7


  • Учителю
  • Рабочая программа 'Пояснительная записка 7 класс'

Рабочая программа 'Пояснительная записка 7 класс'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Грац Вероники Николаевны

по ИСКУССТВУ (музыке) 7 класс.




2014-2015 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г., ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010 г.) закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» от 20.11.2013 г., программы по музыке, входящей в состав ООП ООО МАОУ Гимназия №2.

Программа рассчитана на УМК "Искусство.Музыка"Т.И.Науменко, В.В.Алиев. УМК Т.И.Науменко, В.В.Алиев построен в полном соответствии с основополагающим для ФГОС системно-деятельностным подходом, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, позволяет строить учебно - познавательную деятельность с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Выбор УМК осуществлен в соответствии с Приказом № 218 от 04 июня 2014 г. «Об утверждении перечня учебников к использованию в образовательном процессе по МАОУ Гимназия № 2 на 2014-2015 учебный год» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".


- Искусство. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.


2. Общая характеристика предмета.


Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Рабочая программа имеет ц е л ью:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

3. Место предмета в Базисном учебном плане.

В инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Искусство» представлена двумя образовательными компонентами: «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение данных предметов отводится 2 часа в неделю в 6-7 классах и 1 час - в 8-9 классах (общий объем 272 часа, из них на «Музыку» - 136 часов).

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

- тест.


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста:

1 четверть, 8 урок - урок-обобщение по теме «музыкальный образ»;

2 четверть, 7 урок - «Целостность музыкальных образов»;

3 четверть, 4 урок - «Музыкальная драматургия»;

3 четверть, 8 урок - «Столкновения, противоречия, конфликты музыкальных образов »;

4 четверть, 8 урок - «Драматургия контрастных сопоставлений».


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения искусству (музыке).

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:


- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.

Регулятивные УУД:

- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Познавательные УУД:

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Информационные УУД:

- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;

- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.


Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II - выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III - пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);

- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (знакомство с главнейшими культурными эпохами - античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).


Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

для 7 класса

Результаты усвоения содержания музыкального образования в 7 классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделена также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.

знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

многообразие музыкальных образов и способов их развития;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;


уметь:

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);


6. Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 7 класс

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Процессуальность музыки как ее важнейшая специфическая особенность. Интонация как носитель выразительного смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Зависимость различных типов интонации от их семантических функций (изобразительные, выразительные) и эмоционально-образного строя (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т. п.). Богатство и разнообразие музыкальных образов и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм, освоение которых началось в начальной школе (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо), и новых для учащихся форм (сюита, соната, симфония).



Х а р а к т е р н ы е ч е р т ы русской и западноевропейской музыки. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху Средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной композиторской музыки эпохи Возрождения (на примере музыкальных произведений О. Лассо и Д. Палестрины). Вилланелла, мадригал, мотет как характерные жанры в музыке этой эпохи. Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.-С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы).

Влияние западноевропейской музыки на развитие отечественной духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII и XVIII веков. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом; с эмоционально-образным строем музыки, характерным для произведений Д. С. Бортнянского).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере музыкальных произведений И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Э. Грига); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиема и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини.

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (на примере творчества М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С. В. Рахманинова.

Проблемы традиции и новаторства в образной сфере и в средствах музыкальной выразительности в современном искусстве, стилевого многообразия музыки ХХ столетия: импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др. (на примере произведений И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина; Б. Бриттена, К. Дебюсси, К. Орфа, М. Равеля, А. Шенберга и др.).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаза (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К.Бейси, Л. Утесов); спиричуэла, блюза. (Э. Фицжеральд); симфоджаза (Дж. Гершвин); творчества отечественных композиторов-песенников (И. О. Дунаевский, А. В. Александров); авторской песни (Б. Ш.Окуджава, В. С. Высоцкий, А. И. Галич); мюзикла (Л. Бернстайн), рок-оперы (Э. -Л. Уэббер); рок-н-ролла (Э. Пресли); британского бита («Битлз»), фолк-рока (Б. Дилон); хард-рока («Лед Зеппелин», «Дип Пёпл»); арт-рока («Пинк Флойд»); реггейя (Б. Марли), хеви-металл («Джудас Прист») и др.1

При формировании представлений о характерных чертах русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;

исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;

пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание;

создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;

импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой;

выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

И с п о л н е н и е м у з ы к и к а к и с к у с с т в о и н т е р п р е- т а ц и и. Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-пластической деятельности, в музыкально-сценической деятельности.

Раскрытие выразительных возможностей различных певческих голосов: сопрано, дисканта, альта, тенора, баса и др. Сравнение академического и народного направлений в хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных видов оркестров (симфонического, камерного, духового, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.

Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или исполнительскими коллективами.

При формировании представлений об исполнении музыки как искусстве интерпретации расширение и углубление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;

творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;

сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;

вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;

инсценировки народных песен;

создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;

выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощения;

создания музыкально-литературных композиций;

индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.



Представления о музыкальной жизни России и других стран.

Ознакомление с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей на основе прослушивания аудио- и видеозаписей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди; С. Рахманинова, С. Рихтера, Э. Гилельса, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина, А. Рубинштейна; Е. Мравинского, Е. Светланова, А. Свешникова, Г. фон. Караяна, А. Тосканини; Русского народного академического хора им. М. Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с содержанием и наиболее признанными участниками Международного конкурса исполнителей имени П. И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова и др.



При формировании представлений о музыкальной жизни России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле- и радиопередачам;

создания собственной коллекции музыкальных аудио- и видеозаписей;

изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

использования информационно- коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

7 класс

1 час в неделю, всего - 34 часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1 час

Тема I.

Музыкальный образ.

15 часов

Тема II.

«Музыкальная драматургия»

18часа



Учебно-методическое обеспечение рабочей программы


Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).


Методические пособия для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

3. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.

4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

5. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. - Мн.: Юнипресс, 2006.

7. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.

9. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

10. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.

13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

14. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие [текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

15. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.

16. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

17. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. - М.: Дет. лит., 1981.

6. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

7. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

8. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

9. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

10. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

11. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. - СПб: Композитор, 1997.


Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа:

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа:

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа:

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа:

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа:

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа:

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. . Обучающая программа студии КорАкс, 2002.

5. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

6. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

8. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

10. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

11. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

12. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

13. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

14. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

15. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.



Материально-техническое обеспечение рабочей программы


Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов


Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- интерактивная доска;

- DVD;

- музыкальный центр.


Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- комплект детских музыкальных инструментов;

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал