7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке для 4 класса с КТП и УУД

Рабочая программа по музыке для 4 класса с КТП и УУД

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Приложение к основной образовательной программе

начального образования




Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»







Согласовано

на заседании методического совета школы

председатель В.М. Прохоревич______________

протокол №1 от 24.08.2015г.

Утверждаю:

директор школы ________________А.Д. Грибецкая

Приказ от 24.08.2015г. № 381



Рассмотрено на заседании

МО учителей творчества

Руководитель МО Н.С. Попова _________

Протокол №1 от 24.08.2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для IV класса

Поповой Натальи Станиславовны,

учителя музыки







2015/2016 учебный год



/ Пояснительная записка


1.Рабочая учебная программа по музыке для IV класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.:Просвещение, 2011).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в III классе в объеме не менее 34 часов.


2.Общая характеристика учебного предмета. Общие цели образовательной области.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.


3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы

Курс музыка в начальной школе рассчитан на 135 часов. В I-IV классе на изучение курса отводится 1час в неделю, (33- в I классе и 34 -во II-IV классах) учебных недель.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Курс музыкального образования в начальной школе нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижении произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыки в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоении знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям и героическому прошлому.


5.Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.

  2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов национальных стилей.

  3. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.

  4. Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  5. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

  6. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.



Выпускник получит возможность научиться: адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:


  1. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования в разных формах и видах музыкальной деятельности.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

  4. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

  6. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания в устной и письменной форме.

  7. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мульти медийные презентации и т.д.)


Выпускники получат возможность научиться:

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Предметные результаты :


  1. Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

  2. Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

  3. Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.

  4. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.

  5. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

  6. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

  7. Умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыку религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

  8. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композициях.


Выпускники получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;


6.Содержание тем учебного курса:


В программе IV класса семь разделов:

1. «Россия - Родина моя» (4 часа)

2. «День, полный событий» (5 часов)

3. «О России петь - что стремиться в храм» (4 часа)

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

5. «В музыкальном театре» (7 часов)

6. «В концертном зале» (6 часов)

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)


7.Календарно-тематическое планирование:



4 класс

Раздел программы




Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности (планируемые результаты)

Дата по плану

Дата по факту

Предметные

Метапредметные

Личностные



1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов

  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня

  • «Песня о России» В.Локтев

  • «Вокализ» С.Рахманинов.

Знать название изученного произведения и авто-ра, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса

демонстрировать лично-стноокрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки,

- эмоционально откликаться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении.

Регулятивные:

Целеполагание в постановке учебных задач.

Познавательные:

Владение навыками речевого высказывания.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.


2

Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».

  • «Ты, река ль, моя - реченька»

Знать жанры народных песен.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.

Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.

К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.


3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?


Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры.

  • «Ты, река ль, моя - реченька»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки»

  • «Милый мой хоровод»

  • «А мы просо сеяли»

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Становление эстетических идеалов.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.


4

На великий праздник собралася Русь!»


Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты

  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.

Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.


Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;

  • «Пастораль» Г.Свиридов;

  • «Осень» Г.Свиридов.


Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

Наличие эмоционального отношения к искусству.


6

Зимнее утро, зимний вечер.

.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.




Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.


7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.


Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков


Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

Р: Обобщенность действий, критичность.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.


8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.


Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

  • «Девицы, красавицы».

  • «Уж как по мосту, мосточку»,

  • «Детский альбом» П.Чайковского.

  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

  • Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский

  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.


Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


9

«Приют, сияньем муз одетый…».

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.

  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,

  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.


10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция

  • танцы из 2 действия

  • хор из 3 действия

Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Узнавать и называть танцевальные жанры.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ценностное отношение к музыкальной культуре.


11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

  • сцена из 4 действия

Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Использовать общие приемы решения задач.

К: Умение вести диалог.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.


Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня - ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа


13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.


Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  • «Танец с саблями».

  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.


Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.


Готовность выражать свое отношение к искусству.


14

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.


Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

  • Аисты, узбекская народная песня.

  • Колыбельная, английская народная песня.

  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.

  • Санта Лючия, итальянская народная песня.

  • Вишня, японская народная песня, и др.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

(на выбор учителя)

Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П:Узнавать русские музыкальные инструменты

К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Выражать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности


15

Оркестр русских народных инструментов.


Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.

  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.


Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).

Р: Ставить новые учебные задачи.

П:Узнавать русские музыкальные инструменты

К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.



16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.


Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.




Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.


Выражать уважительное отношение к культуре других народов:


17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.

К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Мотивация учебной деятельности.

Я - слушатель.

Реализация творческого потенциала.


18

Старый замок.


Различные виды музыки: инструментальная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.

П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.

К: Музицирование по группам.

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.


19

Счастье в сирени живет…

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.


20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»


Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.


21

Патетическая соната. Годы странствий.


Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Арагонская хота. М. Глинка.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .

П: Умение проводить сравнения муз. произведений.

К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.

Уважительное отношение к культуре польского народа.


22

Царит гармония оркестра.


Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.




Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.


23

Театр музыкальной комедии.

.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Выбор способов решения учебных задач.

К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.


24

Балет «Петрушка»


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.

К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.


25

Святые земли Русской. Илья Муромец

.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.

  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

  • Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

  • Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.

К: Формулировать свои затруднения.


Гордится и уважать русские традиции.

26

Кирилл и Мефодий.


Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

  • Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев

  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Воспитание патриотических чувств.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Уважать память о русских святых


27

Праздников праздник, торжество из торжеств.


Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)

  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.

К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре.

Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .


28

Родной обычай старины. Светлый праздник.


Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.

  • Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;




Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.



Уважать русские народные традиции.


29

Народные праздники. Троица.


Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Троицкие песни.

Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.

  • Ф.Шопен.

  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

  • Пастушка, французская народная песня

  • Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.


Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Определение способов взаимодействия .


Уважительное отношение к истории и культуре польского народа.


31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).


Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор - исполнитель - слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.

  • Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.

  • Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий - музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Развитие эмоциональной отзывчивости.


32

В каждой интонации спрятан человек.


«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

  • Песня Сольвейг;

  • Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

Гордится и уважать русские традиции.



33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

  • Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.


34

Рассвет на Москва-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Знать названия изученных произведений и их авторов.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

П: Контролировать и оценивать результат деятельности.

К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.




8.Планируемые результаты в конце изучения предмета музыка в 4 классе


Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно обеспечить обучающимся возможность:


- понимать взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

- знать музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- знать тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.

- уметь высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями)

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трёх)

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;

9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

9.1 Учебно-методическое обеспечение



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011

В программе определены цели и задачи курса, основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники

«Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения музыки представлена система творческих заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Хрестоматии с нотным материалом

Для каждого года обучения.

Сборники песен и хоров

Для хорового пения в классе.

Методические пособия


В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению уроков.

Методические журналы по искусству.

Федерального значения

Демонстрационные материалы

Портреты композиторов

Портреты исполнителей

Изображение музыкальных инструментов

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.



9.2 Материально-техническое обеспечение




Технические средства обучения

Электропианино

Синтезатор

Компьютер

Медиапроектор

Музыкальный центр

Интернет



Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

Экранно-звуковые пособия

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Фонохрестоматия


Оборудование класса

Настенные доски для иллюстративного материала.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал