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина «Колокола»; песни о Рождестве и Пасхе.
Раздел V. О современности в музыке (10 часов)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Музыка всегда остается (обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке»). Итоговое занятие.
Слушание музыки: А. Онеггер. Пасифик 231; А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра; Дж. Гершвин. Колыбельная Клары. Дуэт Бесс и Порги. Из оперы «Порги и Бесс»; Д. Герман «Привет, Долли!»; Б. Кемпферт, стихи Ч. Синглтона, Э. Снайдерса. Путники в ночи; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон. Слава победителю; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть; С. Слонимский, стихи А. Ахматовой «Я недаром печальной слыву…». Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой»; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Разучивание песен: М.Дунаевский, стихи Ю.Ряшинцева «Песня о дружбе» из к/ф «Три мушкетера»; Д.Герман «Привет, Долли!»; Б.Кемпферт, стихи Ч.Синглтона «Путники в ночи»; А.Лепин, стихи В.Коростылева «Песенка о хорошем настроении»; Я. Френкель, стихи К. Ваншенкин. «Вальс расставания»; Б.А. Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс».
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 8 класса заключаются:
- в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);
- в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
- в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
Календарно-тематическое планирование
Тема года: «Традиции и современность в музыке»
№
Название раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Формы организации, методы
учебно-познавательной
деятельности
Требования к знаниям, умениям, навыкам
Тип урока
Вид контроля, измерители.
Дата
по плану
факт
1
Первая четверть (9 ч)
Традиция в музыке
Музыка
« старая» и «новая»
1
Хоровое пение
А. Островский, стихи С. Острового «Песня остаётся с человеком»
Знать:
- определение понятия - традиция; жанры музыки и литературы;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
Уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа
Наблюдение
Рассуждение о музыке
2
Настоящая музыка не бывает «старой»
1
Хоровое пение
Т.Хренников, стихи М.Матусовского «Московские окна»
Знать:
- определение понятия - традиция; жанры музыки и литературы;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
Уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи
Комбинированный урок - беседа
Слушание
наблюдение
3
Живая сила традиции.
1
Слушание музыки
М. Мусоргский. «Монолог Пимена». Из оперы «Борис Годунов». 1 действие.
Хоровое пение
Ю. Чичков, стихи К.Ибряева «Наша школьная страна»
Знать:
- определение понятия - традиция; жанры музыки и литературы;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
Уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи
Комбинированный урок - беседа
Наблюдение за звучанием инструмен
тов
4
Сказочно- мифологи
ческие темы.
Искусство начинается с мифа.
1
Хоровое пение
Я.Дубравин, стихи В.Суслова «Песня о земной красоте»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
- узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа
Прослуши-
вание
5
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
1
Слушание музыки
Н.Римский-Корсаков
«Сцена Весны с птицами». Вступление к опере «Снегурочка».
Хоровое пение
И.Сохадзе, стихи Л.Фоменко «Добрая фея»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.
Слушание,
наблюдение
6
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинс
кого.
1
Слушание музыки
И. Стравинский
«Весенние гадания. Пляски щеголих». Из балета «Весна священная»
Хоровое пение
И.Сохадзе, стихи Л.Фоменко «Добрая фея»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
Комбинированный урок - беседа
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
7
Поэма радости и света: К Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»
1
Слушание музыки
К Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»
Хоровое пение
Л.Квинт, стихи В.Кострова «Здравствуй мир»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
- узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
- определять принадлежность музыкального произведения к одному из жанров музыки на основе характерных средств выразительности
Комбинированный урок - беседа
Прослушива
ние
рассуждение о музыке
8
«Благославляю вас, леса…»
1
Слушание музыки
П Чайковский «Благославляю вас, леса…»
Хоровое пение
Л.Квинт, стихи В.Кострова «Здравствуй мир»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
- узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
Комбинированный урок - беседа
Слушание,
наблюдение
9
Обобщающий урок.
1
Хоровое пение
Пение песен по выбору учащихся.
Уметь:
Повторить и закрепить знания тем года.
Закрепить вокально - хоровые навыки.
Повторение
Фронтальный опрос
10
Вторая четверть (7 ч)
Мир человеческих чувств.
Образы радости в музыке.
1
Слушание музыки
Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко».
Хоровое пение
Пение песен по выбору учащихся.
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Расширение знаний
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
11,
12
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
2
Слушание музыки
В. А. Моцарт. Концерт №23 для фо-но с оркестром. Фрагменты из 1,2,3 частей.
С. Рахманинов «Здесь хорошо».
Хоровое пение.
Б.Окуджава «Песня о Моцарте»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни (самостоятельно, в ансамбле и в хоре)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа
Прослушивание
рассуждение о музыке
13
«Слёзы людские, о слёзы людские…»
1
Слушание музыки
Д. Шостакович. «Бессмертие»;
П.Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома»;
Р.Шуман. Грезы. Из форт.цикла «Детские сцены»
Хоровое пение.
В С. Высоцкий «Братские могилы»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Освоение нового материала
Прослушивание
наблюдение
14
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
1
Слушание музыки
Л.В. Бетховен. Соната №14 для фортепиано. 1 часть.
Хоровое пение.
В С. Высоцкий «Братские могилы»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за исполнением границы развития
15
Тема любви в музыке.
П. И. Чайковский «Евгений Онегин»
1
Слушание музыки
П. И. Чайковский «Сцена письма». Из оперы «Евгений Онегин».
Хоровое пение.
А. Рыбников, стихи А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду». Из оперы «Юнона и Авось»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Прослуши
вание,
рассуждение о музыке
16
«В крови горит огонь желанья…»
1
Слушание музыки
М Глинка, стихи А. Пушкина «В крови горит огонь желанья…»
Хоровое пение.
А. Макаревич «Пока горит свеча»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Освоение нового материала
Прослуши
вание,
рассуждение о музыке
17
Третья четверть (11 ч)
Мир человеческих чувств.
Трагедия любви в музыке
1
Слушание музыки
П. И. Чайковский, Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»;
Р. Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда»
Хоровое пение.
Ю. Визбор «Ты у меня одна»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
18
Подвиг во имя свободы. Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
1
Слушание музыки
Л. В. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»
Хоровое пение.
В.Высоцкий «Песня о друге». Из к/ф «Вертикаль»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Прослушивание
наблюдение
19
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
1
Слушание музыки
Г. Свиридов. Тройка. Из сюиты «Метель»
Хоровое пение.
А.Алябьев, стихи А.Пушкина «Зимняя дорога»
Знать:
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- исполнять народные и современные песни
Комбинированный урок - беседа
Слушание, наблюдение.
20
В поисках истины и красоты.
.
Мир духовной музыки
1
Слушание музыки
М. Глинка. «Херувимская песнь»;
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»;
М. Мусоргский «Пролог». Из оперы «Борис Годунов»
Хоровое пение.
Д.Бортнянский. «Тебе поем». Из «Трехголосной литургии
Гимн «Достойно есть»
Знать:
- жанры духовной музыки;
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения духовной музыки;
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
21
Колокольный звон на Руси.
1
Слушание музыки
С. Рахманинов. Колокола. №1.
Хоровое пение.
Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина «Колокола».
Знать:
-Что означают слова набатный колокол, трезвон, колокольня, звонница
-Значение колокольных звонов на Руси.
Уметь:
-Внимательно слушать музыку;
-Анализировать музыкальное произведение
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за эмоциональным фоном
22
Рождественская звезда
1
Слушание музыки
А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш».
Хоровое пение.
Рождественский кант «Небо и земля», обработка Н.Авериной.
Знать:
Знать обычай праздника Рождества Христова
Уметь:
-Внимательно слушать музыку;
-Анализировать музыкальное произведение
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за эмоциональным фоном
23
От Рождества до Крещения.
1
Слушание музыки
П. И. Чайковский. «Декабрь. Святки». Из цикла «Времена года»;
Н. Римский- Корсаков. «Колядные песни». Из оперы «Ночь перед Рождеством»
Хоровое пение.
Муз. и сл. неизв.автора «Рождественское чудо»
Знать:
Знать обычай праздника Рождества Христова;
Уметь:
-Внимательно слушать музыку;
-Анализировать музыкальное произведение
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Прослушивание
рассуждение о музыке
24
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
1
Слушание музыки
Н. Римский- Корсаков. Увертюра «Светлый праздник»;
Р.Щедрин «Запечатлённый ангел»
Знать:
- названия изученных жанров духовной музыки.
Уметь:
- определять на слух основные жанры духовной музыки;
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
Комбинированный урок - беседа
Прослушивание
наблюдение
25
О современности в музыке
Как мы понимаем современ
ность.
1
Слушание музыки
А. Оннегер. «Пасифик 231».
Хоровое пение.
М.Глинка, стихи Н.Кукольника «Попутная песня»
Знать:
- понятия «мода» и «современность»
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;
Уметь:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях; - эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;- определять принадлежность музыкального произведения к одному из жанров музыки на основе характерных средств выразительности.
Комбинированный урок - беседа
Наблюдение за эмоциональным фоном
26
Вечные сюжеты.
1
Слушание музыки
А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
Хоровое пение.
М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева «Песня о дружбе». Из к/ф «Три мушкетёра»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный урок - беседа
Наблюдение за эмоциональным фоном
27
Философские образы ХХ века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана
1
Слушание музыки
О Мессиан. «Ликование звёзд» 5 часть; «Сад сна любви» 6 часть. Из «Турангалилы- симфонии».
Хоровое пение.
М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева «Песня о дружбе». Из к/ф «Три мушкетёра»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный урок - беседа
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
28, 29
Четвёртая четверть (7ч)
О современности в музыке
Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)
2
Слушание музыки
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»;
Дж.Гершвин. Колыбельная Клары, Дуэт Бесс и Порги. Из оперы «Порги и Бесс»
Д.Герман.Привет, Долли!
Б.Кемпферт.Путники в ночи.
Хоровое пение.
Д.Герман «Привет, Долли!»
Б.Кемпферт «Путники в ночи»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Прослушивание
наблюдение
30
Лирические страницы советской музыки.
1
Слушание музыки
А.Эшпай. Симфония №2. Часть 2;
С. Слонимский, стихи А. Ахматовой «Я недаром печальной слыву…» Из цикла «Шесть стихотворений А. Ахматовой»
Хоровое пение.
А. Лепин, стихи В. Коростылёва «Песенка о хорошем настроении»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный,
урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
31
Диалог времён в музыке А. Шнитке.
1
Слушание музыки
А. Шнитке «Прелюдия. Токката». Из «Концерто Гроссо»
Хоровое пение
А. Лепин, стихи В. Коростылёва «Песенка о хорошем настроении»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за эмоциональным фоном
32
«Любовь никогда не перестанет»
1
Слушание музыки
Г. Свиридов «Любовь святая». Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович»
Хоровое пение.
Я. Френкель, стихи К. Ваншенкин. «Вальс расставания»
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
33
.
Музыка всегда остаётся
1
Слушание музыки
Слушание произведений по выбору учащихся.
Хоровое пение.
Б.А. Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс».
Знать:
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- названия изученных жанров музыки.
Уметь:
-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание
- уметь находить взаимодействия между музыкой и жизнью
Комбинированный, урок с сообщениями учащихся
Рассуждения о музыке
34
Заключительный урок.
1
Слушание музыки
Слушание музыки; произведения по выбору учащихся.
Хоровое пение.
Повторение песенного материала по выбору учителя.
Уметь:
Повторить и закрепить знания тем года.
Закрепить вокально - хоровые навыки.
Урок - концерт
Рассуждения о музыке
Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:
1. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»: история создания, герои, сюжет
2. Балет И.Стравинского «Весна священная»: история создания, герои, сюжет
3. Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»: история, создания, герои, сюжет
4. Как появились на Руси колокола?
5. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»: история создания, герои, сюжет
6. История создания Л.Бетховеном «Лунной» сонаты
7. История создания Л.Бетховеном «Патетической» сонаты
8. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет
9. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители
10. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители
11. Популярные песни советских лет и их авторы
12. М.Таривердиев - высокий мастер лирической музыки
13. Э.Артемьев и его смелые музыкальные эксперименты в кино
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
- самостоятельная работа,
- устный опрос,
- практическая работа,
- взаимоопрос,
- музыкальные викторины.
Учебно-методический комплект
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2005.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 8 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
4. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. - М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
-
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
-
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.
11. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
12. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
13. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
24