7


  • Учителю
  • Конспект открытого урока по теме «Развитие навыка двухголосного пения через системно -деятельностный подход в обучении детей народному пению», в рамках межрегионального семинара «Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей

Конспект открытого урока по теме «Развитие навыка двухголосного пения через системно -деятельностный подход в обучении детей народному пению», в рамках межрегионального семинара «Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пояснительная записка Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в студии народного пения по предмету хор. Разработка содержит: 1)теоретический и практический материал по теме урока; 2)методические рекомендации по развитию и закреплению н
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №13 г. ТОМСКА





Конспект открытого урока по теме

«Развитие навыка двухголосного пения через системно -деятельностный

подход в обучении детей народному пению»,


в рамках межрегионального семинара

«Системно - деятельностный подход как средство реализации современных

целей образования».






Автор:

Гоголева Анна Ивановна,

преподаватель народного пения

высшей квалификационной категории













Томск, 2012

Содержание.


1.Пояснительная записка

2.План урока

3.Список источников


Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в студии народного пения по предмету хор. Разработка содержит:

1)теоретический и практический материал по теме урока;

2)методические рекомендации по развитию и закреплению навыка двухголосного пения на изучаемом материале;

3)нотные примеры распевок и песенного материала;

4)список литературы.

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-8 лет по программам изучения русского фольклора в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях.

Цель урока: развитие и закрепление навыка двухголосного пения на

изучаемом песенном материале.

Задачи урока:

1)обучающая - изучить с детьми новый теоретический материал: двухголосие, его виды; сибирское двухголосие(ознакомление);

2)развивающая - продолжить развитие изученных вокально-хоровых навыков: певческого дыхания, дикции, звукообразования, звуковедения, чувства ритма, «чистого» интонирования мелодии, а также навыка двухголосного пения;

3)воспитательная - воспитывать интерес и любовь к народной песне, творчеству, а именно к многоголосному исполнительству, влияющих на становление музыкального вкуса, эмоциональной сферы ребёнка и формирование эстетических качеств личности.

В данной разработке урока применяется системно-деятельностный подход,

содержащий в себе следующие методы работы:

1) словесный (рассказ, беседа, объяснение), помогающий раскрыть детям содержание урока;

2)наглядно-образный: художественный показ голосом, прослушивание образцов пения двухголосия различных видов, помогающий настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру и образу произведения;

3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном выполнении учащимися творческого задания по данному педагогом алгоритму;

4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы, выполнить творческое задание (так при изучении двухголосия детям предлагается сравнить и проанализировать два варианта мелодии, определить их сходства и отличия).

В ходе урока преподаватель раскрывает системно -деятельностный подход в обучении через применение следующих приёмов:

1) эмоциональное воздействие - педагог при помощи эмоционально красочных интригующих интонаций передает устный, песенный материал, вызывая интерес к его усвоению;

2) удивление - педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;

3) соревновательность - педагог поддерживает активность учащихся на уроке, посредством моделирования ситуации соревнования;

4) создания ситуации успешности ребёнка на уроке - педагог даёт индивидуальные задания учащимся, соответствующие их уровню развития.

Отличительная особенность урока - это применение в обучении детей народному пению системно -деятельностного подхода, который базируется на следующих принципах:

1.Систематичности и последовательности(предусматривает формирование знаний, умений, навыков в хронологически-логическом порядке, что обеспечивает максимальные результаты по их усвоению;

2.Доступности(предусматривает подачу материала «от простого к сложному», что обеспечивает органичное развитие способностей обучаемых и постепенное наполнение содержания знаний и практических умений);

3.«Забегания вперёд и возвращение назад» (предусматривает закономерность подачи материала - от общего к частному и наоборот );

4.Синкретизма(предусматривает использование различных форм деятельности на уроке: пения, танца, музицирования, театрализации, что обеспечивает гармоничное развитие обучающихся);

5.Импровизационности и вариативности(предусматривает свободу восприятия и самовыражения, что обеспечивает более полное раскрытие фантазии, воображения, творческого мышления обучающихся.

6.«Не навреди»(предусматривает учёт психофизиологических особенностей обучающихся разного возраста, что обеспечивает комфорт в работе группы и охрану здоровья.

Следует особо обратить внимание на то, что основным условием для получения положительного результата по развитию и закреплению навыка двухголосного пения через системно - деятельностный подход будет является организация учебного процесса на игровой основе. Игровую основу на данном занятии составляют распевный материал, музыкально-дидактические игры, правильно подобранный репертуар.

В представленном уроке преподавателем применяется комплекс распевок, игр с мелодическим припевом, а также песенный репертуар, которые по своей сути являются многофункциональными и дидактическими (обучающими), с их помощью вводятся новые понятия о двухголосии иего видах.

Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы, так и на развитие, закрепление навыка двухголосия, полученного на предыдущих занятиях.

Оборудование урока: для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян (фортепиано), часы, 2 стула; для учащихся: стулья, ложки, трещотки, колокольчики, лента атласная, платок.


Ход урока

I этап. Подготовительный

1. Организационный момент.

