- Учителю
- Разработка урока музыки на тему 'Музыка Франции' (4 класс)
Разработка урока музыки на тему 'Музыка Франции' (4 класс)
Открытый урок музыки в 4 классе.
Тема четверти: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
Тема урока: Музыка Франции
Цель урока: познакомить учащихся с музыкой Франции, подвести их к пониманию, что между русской музыкой и музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Оборудование: компьютерная презентация с видами Франции, музыкальный центр, инструмент, музыкальный материал для урока, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока.
-
Вход. Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»
-
Приветствие. (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель! - восходящее и нисходящее звуковедение)
-
Определение темы и целей урока.
У: Под какую музыку мы вошли сегодня в класс?
Д: маршевая, не привычная для нашего слуха.
У: Для полного определения темы предлагаю послушать еще одно музыкальное произведение. (Слушание вальс «Под небом Парижа» в исполнении Мирей Матье)
Д: Прозвучала французская музыка
У: Как вы догадались?
Д: По словам, звучали французские слова.
У: Совершенно верно. Назовите тему урока
Д: Музыка Франции
У: Что мы будем делать на уроке?
Д: Мы познакомимся с музыкой Франции, узнаем о её особенностях.
(Сообщения детей о Франции)
Музыка Франции. Её истоки восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Литературные и изобразительные материалы свидетельствуют о том, что музыке, танцу отводилась существенная роль в жизни народа. Музыка была важным элементом семейного быта, религиозных обрядов. Существовали многочисленные жанры народных песен: лирические, любовные, песни-жалобы, танцевальные, сатирические, песни ремесленников, календарные, трудовые, исторические, военные, песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, - песни о деяниях. Среди лирических песен особое место занимают пасторали - идеализация сельской жизни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях. Народная песня связана с танцем, среди древнейших народных танцев - разнообразные хороводы, групповые и парные пляски - жига, бурре, ригодон, фарандель, бранль, паспье.
Вместе с христианством получает распространение церковная музыка, на которую оказывала влияние народная музыка, и церковь вынуждена была использовать в богослужении народно-песенный материал, приспосабливать латинские тексты к бытующим народным мелодиям.
Наряду с культовой развивалась и светская музыка, которая звучала в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов в исполнении бродячих артистов - жонглёров, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанимент различных инструментов - тамбурина, барабана, флейты. В феодальных замках расцветало творчество менестрелей, трубадуров, труверов (странствующие рыцари). В своих сочинениях они прославляли мужество и благородство воинов, воспевали любовь к прекрасной даме. Их искусство способствовало развитию музыкальных жанров и форм - баллады, рондо. В эпоху Возрождения (15 век), складывается светская многоголосная песня - шансон, которая была жанром профессионального искусства, но не потерявшая связь с бытовыми песнями.
-
Слушание.
1)У: Сегодня мы послушаем старинный французский танец фарандолу в современной обработке. Слушайте внимательно и с помощью таблицы эмоциональных настроений дайте музыкальную характеристику этому танцу.
Слушание.
Анализ.
-
Составление кластера: фарандола - танцевальная, радостная, весёлая, звонкая, лёгкая, разнообразная то живая, то спокойная.
-
Понятен ли нам, не знающим французского языка музыкальный язык танца?
-
К фарандоле обращались не только французские композиторы Ж.Бизе, Ш. Гуно, но и русские - А.Глазунов, П. Чайковский. О чём это говорит?
(Что между музыкой нашего народа и французской музыкой нет непереходимых границ)
2) Мы познакомимся с вами ещё с одним народным танцем
Это французский танец Канкан - он алжирского происхождения с характерным па - высоким подниманием ноги, использовался во французской оперетте. Послушаем его и постараемся несложными движениями передать характер этого танца.
Слушание и выполнение двигательных упражнений под музыку.
Анализ
- Составление кластера: канкан - очень быстрая, очень весёлая, очень живая, полётная, бойкая, бодрая, яркая, энергичная, подвижная.
- В переводе слово канкан означает шум, гам. Соответствует наша музыкальная характеристика значению этого слова?
-
Вокально-хоровая работа.
1) Распевание. Чистоговорка «Караси»
Си-си-си, в водоёме караси
Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!
Се-се-се, карасей мы ловим все.
Ся-ся-ся, не поймали карася!
2) Пастушья песня. Французская народная песня.
Исполнение каноном.
-
Рефлексия
- С музыкой какой страны мы познакомились на уроке?
- Какая музыка по характеру звучала?
- Что можно делать под эту музыку?
- Понятна ли нам французская музыка?
- Какой можно сделать вывод?
-
Так же как нам понятны французские песни, наши русские песни тоже понятны людям разных народов мира. Исполним с вами песенки, которые изучили на предыдущих уроках.
Исполнение песен «Снежная песенка», «Если с другом вышел в путь».
-
Домашнее задание: 1. Написать синквейн; 2. Нарисовать музыку Франции.
-
Выход из класса. Ж.Бизе Увертюра из оперы «Кармен»
У: При входе в класс звучала музыка, которую написал французский композитор Ж.Бизе. Увертюра из оперы «Кармен». Под эту же музыку вы выйдете из класса. А при выходе прикрепите ту цветную нотку, которая соответствует вашему настроению.