- Учителю
- Рабочая программа 8 класс
Рабочая программа 8 класс
Согласовано Утверждаю
Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Директор МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Энгельсского муниципального района
Саратовской области Саратовской области
__________/_______________/ __________/С.А.Рогачева/
Приказ № ____ от ___________г.
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Минаева Анастасия Николаевна
учитель музыки
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка. 7 класс».
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.
ЦЕЛЬ: формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.
Основные задачи музыкального воспитания:
-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
-приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-освоение знаний о музыке, её интонационно - образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, особенностях музыкального языка; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, ритмические движения, драматизацией исполняемых произведений;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке своего народа и других народов мира, слушательской, исполнительской культуры.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
На уроках музыкального воспитания в 8 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить учащихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.
Прослушивание музыки на уроках в 8 классе - это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.
Основное содержание: «Современная музыка» -смысл этого словосочетания должен стать понятен учащимся. Выражение «современная музыка» употребляется в двух значениях: в более узком и поверхностном- как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком - как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Эта музыка входит в единую сокровищницу мирового искусства.
Таким образом, Содержание первой четверти «Чо значит современность в музыке?»- даёт широкие возможности для сопоставления контрастных произведений: Токкаты и фуги ре минор Баха и песни «Всё преодолеем » Сигера, шуточной польки- пиццикато Штрауса и песни «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы, Лунная соната Бетховена. 2 четверть: «Музыка серьёзная, музыка лёгкая» -соотношения и различия между двумя значениями на примерах: Рахманинова «Полька», «Вальс - фантазия» Глинки. Песня- подвижный жанр: песни Э Пиаф, Мирей Матье, песни БИТЛЗ, «Машины времени», «Аквариум», «Браво», «Арии», «Песняров». Песни Никитина, Визбора, Розенбаума, Высоцкого, блюз Амстронга, Джаз Цфасмана. Фрагменты из фильмов: «Цирк», «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Ирония судьбы или С лёгким паром», «Москва слезам не верит», «Мы из джаза». Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
В соответствии с базисным учебным планом курс Искусство «Музыка» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов в полугодие.
Программа по музыке с первого урока в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.
Актуальность программы заключается в том, что в ней применяютсяширокое творческое использование разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него - на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики). Исполнение и слушание музыки воспитывают современную личность нового времени.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- музыкальная викторина;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Учебно-тематический планКол-
во
часов
Дата проведения
Корре-
тиров-ка
I четверть
Что значит современность в музыке?
9
1
Музыка «старая» и «новая»
1
2
Настоящая музыка не бывает «старой».
1
3
Живая сила традиции.
1
4
Искусство начинается с мифа.
1
5
Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
1
6
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
1
7
Поэма радости и света:
К. Дебюсси
1
8
«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого)
1
9
Викторина. Обобщение тем четверти.
1
II четверть
Музыка серьёзная и музыка лёгкая.
8
10
«Мелодией одной звучат печаль и радость...»
1
11
«Слезы людские, о слезы людские...» Эмоциональные оттенки в музыке.
1
12
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
1
13
Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»
1
14
«В крови горит огонь желанья...». Романсы.
1
15
Трагедия любви в музыке.
1
16
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Контрольная работа (тест)
1
17
Викторина. Обобщение тем четверти. Подведение итогов.
1
Содержание тем учебного курсаКол-во
часов
Содержание
Материалы к уроку
I четверть
9
Музыка «старая» и «новая»
Познакомить с ролью музыки в жизни человека, научить разграничивать понятия «мода» и «современность».
«Неоконченная симфония» Ф. Шуберт (фрагмент);
Музыка М. Светлова
Слова М. Львовского
«Я не знаю, где встретиться
нам придется с тобой…»
Настоящая музыка не бывает «старой».
Изучить, что является источниками вдохновения композиторов
Моцарт. Симфония № 40 соль минор (фрагмент);
Музыка М. Светлова
Слова М. Львовского
«Я не знаю, где встретиться
нам придется с тобой…»
Живая сила традиции.
Знать о роли музыки в искусстве, повторить виды искусств. Уметь объяснить понятие «музыкальные традиции».
С. Рахманинова - «Весенние воды»;
Музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной
«Замыкая круг»
Искусство начинается с мифа.
Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в мифологии, музыке, литературе, изобразительном искусстве
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагмент);
Музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной
«Замыкая круг»
Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
Знать о взаимосвязи музыки и мифологии. Импровизировать по заданным параметрам. Уметь анализировать музыкальные фрагменты
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагмент);
«Песня о друге» Высоцкий
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
Познакомить с различными направлениями в музыке.
«Весне священной» И. Стравинского (фрагмент);
«Песня о друге» Высоцкий
Поэма радости и света:
К. Дебюсси
Знать характерные черты творчества К.Дебюсси.
К. Дебюсси Сюита «Весна», фп-е произ. «Остров радости»;
Слова: Михаил Пляцковский
Музыка: Серафим Туликов
«Не повторяется такое никогда»
«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого)
Знать характеристику и виды песен, их отличия от других музыкальных направлений.
П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...»;
Слова: Михаил Пляцковский
Музыка: Серафим Туликов
«Не повторяется такое никогда».
Викторина. Обобщение тем четверти.
Обобщение тем четверти.
Викторины, презентации, игры, исполнение песен.
II четверть
8
«Мелодией одной звучат печаль и радость...»
Знать основные признаки песни, виды песен, уметь приводить примеры
«Серенада» Ф. Шуберта, «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта;
Автор текста (слов):
Величанский А.
Композитор (музыка):
Берковский В.
«Под музыку Вивальди»
«Слезы людские, о слезы людские...» Эмоциональные оттенки в музыке.
Знать характеристику и отличия народных песен мира.
Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день»), Па-де-де из балета «Щелкунчик», «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» (фрагменты);
Автор текста (слов):
Величанский А.
Композитор (музыка):
Берковский В.
«Под музыку Вивальди»
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Знать содержание музыкальной формы «соната».
Л.В. Бетховен «Лунная соната»;
Слова: Г. Полонский,
Музыка: К. Молчанов
«Журавлиная песня»
Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»
Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы
П. И. Чайковский. «Евгений Онегин» (фрагмент);
Слова: Г. Полонский,
Музыка: К. Молчанов
«Журавлиная песня»
«В крови горит огонь желанья...». Романсы.
Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.
«Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина, «Ночь печальна» С. Рахманинова - на стихи И. Бунина;
Слова: Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»
Трагедия любви в музыке.
Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.
П. И. Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;
Слова: Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Знать значение ритма для создания военного музыкального образа в произведениях и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагмент);
Слова: Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»
Викторина. Обобщение тем четверти. Подведение итогов.
Обобщить материал, пройденный за полугодие
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
- знать главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- знать характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- знать развитие музыкального образа;
- знать музыкальные формы;
- уметьопределять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- уметьнаходить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- уметьнаходить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- уметьразличать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- уметьпроявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Учебно- методический комплект
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 5-8кл.,: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Музыка. 7 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.
7. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
Список литературы:
- Горюнова Л. Музыка - дети- учитель // Музыка в школе. - 1987. - № 2.
- Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
- Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. - 2002. - № 6.
- Гульянц, Е.И. Детям о музыке / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Электронные образовательные ресурсы:
www.uroki.net
allbest.ru/langv-e.htm
www.muz-urok.ru/arfa.htm
www.kindergorod.ru/muzyika_detyam.htm
muzicforchildren.blogspot.com/
letidor.livejournal.com/57238.html
www.akademkniga.ru
forum.numi.ru/index.php?showtopic=3506
school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
www.music-dic.ru
academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
intoclassics.net/news/1-0-1
music.edu.ru/
fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html</</p>