Концертмейстер играет мелодию на 4/4, дети выстраиваются в полукруг. Педагог, здороваясь, выполняет головной поклон. Дети, здороваясь, отвечают головным поклоном.

2. Распевание.

Для распевания педагог использует и подбирает упражнения на повторение и закрепление вокально-хоровых навыков, изученных ранее: певческое дыхание, звукообразование, дикция, чувство ритма, «чистое» интонирование мелодии. Педагог использует при этом приём прохлопывания ритмо-слоговых структур, прием ручной сольминации, прием соревновательности на основе упражнений:

Упражнение на дыхание.

Руки согнуть в локтях и поставить на ширине плеч, по руке педагога дышим:

- выдох (на три счета выдыхаем через рот, помогая руками - прижимаем их к корпусу на каждый счет), после трёх резких выдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку),

- вдох (на три счета делаем три вдоха, руки поднимаем вверх на каждый счет, приводя их в исходное положение, после трех резких вдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку). Повторить 4 раза. При выполнении упражнения дети учатся «опорному» дыханию, а значит и петь на «опоре».

Преподаватель приступает к отработке навыка звукообразования, тесно связанного с правильной, «близкой» артикуляцией. Качество звукообразования гласного зависит от правильного резонирования: в грудь или в голову. Чтобы дети почувствовали резонирование в грудь предлагается упражнение:

Упражнение: «Образование согласных»

С закрытым ртом на ноте «ре» по руке педагога поём согласный «м», после ее образования убираем язык от зубов ближе к горлу, чувствуя сомкнутыми губами вибрацию (резонирование) в груди. Повторить 4 раза.

Чтобы дети почувствовали резонирование в голову,предлагается на ноте «ре» по руке педагога петь согласный «н», после ее образования - поставить язык на верхнее нёбо к передним зубам, чувствуя вибрацию (резонирование) в носу и на лбу. Повторить 4 раза.

Упражнение «Образование гласных»

Добавляем к звукам «м» и «н» гласные и пропоем слоги по П ↑ и П ↓


ми, ма, ме, мо, му, ми, ма, ме, мо, му

ни, ня, не, нё, ню, ни, ня, не, нё, ню

Обозначения: П- полутон, ↑ - вверх, ↓ - вниз -лига (петь слитно, фразами), V - дыхание.

После работы над навыками педагог предлагает детям физминутку: стоя свободно с раскрытым ртом «едем» звуком от минимальной к максимальной громкости, при этом медленно поднимаем руки вверх, тянемся, встаем на цыпочки, а голосом звеним на максимуме, затем делаем резкий шумный выдох, а руками делаем сброс вниз, склоняя при этом корпус.

Далее педагог предлагает детям продолжить распевание, а конкретно - поработать над навыком «чёткой» дикции.

Педагог предлагает прибаутку-скороговорку «Веники, веники». Сначала работаем над текстом и ударением в нём:

Веники, веники, веники-помелики,

По печи валялися, с печи оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила, я Гавриле говорила,

Веретёна не точёны, в бане веники мочёны.

Педагог предлагает спеть скороговорку группами: первая поёт на одной ноте, вторая- варианты мелодии.



Ве- ни- ки, ве- ни- ки, ве- ни- ки- по- ме- ли- ки



По пе- чи ва- ля- ли- ся с пе- чи о- бор- ва- ли- ся



Кум Гав- ри- ла, Кум Гав- ри-ла, я Гав- ри- ле го- во- ри- ла:



Ве- ре- тё- на не то- чё- ны в ба- не ве- ни- ки мо- чё- ны.


Затем отрабатывается следующий навык - чувство ритма. Педагог предлагает прохлопать в ладоши ритмо-слоговую структуру считалочки- «Катилася торба». В результате получаем следующий ритмический рисунок:


1. Ка- ти- ла- ся тор- ба с вы- со- ко- го гор- ба ,


пр: Ай, тпру- ти, тпру- ти, тпру, с вы- со- ко- го гор- ба.


- восьмые хлопаем в ладоши, - четверти хлопаем о колени.

Затем учащиеся берут ложки и на ритм счеталочки стучат следующими ритмическими формулами: запев-

припев-

Навык «чистого» интонирования мелодии.

Для финала подготовительного этапа и распевки педагог предлагает детям вспомнить мелодию считалочки «Катилася торба», затем поискать варианты ритма и напева к основной мелодии: выполняется творческое задание-импровизация( прослушиваются найденные детьми варианты, пропеваются для закрепления с инструментом, и с помощью поддержки педагога соединяются в двухголосное изложение).


Ка- ти- ла- ся тор- ба с вы- со- ко- го гор- ба ,



пр: Ай, тпру- ти, тпру- ти, тпру, с вы- со- ко- го гор- ба.

Для закрепления двухголосия в считалочке «Катилася торба» пение соединяют с хореографическим элементом- «Корзиночка»

- дети внешнего круга

- дети внутреннего круга

- движение по часовой стрелке

- движение против часовой стрелк



II этап. Основной (изучение нового материала)

Педагог предлагает детям прослушать знакомую мелодию игры и предлагает («Кто быстрее?») угадать её. Дети называют игру «У медведя во бору»

Педагог предлагает ещё раз прослушать мелодию, но уже в различных вариантах и назвать, чем эти варианты похожи, а чем отличаются:

Вариант 1(верхний голос)



У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,



А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.

