7


  • Учителю
  • Формирование творческих компетенций на уроках музыки

Формирование творческих компетенций на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Доклад

Учитель музыки: Куприенко И.Е.

Формирование творческих компетенций на уроках музыки

Урок музыки, как урок искусства, способствует развитию творческих компетенций у детей. На уроках музыки формируются различные компетенции, как предметные, так и межпредметные. Но, особым образом выделяются творческие, потому что ученики имеют возможность создать собственный художественный образ, пусть несложный, в различных видах деятельности.

Понятие «компетенция» достаточно сложное. Говоря более простым языком, под компетенцией я понимаю способность учащегося успешно действовать в какой-либо области, то есть применять свои знания, умения, способности. Творческие компетенции связаны с творческой деятельностью.

Творчество - это процесс создания нового, значимого для самой личности. В этом плане каждый человек творец, если он находит решение в любой области своей работы.

Задача учителя - создавать условия для такой деятельности. И если результат будет общественно значим на каком-то уровне, то цель достигнута.

Какие виды творческой деятельности имеют место на моих уроках? Конечно, разные. Прежде всего, это творчество, связанное с музыкально-исполнительской деятельностью. Это исполнение песен, их фрагментов, это мысли, высказывания о музыке, прослушанной и проанализированной в классе. Но существует проблема фиксации данной деятельности. В условиях работы в общеобразовательной школе, где не изучаются ноты, где находятся в 25-30 человек на уроке, невозможно записать и проанализировать исполнение каждого ученика. Даже если ученик сочинит мелодию, то записать её сможет только учащийся музыкальной школы, да и то не каждый. Поэтому я буду рассматривать те виды творческой деятельности, которыми владеют учащиеся, которые они могут зафиксировать, которую может проанализировать и учитель, и ученик. Это творчество, связанное со словесным сочинением, с поиском информации на заданную тему. Также я расскажу об уроках, как виде совместного творчества учителя и ученика.

Самый распространённый вид творчества связан со словом, потому что в школе изучают буквы, учат писать, читать. Ребенку легче сочинять словом, а не нотами, которых он не изучает. Я использую различные виды творческих заданий: это устное высказывание, сочинение-миниатюра, сочинение новых слов к песне, сочинение слов к мелодии.

Устное высказывание представляет собой слово о музыке. Воспитывая слушателя, мы учим, прежде всего, говорить о музыке. Для этого я печатаю таблицы, которые вкладываю в папки для файлов, существующие в каждом классе, у каждого ученика. В таблицах есть слова и выражения для характеристики музыки. Они присутствуют на каждом уроке, и, говоря о музыке, ученики пользуются ими. На каком-то этапе я прошу их придумать собственные слова и записать их. Это важно, потому что выслушать, желательно всех, времени нет и надо поставить всем оценки, а это возможно лишь в письменной форме. Есть учащиеся, которые напишут, но не скажут.

В этом помогает сочинение-миниатюра, которое пишут все учащиеся. Я люблю этот вид работы. Ученики выполняют эту работу в тетради для творческих работ, которые есть у каждого учащегося, и они хранятся у меня в кабинете. Темы сочинений различные, но все они сводятся к анализу музыкального образа, созданного композитором. Само написание сочинения не занимает много времени (3-10 минут) и полезно тем, что позволяет объективно оценить работу ученика и проанализировать её. Такой вид работы я начинаю в 3 классе, а к 7 классу учащиеся пишут красивые, мудрые работы, которые могут расцениваться как создание собственного художественного образа.

Сделать более эффективной такую работу позволяет метод сопоставления литературных и музыкальных произведений. Вся суть его заключается в подборе литературного текста, который созвучен музыке и прочтению его перед слушанием музыки. Создается определенный настрой на восприятие музыки, а также даётся определенный словарный запас ученику, которым он может пользоваться во время написания сочинения. Если есть возможность, то можно напечатать этот текст или дать его прослушать в исполнении артистов, мастеров художественного слова.

Текст может быть фрагментом прозаического произведения, стихотворением, который подбирается по определенным принципам. Историко-хронологический принцип позволяет подобрать литературное произведения автора, жившего с композитором в одну эпоху (Глинка и Пушкин, Рахманинов и Блок). По проблемно-тематическому принципу можно привлечь на урок произведения авторов, излагающих в них похожие идее и темы, но жившие в разное время (Шопен и Чехов, Бах и Достоевский). Сюжетно-смысловой объединит произведения, написанные на один сюжет (Римский-Корсаков и Пушкин «Сказка о царе Салтане»). Слово, сочиненное гением, позволит дать необходимый словесный запас для детского сочинения, позволит сделать его более качественным.

В качестве сочинения можно использовать популярный ныне синквейн, это активизирует внимание детей. Его любят писать ученики средних классов.

Сочинение слов к мелодии позволяет разнообразить урок, усилить восприятие инструментальной музыки. Сочинение фразы к главной мелодии «Утра» Э.Грига звучит так: «Солнышко всходит и утро приходит, природа проснулась и стало тепло». Можно сыграть эту мелодию в миноре и спеть так: «Солнце заходит и утро уходит, природа уснула и стало темно». Под главную тему рондо из «Маленькой ночной серенады» можно пропеть: «Как хорошо сегодня весело и дружно танцевать, как хорошо с друзьями песни петь и вместе отдыхать». Можно быть уверенным, что данные произведения дети запомнят надолго.

В настоящее время, благодаря сети Интернет, возможно найти любую информацию, связанную с жизнью и творчеством композитора, созданием музыкального произведения. Поэтому я большое значение придаю заданиям, направленные на поиск информации по заданной теме. Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые. Результат поисков записывается в тетради. При опросе на уроке ученики, например, рассказывают биографию композитора, составленную из различных кратких фактов его жизни, учитель попутно их кратко комментирует. Создается иллюзия самостоятельного ученического рассказа, более интересного (потому что собственный ), чем повседневное слово учителя. При этом активны большинство учеников класса.

В методической копилке каждого учителя есть нестандартные уроки, которые разнообразят процесс обучения. Это и уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-путешествия. В течение многих лет я провожу урок-проект «Творческая мастерская», который позволяет выявить разнообразные способности детей. Суть его состоит в том, что я прошу сочинить слова, нарисовать рисунок, сочинить воображаемое музыкальное произведение, придумать сочинение к знакомой песне по определенной схеме. Ученики временно становятся поэтами, писателями, композиторами, художниками, выбирая роль по своему по вкусу. В результате мы получаем ряд творческих работ, которые рассмотрит весь класс на выставке достижений. Поэтому можно такой урок считать совместным творчеством и учителя, и учеников.

В своем выступлении я рассказала о некоторых видах творческой деятельности, которые, я надеюсь, помогут учителям музыки разнообразить свои уроки, активизировать внимание учеников и сделать свою работу интересной и увлекательной. Всем творчества!




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал