- Учителю
- Разработка Образы камерной музыки
Разработка Образы камерной музыки
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Образы камерной музыки«Вот четыре музыканта
замечательно играют.
Этот маленький оркестрик
все квартетом называют».
Дуэты, трио, квартеты, инструментальные пьесы, песни без слов, относятся к жанрам камерной музыки.
Струнный квартет
На рубеже 16 - 17 века у европейцев появилось увлечение домашними концертами. Они проходили и в королевских дворцах, и в замках вельмож , и в скромных жилищах . Такую музыку в отличии от церковной стали называть «камерной», то есть комнатной. В 19 веке начали устраивать и публичные камерные концерты. К середине столетия они стали неотъемлемой составной частью европейской музыкальной жизни. Из всех видов ансамблей наиболее популярным стал смычковый квартет.
yandex.ru/images/search?text=музыкальный%20салон%2019%20века%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Fa%2Faa%2FGr%25C3%25BCn_-_Chamber_Music_Concert.jpg%2F120px-Gr%25C3%25BCn_-_Chamber_Music_Concert.jpg&pos=0&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404731998614&pin=1
музыкальный салон 19 века картинки
Иозефа Гайдна, австрийского композитора 18 века, считают «отцом» квартетов и симфоний. «Русский» квартет Гайдна связан с Россией, но ничего русского, кроме посвящения будущему императору Павлу этот квартет не содержал. У Гайдна квартет называется «русским», потому что он были написан на заказ по поводу прибытия в Вену великого князя Павла Петровича. Моцарт был вдохновлен именно этим, русским, циклом Гайдна. Подлинные русские темы звучат в русских квартетах Бетховена. А 6-й квартет Шостаковича в большей степени, чем остальные его произведения в этом жанре, приближен к форме квартета венских классиков. Шостакович цитировал Бетховена во многих своих произведениях. Кроме того, сам Шостакович считал, что лучшая музыка, когда-либо написанная человеком, - это 15-й квартет Бетховена.
Иозеф Гайдн - портрет
В России распространение камерного ансамбля началось в конце XVIII века. Басня И. А. Крылова
«Квартет» стала откликом на модное среди аристократов - самоучек исполнение такой музыки в столичных салонах и помещичьих усадьбах. Первые российские ансамбли написал Д. Бортнянский. Дальнейшее развитие камерная музыка получила у М. И. Глинки и достигла высочайшего художественного уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина.
Басня И. А. Крылова
«Квартет»
В то время камерные произведения регулярно звучали в Петербурге. «Беляевские пятницы»- особо интересное явление музыкальной жизни северной столицы. Вечера у мецената Беляева были довольно многолюдны, собиралось до 70 человек. К восьми часам вечера приходили участники домашнего квартета, сам Беляев играл на альте. Частыми и желанными гостями были музыкальный критик Стасов, художник Репин, композиторы Бородин, Римский-Корсаков. Радушно принимались московские гости: Чайковский и Скрябин. Музицировали до 12 часов ночи. Обычно в каждом концерте исполнялось несколько квартетов, несколько камерно-инструментальных пьес, звучала и фортепианная музыка. Сочинения, приуроченные к праздничным датам, творческие экспромты, музыкальные подарки часто являлись результатом совместного творчества композиторов Беляевского кружка. К именинам Беляева приурочен Квартет на тему «B - La - F» (Беляев). Квартетные пьесы, изданные под названием «Пятницы» - это собрание музыкальных сюрпризов, подарков к очередному вечеру. Подобные пьесы расписывались по партиям в кабинете Беляева и проигрывались по рукописям с листа.
И. Репин « Славянские композиторы»
Квартеты Александра Порфирьевича Бородина выделяются не только своей удивительной красотой, но и тем, что его сочинил профессиональный ученый.
yandex.ru/images/search?text=бородин%20александр%20порфирьевич%20биография&img_url=http%3A%2F%2Fstat21.privet.ru%2Flr%2F0c17d1a37d392489ed372cd10d7e8d19&pos=4&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404731686473
Портрет Бородина с нотами
Вопрос:
Какой наукой занимался Бородин?