Вариант 2(нижний голос).



У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,


А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.

Дети отвечают, что в прослушанных вариантах одинаковы текст, а отличаются они ритмом и мелодией: в первом варианте мелодия поётся вверху, а во втором варианте мелодия поётся интонационно ниже.

Педагог отмечает находчивость детей и подчеркивает, что эти два варианта мелодии отличаются небольшим случайным расхождением голосов и если соединить их в одно целое, то получим двухголосие, которое называется

гетерофонным.

Гетерофонное двухголосие быват трёх видов:

1. вариативное(импровизационное);

2. с бурдоном;

3. с педалью.

Далее педагог уточняет, что игра «У медведя во бору» -это и есть гетерофонное вариативное двухголосие.

Затем(по методу Л.Л.Куприяновой) педагог предлагает:

1.пропеть одной группе детей верхний вариант мелодии игры «У медведя во бору», а второй группе -нижний;

2.закрепить «на слух» двухголосный вариант, прослушав его на инструменте;

3.пропеть, соединяя варианты в двухголосие.


Двухголосный вариант:



1. У мед- ве- дя во бо- ру, гри- бы я- го- ды бе- ру,


А мед- ведь ме- ня не слы- шит, не го- ня- ет- ся за мной.


III этап. Закрепление

Для перехода к финальной части урока педагог проводит рассказ-беседу о

том, что к вариативному двухголосию относятся такие жанры как игровой фрльклор- это прибаутки, считалки, игры, а также календарный фольклор: заклички, калядки, щедровки, приговорки.

Также(для ознакомления) педагог рассказывает о сибирском двухголосии: оно полифоническое и имеет также как и гетерофонное три вида:

1.подголосочное (это двухголосие мы уже осваиваем «Не во полюшке берёза» хороводная Красноярского края, «Заинька» Новосибирской области и др.)

2.контрастное;

3.имитационное.

Далее педагог предлагает закрепить гетерофонное вариативное двухголосие через игру с мелодическим припевом «Заря-заряница», а для этого найти варианты к основной мелодии:

основная мелодия:


1. За- ря за- ря- ни- ца, крас- на- я де-ви-ца.


Пр: Ой, лю- шень- ки лю - ли крас- ная де- ви- ца.

Двухголосие:



1. За- ря - за- ря- ни- ца, крас -на- я де- ви- ца.




Пр: Ой, лю- шень- ки лю- ли крас- ная де- ви- ца.

Описание игры: один из детей или педагог держит в поднятой руке ленту. Все участники игры встают в круг. По считалке выбирается горящий- он стоит вне круга, и водящий - он стоит в кругу Все идут по кругу и поют:

1)Заря - заряница, красная девица.

Припев:Ой, люшеньки - люли красная девица.

2)По полю ходила, ключи обранила.

Припев: Ой, люшеньки люли ключи обранила.

3) Ключи золотые, ленты голубые.

Припев: Ой, люшеньки люли ленты голубые.

Кричат все: Раз, два, не воронь - беги как огонь!

С последними словами горящий дотрагивается до одного игрока, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее схватит ленту у водящего-тот победитель.


IV этап. Подведение итогов.

Педагог предлагает тест-опрос:

1)Как называется двухголосие с небольшими случайными расхождениями в мелодии? (гетерофонное)

2)Как называются виды гетерофонного двухголосия? (вариативное, с бурдоном, с педалью).

3)Какое двухголосие распространено в Сибири?

4)Какие жанры фольклора поются гетерофонным вариативным двухголосием?

Педагог хвалит детей за хорошую работу, выставляет оценки.

Выполняется земной поклон. Урок окончен.


Литература

1.Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

2.Детские подвижные игры народов СССР. Сост. Кинеман А.В. - М., 1978.

3.Земцов Л.И., Сушилова Н. Роль дидактических игр на уроках. // Начальная школа, 1988, № 10.

4.Костюжанская И.А. Народная песня в работе с детским хором._Астрахань., 1995

5.Куприянова Л.Л. Вокальное воспитание в детском народно-хоровом коллективе. Методическое пособие. М.,ВНМЦ И КПР.1984.

6.Куприянова Л.Л. Основные принципы работы с детским народно- хоровым коллективом. М.,1981.

7.Мельников Н.Н. Русский детский фольклор.М1977

8.Методика музыкального воспитания в детском саду. Ред. Ветлугиной Н.А. - М., 1989.

9.Мешко Н.К. Искусство народного пения.2001.

10.Музыкальное воспитание в школе. № 15. Сост. Апраксина О.М. - М., 1982.

11.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. - М., 2000.

12.Общая психология. Ред. Богословского В.В. - М., 1973.

13.Педагогика. Ред. Баранова С.П. - М., 1987.

14.Педагогика. Сост. Савин Н.В. - М., 1972

15.Школа русского фольклора. Ред. Картавцевой М.Т. - М., 1994

16.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. М.,1997.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал