- Учителю
- Урок музыки во 2 классе 'Степные просторы'
Урок музыки во 2 классе 'Степные просторы'
4 четверть, 2 класс, 1 урок
Тема: «Степные просторы».
Цель:
1) Получить новые знания по разделу «Казахская музыка», закрепить и проверить знания по данному разделу,
2) Развивать музыкальный слух, вокально-хоровые навыки,
3) Воспитывать уважительное отношение к творчеству казахского народа.
Задачи:
обобщить знания учащихся об истории казахской музыки, народных инструментах, жанрах, носителях и формах бытования народной музыки, а также о процессе формирования профессиональной казахской музыки;
воспитать уважение к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Тип урока: урок получения и обобщения знаний.
Вид урока: урок-игра
Методы обучения:
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательная игра, создание ситуации успеха);
метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Оборудование:
мультимедийный проектор
интерактивная доска
мультимедийная презентация
музыкальный центр
диски с записями музыкальных произведений
дидактический материал (карточки с заданиями).
Материал для слушания:
Курмангазы «Сарыарка»
Песни «Зелёные ботинки», «Всё мы делим пополам».
Музыкально-литературный материал:
С.А.Елеманова «Казахская музыкальная литература».
Ход урока:
(звучит казахская музыка, на фоне слайда)
Вступительное слово учителя:
- Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню
(Легенда о «Птице-Музыке»).
Гость радуется песенному гулу,
Не чувствуя не стужи, не жары,
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть,
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями,
И песнями, и счастьем без домбры.
Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет-олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей общины.
Учитель: - Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника: из года в год, из поколения в поколение, от отца - к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Об этом ярко повествуют нам известные строки великого Абая.
«...Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня - вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени!»
В игре участвуют три команды (по рядам). В каждом туре игры команды будут получать за правильные ответы баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. Ваша задача - быть внимательными, собранными и показать все свои знания.
Итак, мы начинаем игру.
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
(Музыка, казах, народ)
2 тур: «Заморочки из мешочка» - блиц-тур.
Вопросы на тему «Казахская народная музыка»
(инструменты, жанры, носители и формы бытования)
народного музыкального искусства)
В мешочке находятся фишки. Для каждой команды я по очереди буду вытаскивать фишку и задавать вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов. Если команда ответила неправильно, другая команда может ответить на этот вопрос и получить дополнительные баллы.
На доске: изображения музыкальных инструментов казахского народа.
Вопрос к каждому ряду:
1. К какой группе инструментов относится этот инструмент? (струнный, духовой, ударный).
По 2 вопроса каждой команде.
Подводится итог 2 тура.
Богатое музыкальное наследие казахского народа стало основой для развития профессиональной музыки Казахстана в 20 веке. С предпосылками формирования музыки европейского типа мы с вами начали знакомиться в этой четверти, и поэтому следующий тур нашей игры будет посвящен важным датам в истории профессионального искусства Казахстана.
3 тур: «Музыкальные инструменты».
Запишите названия всех музыкальных инструментов казахского народа, которые вы знаете.
Подводится итог 3 тура и подсчитывается общее количество баллов за конкурсы.
- Первым музыкальным инструментом на земле был человеческий голос, затем человек натянул струну и научился выстукивать ритм. Со временем появилось огромное множество самых разнообразных музыкальных инструментов. Как вы знаете, по легенде первым казахским инструментом был кобыз. А насколько хорошо вы знаете другие казахские инструменты, нам поможет выяснить 4-й тур.
4 тур: «Инструмент - душа народа».
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
- Каждая команда получит карточки с названиями музыкальных инструментов. Ваша задача: выбрать лишний музыкальный инструмент. Та команда, которая справится с заданием быстрее и без ошибок, получит большее количество баллов (лишний инструмент: либо инструмент другой группы, либо инструмент другого народа).
Подводится итог 4 тура и подсчитывается общее количество баллов
за 4 конкурса.
5 тур.
Следующий тур нашей игры - это ваша самостоятельная подготовка небольших сообщений по теме. У каждой команды была своя тема. Команды расскажут о композиторах-кюйши.
«Композиторы-кюйши 19 века: Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Дина».
КУРМАНГАЗЫ Сагырбаев - занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если вы хотите понять, в чем сила казахского народа - послушайте кюи Курмангазы. Его кюи "Сарыарка", "Балбырауын", "Серпер", "Адай" ассоциируются у казахов с образом Родины.
