- Учителю
- СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА И НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА И НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА И НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гоголева А.И.,
преподаватель хоровых дисциплин
Муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 3» Города Томска
2015 г
В связи с введением системы предпрофессионального образования, ориентированной на выявление и развитие одаренных детей, поддержу и сопровождение их творческого потенциала необходимо выделить значимость дидактических средств фольклора и народной педагогики.
Одарённость - это системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений, в том или ином виде деятельности). Существуют две крайние точки зрения: первая - все дети являются одарёнными; вторая - одарённые дети встречаются крайне редко.
Сторонники первой полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка - в случае создания благоприятных условий; для вторых - одарённость - редкое, уникальное явление.
В соответствии с выполняемыми обучающимся видами деятельности могут быть выделены следующие виды одарённости:
-
одарённость в практической деятельности (ремёслах, в спорте);
-
одарённость интеллектуальную в познавательной деятельности (естественные и гуманитарные науки, интеллектуальные игры);
-
одарённость творческую в хореографической, сценической, литературно - поэтической , изобразительной и музыкальной деятельности (танец, театр, рисование, пение, музицирование, сочинительство);
-
одарённость организаторскую в коммуникативной деятельности (лидерство).
Остановимся на одарённости музыкальной. Музыкальная одарённость - это комплекс общественно значимых - высших свойств, способностей личности музыкально - психологического порядка. По мнению Б.М. Теплова, известного исследователя музыкальных способностей, к ним относятся: чувство высоты, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальное восприятие, память, воображение.
Таким образом, его трактовка музыкальных способностей изложена с точки зрения познавательного процесса музыки личностью. С приходом в музыкознание нового понимания музыки как формы (Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский) произошли перемены и в понимании музыкальных способностей. Они трактуются с точки зрения коммуникативного процесса: понимание и личное отношение к музыке, самопознание, самовыражение, самореализацию в ней.
Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод: почувствовать, раскрыть, поддержать, развить состав личностной природы музыкальных способностей ребёнка - первостепенная задача педагога, а уникальным средством для этого может стать народная педагогика и музыкальный фольклор. Для развития и поддержки одарённости ребёнка, занимающегося народным пением педагогу можно рекомендовать использовать педагогические технологии, основанные на применении:
1) игрового метода. Игровой метод можно определить как применение в процессе обучения дидактических свойств игры, что лишает этот процесс назидательности и является основой методики обучения народному пению. Применение данного метода обеспечивает комфортную позитивную обстановку во время занятия, что помогает раскрепощению ребёнка и воспитанию адекватной самооценки к своим музыкальным возможностям.
2) исследовательского метода. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение обучающимися новой задачи, проблемы, поэтому учебную деятельность на занятии необходимо организовывать как деятельность исследовательскую, где исследователь сам ребёнок. Такая деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, умений, навыков. Применяя данный метод педагог получает такие виды уроков: урок-исследование, урок-импровизации, урок-творческий отчёт, урок-презентация, урок-проект, что позволяет разнообразить подачу учебного материала и высокий процент его усваивания. Как сказал немецкий педагог Адольф Дистервег «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ёё находить...», - а мы добавим - « и применять!»
3) метод создания на уроке ситуации успеха и уверенности ребёнка работает при выстраивания цепочки условий:
доверие усердие
учитель уважение удивление ученик желание действие успех!
диалог замысел
Зная условия успешности и уверенности ребёнка, мы должны приложить все усилия для их создания на уроке.
4) метод негласного контроля за развитием знаний, умений, навыков и музыкальных способностей ребёнка.
-
подбор репертуара соответствующего уровню музыкальных способностей конкретного ребёнка;
-
помощь в самореализации: участие в олимпиадах, концертах, конкурсах различного уровня;
-
моральная и материальная поддержка одарённого ребёнка администрацией учреждения, общественностью.
-
подбор форм поощрения, соответствующих уровню достижений одарённого ребёнка.
Предложенная в данной разработке система методов поддержки и сопровождения одарённых детей в условиях реализации предпрофессиональных образовательных программ может быть доработана преподавателем на основании собственного педагогического опыта и с учетом специфики образовательного процесса.
Литература
-
Выгодский Л.С. Игра и ёё роль в психологическом развитии ребёнка. // «Вопросы психологии», № 6, 1966. С. 36-39.
-
Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. - СПб.,2002.
-
Спутник учителя музыки. Сост. Т.В. Челышева. - М.,1993
-
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.