ПАУЗА
Ответ:
Бородин был ученым - химиком, занимался созданием полимерных материалов.
russiahistory.ru/aleksandrovskoe-real-noe-uchilishhe-tyumen/
Химическая лаборатория 19 века
Бородин со свойственной ему энергией он мог в один день - с утра писать музыку, а к вечеру составлять цепочку каких-нибудь сложных химических формул. Он был творцом в химии и в музыке. То и другое было его стихией, они сливались в его душе, где происходила бурная реакция, выделявшая огромное количество энергии, остановить которую уже никто не мог. Он мало писал текста, почти не рисовал. Все, что он вычерчивал на бумаге, было оформлено в виде замысловатых знаков, таинственных для всех непосвященных
rudocs.exdat.com/docs/index-377558.html
Русское химическое общество
В своей музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
Портрет Бородина
Многочисленны и разнообразны камерные инструментальные миниатюры писали композиторы XIX и XXвека . В их числе «Песни без слов» Мендельсона, пьесы Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, камерные сочинения Чайковского, Скрябина Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича
Будущий композитор получил прекрасное домашнее образование, в частности - много занимался музыкой. Под руководством учителей он научился играть на фортепиано и флейте, а самоучкой - на виолончели. Рано проявился у Бородина и композиторский дар. В детстве он сочинил польку для фортепиано, концерт для флейты и трио для двух скрипок и виолончели, причем написал трио без партитуры, прямо на голоса. Отдаваясь научным занятиям в лабораториях, он не оставлял и музыки: посещал симфонические концерты и оперные спектакли, играл на виолончели и фортепиано, сочинил ряд камерно-инструментальных ансамблей. В лучшем из этих ансамблей- фортепианном квинтете - уже начинают местами ощущаться яркий национальный колорит и эпическая сила.
Бородин брал уроки игры на виолончели, с увлечением играл в любительских квартетах. В годы учения в академии Бородин не прекращал композиторской работы. Молодой музыкант-любитель интересовался русским народным творчеством, главным образом - городской песней. Свидетельствами этого явились сочинение собственных песен в народном духе и создание трио для двух скрипок и виолончели на тему русской песни «Чем тебя я огорчила».
Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье». Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре прозвучал в Москве. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром.
yandex.ru/images/search?p=1&text=бородин%20александр%20порфирьевич%20биография&img_url=http%3A%2F%2Ffenixclub.com%2Fuploads%2F43482%2Fimg-206658-9af952d216.jpg&pos=37&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404731687633&pin=1
Бородин биография
Немного найдется в истории музыки сочинений, с такой силой, как Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный «на одном дыхании» квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви. В основной мелодии этого ноктюрна используется очень талантливое сочленение темы русского романса и интонаций русского Востока. Двойственность в мелодии подчеркивается инструментально (тема исполняется то скрипкой, то виолончелью ).
Квартет им. Бородина
Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством .
В музыке этой части все лишнее исчезает, растворяется, и остается только тонкая паутинка мелодии, которую скрипки играют на флажолетах.
Так скрипки пели про любовь. .
в мелодиях чистых и прекрасных . .
их звуки трепетно угасли ,
но звуки те родятся вновь,
придут к вам новую любовью .
Так в жизни в этой повелось.
ведь мир наполнен сам любовью.
Та музыка родится вновь .
те звуки вечны и бессмертны ,
они разбудят вашу кровь ,
лишь ту любовь.,
что так бессмертна,
и чувства запылают вновь.
А. Кунджи «Лунная ночь над Днепром»
Вопрос:
Какой может получиться синквейн о музыке квартета Бородина?
(1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженно в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное).
ПАУЗА
Ответ:
Квартет № 2
Светлая, нежная
Звучит у струнных, поет, летит к небесам
Счастье жизни в гармонии
Любовь
yandex.ru/images/search?p=1&text=счастье&img_url=http%3A%2F%2Fnaturalworld.ru%2Fimg%2Fimgpg%2F723%2Fbojestvennie-zapovedi-schastya01.jpg&pos=37&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404731189726&pin=1</</p>
Счастье, небо