ДАУЛЕТКЕРЕЙ Шыгайулы - выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Кюи Даулеткерея - "Акбала кыз", "Ат калган", "Байжума", "Жигер", "Кудаша" и многие другие вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
ТАТТИМБЕТ Казангапулы - кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле "шертпе". Таттимбет является автором свыше 40 кюев: "Косбасар", "Саржайляу", "Сары озен", "Былкылдак","Кара жорга" и др. Кюи Таттимбета отличаются особенной глубиной и преобладанием лирического начала. Произведения Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии, отличаются сложностью исполнения. Таттимбет является ярким представителем традиции "шертпе", которому характерны философское отношение к жизни и удивительная чувственность.
Ыхлас Дукенулы - выдающийся музыкант и исполнитель. С его именем связано эпоха яркого развития кобызовой музыки. До Ыхласа кобыз использовался только как священное магическое орудие для обрядов бахсы. Благодаря Ыхласу кобызовые кюи превратились в масштабные, развернутые композиции. В историю музыки вошли такие знаменитые кюи Ыхласа как: «Аққу», «Жезкиік», « Қорқыт», « Қоңыр» и многие другие.
НУРПЕИСОВА ДИНА- выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Сочинения Дины: кюи - "Булбул", "Байжума", "Асем коныр", "Той бастар", и многие другие стали классикой казахской домбровой музыки.
Подводятся итоги 5 тура и подсчитываются баллы за 5 конкурсов.
Сегодня мы много говорим о музыке, об инструментах, о жанрах, о композиторах и исполнителях. Пришло время музыке зазвучать, а вам угадывать.
Слушание: Курмангазы «Сары арка».
- Какой коллектив исполнял это произведение? (Оркестр казахских народных инструментов).
Подведем итог данного тура и итоги всей игры.
Разминка
А пока подсчитываются окончательные баллы, подарим нашим гостям и нашей Родине замечательную песню.
Исполнение песни «Зелёные ботинки», «Всё мы делим пополам».
Итог урока. Объявление победителя игры, награждение команды-победителя и самых активных игроков.
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили и закрепили свои знания о казахской музыке. На следующих уроках мы продолжим знакомство с Казахстана, с народной музыкой.
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
__________________________________________________________________
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
_________________________________________________________________
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
_________________________________________________________________
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
_________________________________________________________________
1тур: Определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Н
А
Р
О
Д
П
О
Р
Ы
В
А
К
М
У
З
Ы
К
А
И
М
Я
Ф
О
З
К
И
П
О
Д
А
С
Н
И
Т
Э
Х
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
4 тур
Найди лишний инструмент:
1. Домбра, кобыз, дабыл, балалайка.
2. Домбра, дабыл, шертер.
3. Асатаяк, сырнай, ускирик.
4. Дабыл, дангыра, домбра.
__________________________________________________________________
КУРМАНГАЗЫ Сагырбаев - занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если вы хотите понять, в чем сила казахского народа - послушайте кюи Курмангазы. Его кюи "Сарыарка", "Балбырауын", "Серпер", "Адай" ассоциируются у казахов с образом Родины.
__________________________________________________________________
ДАУЛЕТКЕРЕЙ Шыгайулы - выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Кюи Даулеткерея - "Акбала кыз", "Ат калган", "Байжума", "Жигер", "Кудаша" и многие другие вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
__________________________________________________________________
ТАТТИМБЕТ Казангапулы - кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле "шертпе". Таттимбет является автором свыше 40 кюев: "Косбасар", "Саржайляу", "Сары озен", "Былкылдак","Кара жорга" и др. Кюи Таттимбета отличаются особенной глубиной и преобладанием лирического начала. Произведения Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии, отличаются сложностью исполнения. Таттимбет является ярким представителем традиции "шертпе", которому характерны философское отношение к жизни и удивительная чувственность.
__________________________________________________________________
Ыхлас Дукенулы - выдающийся музыкант и исполнитель. С его именем связано эпоха яркого развития кобызовой музыки. До Ыхласа кобыз использовался только как священное магическое орудие для обрядов бахсы. Благодаря Ыхласу кобызовые кюи превратились в масштабные, развернутые композиции. В историю музыки вошли такие знаменитые кюи Ыхласа как: «Аққу», «Жезкиік», « Қорқыт», « Қоңыр» и многие другие.
__________________________________________________________________
НУРПЕИСОВА ДИНА- выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Сочинения Дины: кюи - "Булбул", "Байжума", "Асем коныр", "Той бастар", и многие другие стали классикой казахской домбровой музыки.
__________________________________________________________________