7


  • Учителю
  • Выступление АДАПТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление АДАПТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Москаленский лицей»

Москаленского муниципального района Омской области







Этические чтения на тему

АДАПТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Баранова Татьяна Александровна,

учитель музыки МБОУ «Москаленский лицей»







Сегодня использование музыкального фольклора на уроках музыки не редкость. Пение, родное слово, игра на музыкальных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется комплексно, тем самым, обогащая кругозор детей.

Слушание народной песни - один из основных видов деятельности детей на уроках музыки. Здесь очень удачно применение шумовых ударных инструментов. Так, при слушании народных напевов учащиеся становятся активными участниками. Весь класс не просто смотрит и слушает музыку, а исполняет ритмический рисунок.

Каждая вариация в музыке требует определенных инструментов, исполнение же различного ритмического рисунка - это творческая работа учеников.
Дети на уроках музыки, участвуя в песнях, играх, танцах, обогащаясь духовно, вместе со знаниями, навыками получают главное - нравственные уроки добра и красоты.
Для обучения детей фольклору нужен такой музыкальный руководитель, который научил бы основным приемам вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих учеников по творческому пути.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят игры. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на уроке, в большинстве случаев, сопровождается песней.
Песни дети воспринимают так же легко, как и игру. Постичь, понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют то, что с движениями: хоровод, пляска, игра.

При введении детского музыкального фольклора в уроки музыки в начальной школе необходимо учесть его некоторые особенности:

- во-первых - к детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и музыкально-поэтические жанры, исполняемые взрослыми, однако, предназначенные для детского слушания. Они исполняются при укачивании в люльке младенца - колыбельные; при развлечении ребенка и игре с ним - потешки, прибаутки; занимательные, обольстительные стихи при приеме пищи;
- во-вторых, очень много заимствований из фольклора взрослых, бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический репертуар;

- в-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно потребностями педагогики. Как известно, в понятие «детский музыкальный фольклор» входят произведения, созданные взрослыми для детей: они исполняются при укачивании в люльке младенца - колыбельные, при пестовании его - пестушки, при игре с ребенком - потешки, прибаутки. Но есть еще творчество самих детей - считалки, дразнилки, заклички, приговорки и т.д. Все это составляет их музыкальный репертуар, и он исполняется, как правило, только самими детьми.
В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать ее. Песни, игровые припевы иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту, ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент. Исполняя песенный напев, следует учитывать его роль в той или иной игре: сопровождается ли он движениями, фиксируются ли ритмические акценты хлопками в ладоши, прыжками, подскоками.

Многие занятия детей являются шуточным подражанием серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственные, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
В характеристике детского фольклора я придерживаюсь взглядов В.Г.Родионова, который в своем исследовании не разделяет музыкально-поэтический фольклор от собственно поэтического.

Согласно его концепции, детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры:
- колыбельная поэзия, которая предназначена для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют тихое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность;
- календарная поэзия. Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями русского народа, так как в старину считали, что именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силу природы;

- заклички-приговорки. Это самый распространенный жанр детского фольклора. Заклички - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы: солнцу, дождю, а приговорки - к животным и растениям. Присуще закличкам прямое обращение, утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова, клича; а также образование определенной сложившейся мелодической структуры, характерной лишь для этого жанра. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность;
- повседневные стихи-песни - предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива;
- игровые. Многие игры, как было упомянуто выше, имели прямую связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни. Здесь имеет место синтез слова, движения и музыки. И они способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения;

- дразнилки, шутилки. В них дети критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных ребят:

-скороговорки. Они исполнялись при помощи трудно выговариваемых словосочетаний:
- рассказы-притчи. В произведениях этого жанра детей привлекают юмор, задор, живость, ритмический характер, так как рассказывают о нереальных событиях.
Детский фольклор интересен и доступен для представителей юного возраста. Можно отметить тесную связь детской поэзии с обрядами взрослых и молодежи, подчеркнуть, что многие тексты образцов детского песенного фольклора имеют архаичную форму стиха - речитативную. Собственно песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам "взрослого" музыкально - поэтического фольклора. Наследие, создаваемое тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя просто и ясно на уровне детской игры.
Таким образом, детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой «любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.
В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать.
Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.

Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу, прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. В устах мамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовые колыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Эти талантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы, баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами из народа.

Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом, шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что без любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего - труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. Мешать работающему - самый недостойный поступок. Так считалось в народной среде.

В потешках в занимательной форме рассказывали детям о копнах сена, козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по включению музыкального фольклора в уроки музыки в начальных и в старших классах. Мы попытались насытить уроки музыки народной музыкой, что соответствует национально-региональному компоненту в содержании учебных предметов, иными словами, мы увеличиваем культуроемкость урока музыки, вводя в них многие ценности и образцы народного искусства.

Для определения на основе собственного опыта форм и методов использования фольклора на уроках музыки мной был разработан план тематического урока «Сила народных праздников». По этому плану был проведен урок. Рассмотрим этот урок, который был проведен в 4 «Б» и в 4 «А» классах МОУ «Москаленский лицей» р.п. Москаленки.


Тема второй четверти - «О России петь - что стремиться в храм».

Цели урока:
- познакомить детей с праздником « Рождество Христово» - зимним периодом молодежных игрищ и хороводов;
- инсценировать детьми с помощью педагога сцены хоровода в движении.


Оба урока тематически одинаковы, однако для педагогического эксперимента мне было необходимо сравнить результаты. Экспериментальная группа - ученики 4 «Б» МОУ «Москаленский лицей»; контрольная группа - ученики 4 «А» класса МОУ «Москаленский лицей». Я выявила, что дети знакомые с фольклором в системе (уроки музыки, труда, физкультуры; внеклассные мероприятия, посещение фольклорных кружков) гораздо активнее в его исполнении. Для них фольклор - естественная форма бытования музыки и слова, движения и народного костюма. Для детей контрольной группы (4 «А» класс) фольклор - необычное явление, с которым они знакомились, может быть, впервые.

Поэтому делаю вывод о том, что фольклор необходимо не только изучать, а осваивать в собственной деятельности и это самый продуктивный путь к формированию интереса к культуре родного края.
Таким образом, на примерах нескольких уроков с включением в них музыкального фольклора уже видно такое воспитательное воздействие музыки, как способность вовлечь всех детей (даже не имеющих яркие музыкальные и сценические данные) в активную творческую деятельность: пение, игра на инструментах, собственно игра, театрализация, движение, в том числе с элементами народных плясок и так далее. Вместе с тем, наблюдается развитие в детях таких качеств, как желание приободрить друг друга, помочь в исполнении, а это уже личностные приобретения. Воспитательный эффект всего музыкального фольклора проявляется как на самом занятии, так и после него - в следующих встречах с фольклором (без учителя) дети уже проявляют себя усвоившими и освоившими народные фольклорные традиции, их содержательную сторону.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал