7


  • Учителю
  • Конспект «М. Клементи Сонатина Соч. 36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)

Конспект «М. Клементи Сонатина Соч. 36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Предлагаемая разработка затрагивает вопросы работы в классе специального фортепиано над крупной формой-классической сонатиной. В ней описывается анализ формы классической сонатины, характер исполнения, требования, задачи и технические особенности исполнения этой со
предварительный просмотр материала

Основная школа с углубленным изучением музыки.



Методическая разработка.



М.Клементи Сонатина

Соч.36, №6 D-dur.



Выполнила: Кованова Вера Анатольевна

преподаватель по классу фортепиано

первой квалификационной категории.



г. Рудный

2012



Муцио Клементи (1752-1832) - пианист, педагог, дирижер, и композитор. Один из создателей классической фортепианной сонаты.



Сонатина - (итал. Sonatina - уменьшенная от Sonata) - небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения.

Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена, служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инструментовки» малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным и нетерпимым. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.

Данная Сонатина D-dur представляет собой классическую сонатную форму - 3х частную, репризную. По характеру жизнерадостная, виртуозная, блестящая. Сонатина полна света, душевной бодрости, тонкого юмора. Слушая её, словно соприкасаешься с неиссякаемым источником молодости, здоровья, оптимизма.

Сонатная форма - такая репризная форма, в 1 части (экспозиции) которой содержится последовательность двух тем в разных тональностях ( главной и побочной), а в репризе эти темы повторяются в ином соотношении, чаще всего тонально сближаются, причем наиболее типично проведение обеих тем в главной тональности. Средний раздел сонатной формы - разработка, т.е. тонально неустойчивая часть, развивающая, разрабатывающая темы экспозиции.

Классическая сонатная форма характеризуется единством 3х основных принципов:

  1. распространение на значительно протяженную по времени композицию тонально-функционального соотношения Т - Д; Д - Т; т.к. материал, изложенный в первый раз в Д или параллельной тональности, затем звучит в главной.

  2. Непрерывность музыкального развития, т.к. в сонатной форме каждый последующий момент музыкального развития порождается предшествующим, как следствие вытекает из причины.

  3. Сопоставление как минимум 2х образно-тематических сфер, соотношение которых может простираться от слабого отличия до антагонистического контраста.



Тональный план сонатины представляет собой движение от тоники (Ре мажор) к доминанте (Ля мажор) и возвращение основной тональности в репризе (Т-Д-Т)

Приступая к изучению сонатины, необходимо хотя бы в общих чертах разобрать форму данного произведения, представление о которой в процессе дальнейшей работы будет совершенствоваться, уточняться, наполняться выразительным смыслом.



Экспозиция включает в себя: главную партию, которая представляет собой период неповторного строения, типа развертывания, однотональный, неквадратный, состоящий из 2х предложений (4+7 т.т.) - (1-11т.т.)

Связующую партию - которая состоит из 2х разделов:

  1. Связка- (4т.) - Ре мажор (12-15т.т.)

  2. 2й раздел предиктовый, подготавливает Д тональность - Ля мажор, содержит отклонение в Ми мажор, (ДД) к Ре мажору. 7тактов = (16-22т.т.)

Побочную партию - (23-29т.т.) из 2х предложений, период повторного строения, неквадратный, тональность Ля мажор.

Заключительную партию - 9 тактов (30-38т.т.) период повторного строения.

Разработка (18 тактов) по форме напоминает интермеццо (39-56т.т.) с очень подвижным гармоническим планом.

Реприза в данной сонатине точнейшим образом повторяет экспозицию, с той лишь разницей, связующая партия немного сокращена и побочная партия излагается в основной тональности Ре мажор.



Начинать детальную работу над сонатиной следует с определения образного характера главной партии. Главная партия в данной сонатине носит изящный, восторженно-лирический характер, это мелодия-песенка с вопросно-ответными интонациями, и с предельно простым сопровождением, в виде «альбертиевых» басов.

Альбертиевы басы - изложение партии левой руки в фортепианной пьесе в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов.

Полезно указать на то, что сопровождение это должно исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно: нижние звуки ни в коем случае не следует задерживать пальцами.

Пассажи из 16х нот полезно поучить:

  1. Медленно, активными пальцами, полнозвучным non legato,

  2. Легким подвижным staccato - исполнять упругой легкой рукой, как бы «посыпая» близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.

  3. С пунктирным ритмом.

Связка- на остинатном басу, звучит на f напористо, поднимаясь на октаву выше, затем звучат две нерешительные вопросные интонации (mp, p), приводящие к блестящему гаммообразному пассажу, модулирующему в Ми мажор, являющийся предиктом и готовящим доминантовую тональность Ля мажор. Конец связующей партии надо сыграть очень энергично, полным звуком, чтобы рельефнее выявить грань между ней и побочной партией.

Работая над побочной партией ученик знакомится с характером исполнения лирических мелодий, требующих мягкой певучести, легкого, нежного, прозрачного звука. Побочная партия - это нежная, изящная, лирически задушевная мелодия - песня в тональности Ля мажор. Она приводит к забавной, игривой, виртуозной заключительной партии в тональности Ля мажор, которая заканчивается полным тоническим трезвучием.

Разработка по объёму весьма непродолжительная, основана на собственном тематическом материале. Характер непрерывного движения, действия, волнения придает разработке в первую очередь тональная неустойчивость и ладогармонические изменения. Робкие восходящие терции на фоне остинатного баса, повторяющиеся 2 раза сначала в Ля мажоре, затем в Ре мажоре, через нисходящую модулирующую секвенцию, вносящую интонации жалобы, плавно приводят к утверждающему октавному речитативу в левой руке на фоне тремоло в правой (кульминация сей разработки), создает атмосферу возбуждения, торжества и душевного подъёма. Но в конце её опять звучат вопросительные интонации (poco rit.) - эмоциональная разрядка после эмоционального накала. И заканчивается вся разработка на терцовом звуке «До» D7 на p и на фермате.

Реприза - повторяет экспозицию точнейшим образом. Только связующая партия немного сокращена, и побочная с заключительной партией излагаются в основной тональности Ре мажор.

В целом исполнение Сонатины Ре мажор М.Клементи требует:

  1. детальной работы над нотным текстом,

  2. внимания к ритмической точности,

  3. выразительной фразировки,

  4. образного единства всей части.

Одной из важных задач в классических сонатинах является достижение темпового единства.

Необходимо углублять представление учеников и о метроритмических особенностях творчества Клементи, что в его произведениях метроритмическая организация в значительной мере придает музыке ясность, активный, жизнерадостный характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат и сонатин всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит как бы смещение тактовой черты и смысл музыки совершенно искажается.



Список используемых источников:

Литература:

  1. Способин И.В. Музыкальная форма. 7-е изд. М., Музыка,1984.

  2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.

  3. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Москва: Музыка,1991.

  4. Мазель Л.И., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., Музыка, 1967.



Источники иллюстраций:

  1. картинка учебника 6 сонатин М.Клементи



  1. портрет М.Клементи



  1. нотный текст 1 стр. сонатины №6.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал