- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Музыкальный калейдоскоп'
Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Музыкальный калейдоскоп'
Департамент образования администрации
городского округа Самара
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №154
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №154
___________/Корнилова Н.Н./
«___» ____________2014 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Музыкальный калейдоскоп»
для учащихся 1-х классов
(общекультурное направление)
Программа дополнительного образования детей 6-7 лет
Срок реализации программы - 1 год
Составитель: преподаватель ДО
Богомолова Лариса Николаевна
Самара
2014год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 1 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010, (с.1-3,1 класс). Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направленность программы внеурочных занятий «Музыкальный калейдоскоп» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной. Способствует духовно-нравственному воспитанию, более глубокому личностному и интеллектуальному росту учащихся, развитию творческих способностей, способности к саморазвитию и самосовершенствование, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся посредством приобщения к музыкальному искусству и общению с прекрасным. Одна из самых эффективных форм музыкального развития детей - коллективное музицирование в виде ансамблевого, сольного пения, сольфеджирования, инструментальной и вокальной импровизации .
При подготовке и реализации программы использована методология Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, суть которой сводиться к следующему: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования - пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.».
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли слушателя, исполнителя, композитора;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Особое место в данной программе уделяется именно фантазированию и сочинительству , так как само по себе занятие музыкой устремлены в фантазию во всех своих элементах - звуковых, знаковых, терминологических, и в детство с его приоритетностью жить в сказке, видеть «живое» во всем. Музыкальные знаки и термины, как и звучащая музыка, способны вызывать всевозможные связи воображения с реальностью, что показывает их умение и желание сочинять, преувеличивать и преуменьшать, эмоционально и активно откликаться на предложение придумывать.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников, в частности, учащихся 1 класса, обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас и слуховой багаж, сформировать нравственно - эстетические представления, привить элементарный художественный вкус т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании внеурочных занятий «Музыкальный калейдоскоп» учитывается основная цель -- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры через развитие способностей к коллективному музицированию.
Задачи:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;
• формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;
• развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;
• укрепление и формирование детского певческого голоса.
Для эффективного решения данных задач применяются синтез методик музыкальных дисциплин - вокала, сольфеджио, исполнительского мастерства( при наличии в группе учащихся, обучающихся игре на музыкальных инструментах), актерского мастерства, музыкальной импровизации, музыкальной литературы и хорового пения, согласно чему, занятия включают в себя следующие составляющие:
-
Вокально-интонационные упражнения
-
Сольфеджирование
-
Элементарные теоретические сведения
-
Метро-ритмические упражнения с элементами театрализации
-
Развитие музыкального слуха
-
Слушание музыки в классе или посещение концертов и спектаклей культурных учреждений (филармонии, оперного театра)
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:
-
сольное и ансамблевое пение (разучивание песен),
-
пластическое интонирование(пение с образнопластическими жестами)
-
сольфеджирование (на начальном этапе - пение по графической записи)
-
добавление элементов импровизации («рисование голосом», пение по линиям)
-
движения под музыку, элементы театрализации(разучивание текстов со звучащими жестами, пение с образнопластическими текстами).
-
формирование чувства ритма (на основе чтения слов, стихов, работы с образно-дидактическими картинками),
-
ансамблевая инструментальная деятельность (работа с шумовыми инструментами)
Методы и формы.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.
Основным ресурсом является метод ассоциативно - игрового обучения, где роль в освоении учебного материала в данной программе отводится практически-творческим видам занятий (разучиванию текстов, музыкальных отрывков и небольших произведений, их исполнению, сочинению собственных небольших музыкальных песенок и пьес, импровизации),применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
На занятиях используются следующие формы обучения:
-
Слушание и анализ музыкальных произведений
-
Исполнение в ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
-
Импровизация
-
Музыкальные кроссворды
-
Викторины
-
Тесты
-
Урок-игра
-
Урок-сказка (подача теоретических сведений в игровой форме)
-
Урок-путешествие( «Музыкальные жанры народов мира»)
-
Урок-экскурсия,
-
Урок-концерт
Принципы построения программы:
• Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
• Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
• Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
• Креативность.
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Условия реализации программы:
-
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 6-7 лет.
-
Программа рассчитана на 1 год.
-
Согласно учебному плану МОУ СОШ №154 на изучение курса внеурочных занятий «Музыкальный калейдоскоп» отводится 1 час в неделю; 34 часа в год.
-
продолжительность занятия 40 минут;
-
занятия проводятся в школе, выездные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом.;
-
наличие в кабинете: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;
-
нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал.
-
свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
-
музыкально-педагогическое образование учителя.
Работа предполагается по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
• 1-й уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом;
• 2-й уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);
• 3-й уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Результаты освоения курса:
- формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре и музицированию
- умение правильно дышать и артикулировать при пении сольно и в ансамбле;
- владение элементарными знаниями по теории музыки;
-приобрести элементарные метро-ритмические навыки;
-приобрести начальные навыки чтения нот с листа, сольфеджирования;
- приобрести начальные навыки чистого интонирования;
-умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- на начальном уровне овладеть вокальной и инструментальной импровизацией, уметь сочинить мелодию, метро-ритмическую декламацию на заданные детские стихи.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:
• Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкального произведения.
Коммуникативные:
• Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
• Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;
• Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;
Познавательные:
• Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального призведения
• Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа музыкального произведения;
• Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
• Чувство гордости за свою Родину на основе изучения произведений народного творчества и классической музыки России
• Участие в музыкальной жизни класса, школы;
• Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
• Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• Развитие музыкально-эстетического чувства;
• Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Технические средства
-
Компьютер,
-
магнитофон,
-
музыкальный центр (караоке),
-
диски с записью музыкальных сказок,
-
диски с музыкой (классической и детской),
-
музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор)
-
детские шумовые инструменты.
Учебно-тематический план программы
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Вводное занятие
1
1 раздел.«Музыка вокруг нас»
1
«Мир звуков». Знакомство с миром звуков
2
2
« Путешествие в музыкальную страну «ДОМИСОЛЬКА». Нотная грамота.
5
3
«Музыкальный театр» Музыкальная выразительность метро-ритма через декламацию, движения и театрализацию.
5
4
«Музыкальная математика» Метро-ритмические задачки.
4
5
Выездные уроки :посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных спектаклей в Оперном театре.
2
2 раздел.«Музыка и ты»
6
«Играем музыку сами». Шумовой оркестр.
4
7
«Детский альбом». Слушаем и понимаем музыку.
4
8
Итоговые уроки: урок- концерт, музыкальный КВН, творческий урок импровизации, выступление перед родителями ( на выбор)
3
9
Выездные уроки :посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных спектаклей в Оперном театре.
2
Общее количество часов
34
Содержание программы
Вводное занятие. На первом вводном занятии преподаватель знакомит ребят с программой занятий, правилами поведения на занятии и вне класса. Положение корпуса на занятии при пенни, посадка за партой. В конце занятия - музыкальная игра «Угадай-ка чей это голос?» (использование записи голосов птиц и животных).
-
Раздел. «Музыка вокруг нас».
1.«Мир звуков».
Беседа-игра. Звуки природы. Шумовые и музыкальные звуки.
Регистры. Слушание и определение регистров. Человеческий голос. Воспроизведение звуков, подражание голосам животных в разных регистрах.
Пение и певческое дыхание. Правильная певческая позиция, положение корпуса при пении. Понятие сольного пения и хорового. Понятия: мелодия, поступенное движение мелодии, скачки в мелодии. Анализ направления мелодической линии. Пение с ручными знаками, по графической записи.
Разучивание 1-2 детской песни, например Г. Эрнесакс «Едет , едет паровоз»,
русская народная песня «Дудочка».
-
Урок-сказка «Путешествие в музыкальную страну ДОМИСОЛЬКА» в игровой форме.
Песню «Едет-едет паровоз» дети поют, двигаясь по кругу друг за другом. Песня исполняется несколько раз во время «путешествия» по музыкальной стране, где дети знакомятся с жителями - нотами, которые живут на 5 линейках. Ноты 1 ой октавы пишутся на доске или выкладываются карточками. Каждой ноте дается эмоциональная характеристика. Скрипичный ключ открывает дверь в город, где живут эти ноты.
Музыкальный лад. В этой стране ноты «ладят» между собой. Настроение в нотной стране - мажор (веселье,солнечно) и минор (грустно, темно).
Короткие и длинные звуки. «Взрослые» звуки ходят -четвертные длительности. «дети» бегают - восьмые. Музыкальный ритм, понятие. Прохлопывание ритмических рисунков в группе и по-одному. Игра «шагом-шагом-побежали».
Слушание музыкальных примеров в мажоре и миноре , например «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского. Разучивание детских песен, например«Песенка львенка и черепахи» Г. Гладков, «Алфавит» Р.Паулс. Выработка правильной артикуляции, певческого дыхания.
3. «Музыкальный театр»
Беседа о любимых детских игрушках. Характер движения и предполагаемый голос любимой игрушки. Изображение при помощи пластики. Пластическое интонирование. Солдатики и куклы. Какие они?
Уроки с использованием элементов ритмики и театрализации, например: движение по кругу шагом под маршевую музыку (как игрушечные солдатики), танцевальные кружащиеся движения под вальсовую музыку (куклы). Понятие слабой и сильной доли. Упражнение на осознание 2х и 3х дольного метра, сильной доли: дети хлопают в ладоши - сильная доля, по коленям -слабая доля, затем со счетом под музыку . Разучивание песни А. Филипенко «Веселый музыкант»,»Почему медведь зимой спит» Л.Книппер, «Зимняя сказка» Крылова.
Танцы «сидя» - движения под танцевальную музыку, характеристика музыкальной выразительности через танцевальные движения сидя.. М. Глинка «Полька»,Л. Моцарт «Менуэт»,М. Глинка «Краковяк», П.И. Чайковский «Мазурка», «Вальс» из «Детского альбома».
4.«Музыкальная математика»
Музыкальные длительности - целая, половинная, четверть и восьмая. Пауза. Музыкальный размер. Музыкальный такт. Количество длительностей в такте на две четверти . Игра в вымышленные колокольчики с ритмослогами «та, ти». Закрепление слухового восприятия соотношения звучания четверти и восьмых. Игра в «угадай-ку» в виде ритмического диктанта с использованием карточек. Определение марша и вальса. Тактирование на 2/4 и ¾. Музыкально-математические задачки. Разучивание чешской народной песни «Кукушечка», белорусской народной песни «Савка и Гришка».
2. Раздел. «Музыка и ты».
5.«Играем музыку сами».
Знакомство с детскими шумовыми инструментами. Традиции русских народных инструментов-ложки, трещетки, колокольчики.. Выразительные свойства каждого инструмента.
Ритмические рисунки с использованием половинных, четвертных и восьмых длительностей. Отработка в игровой форме с детскими шумовыми инструментами ( ложки, треугольник, маркасы, колокольчик, барабан) слухового восприятия музыкального метра и ритма. Музыкальные примеры на 2, 3,4 четверти из «Детского альбома» П.И.Чайковского, русских народных песен «Светит месяц», «Во поле береза стояла».
Разучивание своей партии по заданной ритмической партитуре. Исполнение детьми в оркестровом варианте под аккомпанемент ф-но.
6.«Детский альбом»
Беседа о настроении в музыки, характере музыкального языка, выраженных чувствах. Прослушивание 5-6 разнохарактерных пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Анализ на слух лада, метро-ритмических особенностей, мелодического движения на основе изученного теоретического материала. Разучивание «Пастушьей песни» из сб. Металлиди «Мы играем, сочиняем и поем». Пение простейшего канона.
Беседа об инструментах профессиональной музыки - фортепиано, скрипка, труба, флейта .Эмоциональное восприятие тембра каждого инструмента. Прослушивание детской музыки в оркестровом переложении. Подготовка к посещению симфонического утренника. Музыкальный материал: «Щелкунчик», фрагменты из балета П.И.Чайковского, «Петя и Волк», фрагменты из симфонической сказки С. Прокофьева, «Шутка» из Сюиты №2 для оркестра И.-С. Баха.
7. Итоговые уроки.
Урок-импровизация.
Пробуждение фантазии и творческих возможностей детей. Ритмические импровизации: Игра «Придумай свой ритм», «Придумай свою партию в оркестре». Запись и исполнение сочиненной партитуры для шумового оркестра .
Вокально-интонационные упражнения -Игра -
« Досочини мелодию» (на детские стихи). Сочинение мелодии (4-8 тактов) к детским стихам, исполнение. Затем лучшие импровизации и сочинения используются в качестве подготовки к классным концертам, праздничным выступлениям на праздниках , посвященных Новому году,8 марта.
«Музыкальный КВН» - форма контрольного урока по теоретическим сведениям. Группа делится на 2 команды. Выполняются задания по типу - назвать правильно ноты, выложить карточки с ритмом, прохлопать ритм, определить метр, определить лад, написать ноты на нотном стане. «Угадай-ка» ритмическая, мелодию.
Концерт для родителей - форма итогового урока в конце года по выученным произведениям - исполнение выученных песен, произведений для шумового оркестра, в том числе и с самостоятельно сочиненными партиями. Исполнение собственных сочинений на предложенные стихи вокально, декламационно (с аккомпанементом педагога) или на инструменте.
Урок-концерт - выступление перед сверстниками в концерте, посвященному какому-либо празднику ( Новому году) с исполнением разученных песен.
8. Посещение симфонических утренников по абонементу Самарской государственной филармонии соответственно возрастной тематики.
Список литературы:
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. «Аквариум» ГИППВ, 2002.- 240 с.
-
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
-
Боровик Т.А. «Звуки, ритмы и слова».-М.:1999.
-
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
-
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.- 288 с.
-
Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
-
ЕмельяновВ. «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
-
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение. 1989. - 192 с.
-
Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором: Сб. статей/ под ред. В. Соколова. - М.: Музыка, 1981
-
Затямина Т. «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
-
Зильберквит М. Рождение фортепиано. - 1984, 64 с.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
-
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками .Музыка: 1-4 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 207 с.
-
Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
-
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М. :Советский композитор, 1985.
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
-
Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. - Волгоград: учитель, 2009. - 205 с.
-
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем Уч. Пособие для ДМШ.1 класс.- С-Пб.:2000.-64с.
-
Масленникова-Золина Л. «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
-
Побережная Г.И. Музыка в детской душе. Книга для родителей. Рада, 2007.
-
Огороднов В. «Вокальное искусство». - Л, 1992.
-
Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. - 1971, 159 с.
-
Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». - М.: Прометей, 1992
-
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005.
-
Юдина Т. «Первые уроки музыки и творчества».-М.:1999.