- Учителю
- Календарно- тематическое планирование 6 класс ФГОС по Критской
Календарно- тематическое планирование 6 класс ФГОС по Критской
Дата план
Дата факт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
Контрольно-оценочная
деятельность
ИКТ средства
обучения
Предметные результаты
Универсальные
Учебные действия
( УУД)
Личностные результаты
вид
форма
тема I полугодия: " Мир образов вокальной и инструментальной музыки "
1 четверть
1
Удивительный мир музыка-льных образов.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
-
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
-
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
-
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
-
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Р:
самостоятельно отличать интонацию романса и речи.
П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.
К: знать особенности мелодической линии.
Речевая декламация и романс - это связь прошлого и настоящего.
входной
устный опрос
Модуль:
Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..
-
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
-
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
-
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
-
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
-
Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.
Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.
Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.
П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.
К: находить поэтическое и муз. выражение главной мысли романса.
Знать известные русские романсы.
текущий
устный опрос
Модуль:
Русский романс XIX века
Вокальная музыка. Романс
3
.
Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
-
Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
-
М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
-
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
-
«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
-
«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.
Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки.
Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.
П: уметь определять форму романса.
К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса
Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.
текущий
устный опрос
Модуль:
Творчество Михаила Ивановича Глинки
4
Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея.
Комбинированный урок
Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.
П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.
К: знать приемы развития музыки в романсе.
Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса
текущий
устный опрос
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Урок комплек-сного применения ЗУН.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.
-
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
-
С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
-
С.В.Рахманинов «Островок».
-
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.
П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.
К: знать приемы развития музыки в романсе.
Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса
тематический
устный опрос
Модуль:
Творчество Сергея Васильевича Рахманинова
6
Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
-
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
-
М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
-
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
-
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО (на творчестве Ф.Шаляпина)
П: понимать красоту и правду в искусстве.
К: расширять муз. компетентность
Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.
текущий
устный опрос
Модуль:
Знаменитые исполнители-вокалисты.
Знаменитые исполнители-вокалистки.
7
.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.
Урок-лекция.
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
-
РНП «Матушка, что во поле пыльно».
-
М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».
-
М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
-
М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.
Р: самостоятельно различать диалог в РНП
П: знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.
К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»
Понимать и любить русские народные обряды.
тематический
устный опрос
практика
Модуль:
Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке
Свадебный обряд Древней Руси
8
Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекра-сного пения.
Комбинированный урок
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
-
М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
-
Ф.Шуберт «Форель».
-
Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов
искусств в создании единого образа.
Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.
П: знать музыкальные термины.
К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»
Расширять музыкальный кругозор.
тематический
тест
практика
Модуль:
Творчество Франца Шуберта
Знаменитые исполнители-вокалисты.
Знаменитые исполнители-вокалистки
9
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.
-
В. Шаинский «Багульник»
Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.
Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.
Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО
П: знать музыкальные термины.
К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.
Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.
тематический
устный опрос
Модуль:
Творчество Франца Шуберта
10
Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.
Урок-лекция.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
-
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
-
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
-
Киевский распев «Свете тихий»
-
П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»
Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная.
Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.
П: знать народные муз. инструменты.
К: уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.
Гордиться русской народной песней.
тематический
устный опрос
практика
Модуль:
Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов
11
Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт.
Урок-лекция.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
-
М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная, религиозная.
Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.
П: определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.
К: углублять знание жанра хорового концерта
Уважать традиции русской духовной музыки.
тематический
устный опрос
Модуль:
Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья
12
«Фрески Софии Киевской».
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
-
«№3. Орнамент»;
-
«№6. Борьба ряженых»;
-
«№7. Музыкант».
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.
(темп, регистр, динамика, ритм)
П: владеть знаниями муз. терминов.
К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.
Уважать и любить историю Родины.
текущий
устный опрос
рисунок
13
«Перезвоны» Молитва.
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
-
В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
-
В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
-
Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
Р: самостоятельно определят главные интонации музыкального произведения.
П: определять контраст инструментального и вокального начала.
К: выполнение творческого задания.
Уважать и любить историю Родины.
текущий
устный опрос
отзыв
14
Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
-
И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
-
И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.
-
И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
-
А.Городницкий «Атланты»
Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.
П: сравнивать темы токкаты т фуги.
К: определять близость хоралов к народным песням.
Знать значение колокола в церковных обрядах.
тематический
устный опрос
практика
Модуль:
Западноевропейская музыка эпохи Возрождения
15
Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.
П: отличать светскую и духовную церковную музыку.
К: определять близость хоралов к народным песням.
Знать значение колокола в церковных обрядах.
текущий
устный опрос
Модуль:
Западноевропейская музыка эпохи Барокко.
Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.
16
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».
Урок расширения знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:
-
«№1. Стабат матер долороза»
-
«№13. Амен».
-
В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»
Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:
-
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
-
«№5. Тая, исчезает снег»
-
«№8. Купец, продай мне краску»; «№20
-
Приходите, приходи»
-
«№21. На неверных весах моей души».
-
А.Городницкий «Атланты»
Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.
Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.
П: знать голоса хора
К: знать приемы раскрытия музыкальных о Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.
П: сравнивать темы, части кантаты.
К: определять близость хоралов к народным песням
Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.
Формировать художественный вкус.
текущий
Тестирование
Оформление афиши
Презентация Духовная музыка.
17
Авторская музы-ка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
-
Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».
-
«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.
-
А.Городницкий «Снег»;
Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты и т.д.
П: знать жанры и особенности авторской песни.
К: выполнение творческого задания.
Формировать художественный вкус.
тематический
устный опрос
беседа
Презентация: «Бардовская песня»
тема II полугодия: " Мир образов камерной и симфонической музыки "
18
Джаз - искусство 20 века.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
-
Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
-
Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
-
Блюз «Сегодня я пою блюз».
-
Дж.Гершвин. «Любимый мой».
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.
-
М.Минков «Старый рояль».
-
У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».
Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.
П: находить главные муз. темы в импровиза-циях джаза.
К: разучивание песни.
Знать и любить джазовую музыку
тематический
устный опрос
беседа
Модуль:
Джаз.Истоки.
19
Вечные темы искусства и жизни.
Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
-
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
-
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.
П: знать отличие камерной музыки от симфоничес-кой.
К: знать жанры камерно музыки
(баллада, ноктюрн, инструмен-
тальный концерт, симфоничес-кая миниатюра)
Расширять музыкальный кругозор.
тематический
устный опрос
беседа
Модуль: Разнообразие музыкальных образов в камерно- инструментальной музыке.
20
Образы каме-рной музыки. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..
-
Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.
Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
Р: самостоятель-но распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена
П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.
К: знать жанр музыки ноктюрн.
Расширять образно-эмоциональный диапазон своих музыкальных познаний.
тематический
устный опрос
беседа
21
Инструменталь-ная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен - создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
-
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
-
П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
-
А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.
Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки
П: эмоционально почувство-вать, как музыка раскрывает духовный мир человека.
К: четко определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки.
Ценить музыкальные шедевры.
текущий
устный опрос
Модуль:
22
Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:
-
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
-
А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
И.С. Бах «Итальянский концерт».
-
О.Митяев «Как здорово».
Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди
(быстро-медленно-быстро)
П: вспомнить жанр духовного концерта.
К: знать форму построения первой части концерта
(«Весна») - рондо, вариация.
Ценить актуальность старинной музыки.
текущий
устный опрос
Презентация
«Вивальди.Времена года»
23
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
-
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
-
Э. Артемьев «Мозаика».
-
О.Митяев «Как здорово».
Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художествен-ный образ.
П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.
К: уметь находить сходство и различие в композициях
(Космос и Вселенная)
Интересоваться современной электронной музыкой.
тематический
устный опрос
рисунок
Диск:
Музыкальные инструменты.
24
Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Сообщение и усвоение новых знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
-
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
-
Н.Зубов. «Не уходи».
-
О.Митяев «Как здорово
Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.
Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.
П: знать историю возникнове-ния жанра музыкальные иллюстрации.
К: отличать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературных сочинений.
Глубоко вдумываться в музыкальные образы Свиридова.
тематический
устный опрос
рисунок
Модуль:
Творчество Г.Свиридова.
25
Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.
П: знать отличие пьес лирических от драматичес-ких
К: творческое задание.
Гордиться творчеством Пушкина.
текущий
беседа
26
Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Расширение и углубление знаний.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.
-
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
-
В.А.Моцарт «Авэ верум».
-
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
-
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.
Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиа-не»
П: определять жанр музыки.
К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.
С уважением относится к современным интерпретациям.
тематический
устный опрос
отзыв о роизведении
Модуль:
«Моцарт»
27
Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.
П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.
К: знать выразительные средства для сопоставле-ния конфликтных состояний.
С уважением относится к современным интерпретациям.
итоговый
тест
Модуль:
Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Практика.
28
Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Программная увертюра
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.
Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.
П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.
К: знать выразительные средства для сопоставле-ния конфликтных состояний.
С уважением относится к современным интерпретациям.
тематический
устный опрос
отзыв о роизведении
Модуль:
Бетховен. Становление личности.
29
Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.
П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.
К: знать выразительные средства для сопоставле-ния конфликтных состояний.
Повышать музыкальный кругозор.
текущий
устный опрос
Модуль:
Бетховен. Зрелые годы.
30
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
-
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
-
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности
Р: самостоятельно определять выразительные средства муз. образов.
П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.
К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.
тематический
устный опрос
Модуль:
Ромео и Джульетта. Трагедия В.Шекспира,увертюра-фантазия П.Чайковского и балет С.Прокофьева.
31
Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.
П: знать значение контраста музыкальной темы.
К: творческое задание.
Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.
текущий
устный опрос
32
Мир музы-
кального театра.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)
-
«Вступление»
-
«Улица просыпается»
-
«Патер Лоренцо»
-
«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
-
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)
-
«Песня Орфея»;
-
«Дуэт Орфея и Эвридики»;
-
песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
-
«Все несчастливцы, как один…»;
-
сцена Орфея и Харона;
-
речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений.
Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор.
( участник действия)
П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы.
К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка.
Уважать и понимать оперное искусство.
тематический
устный опрос
беседа
Модуль:
«Литературные образы в балете. Русские балеты 20 века»
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»
33
Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.
П: знать основные понятия и термины.
К: творческое задание.
Любить современное искусство, посещать театр.
текущий
устный опрос
34
Образы кино-музыки.
Проверочная ра-бота..
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.
(на выбор учителя)
И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:
-
«Увертюра»
-
«Песенка о капитане»
-
песенка Роберта «Спой нам, ветер».
-
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
-
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
-
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
-
Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,
Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.
Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.
П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.
К: знать, кого из героев характеризует повторяющаяся музыкальная
Повышать музыкальный кругозор.
тематический
Тест
Модуль:
«Музыка в кино 20-40 годы.Отечественные фильмы»
«Музыка в кино. Нино Рота»
35
Обоб-щающий урок.«Исследовательский проект»
Р: самостоятельно защищать разработанный проект.
П: расширять свой музыкальный кругозор.
К: творческое задание.
Расширять музыкальный кругозор.
Итоговый
Защита проекта
Модуль:
«Музыка как вид искусства»
Фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история»