7


  • Учителю
  • Методическая копилка Критерии оценок на уроках музыки

Методическая копилка Критерии оценок на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Критерии оценок на уроках музыки».

Педагогические размышления об оценке на уроках музыки.



(Шабалина Т.А. выступление на МО учителей музыки Советского района МОУ «Кужмаринская основная общеобразовательная школа»)

2013-2014 уч.год



Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка».

Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка.

</ Одно из главных условий успешного обучения- заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни.

Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки.

Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.

«Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда. Общих радостей , побед и поражений- всё это позволяет достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога-похвала. Хвалите,и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»(Б.С.Рачина.)

Итак - урок, а значит - работа, и она должна быть оценена. Но как? Многие учителя имеют свои критерии в выставлении оценки на уроке музыки. На своих уроках я провожу различные дидактические музыкальные игры: определение лада, фактуры, регистра, аккордов, композиторского стиля. Все задания обязательно оцениваются, причем зачастую дети оценивают себя сами, в зависимости от результатов. Они сами считают свои ошибки. Конечно, бывают и не очень честные подсчёты, но если эту работу проводить регулярно, ставить только «четыре» и «пять», если заслуженно, а главное - убедить ребёнка, что процесс учения важнее сегодняшней оценки, то дети трудятся честно, кто-то получает оценку, а кто-то еще нет. Оценки, а вернее, результаты, видимые и осязаемые, очень важны для учащихся пятых и шестых классов, а учащиеся седьмых классов понимают, что общение с музыкой - сама по себе награда, и в дополнительных стимулах нуждаются всё меньше. Учитель должен вести в этом направлении серьёзную работу, так как это вопрос не только учебной деятельности, а и нравственной культуры.

На протяжении многих лет ведётся дискуссия на тему: «Педагогическая оценка на уроке музыки». Постоянно, год за годом встаёт один и тот же вопрос: в какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них музыкальной культуры может быть оценено учителем? Как следует подходить к оценке исполнительской деятельности учащихся?

Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки(«1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства-этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки?

Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика.

Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях, размышлениях ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех.

Всегда можно у ребёнка со слабым слухом,с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию, в высказываниях об услышанной музыке на уроке.

Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк.

Одна крайность-пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность-проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем.

И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика.

Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов(а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю(а не только отвечать на его вопросы),в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует.»

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.



Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

Тетрадь на уроках музыки.

Требования к ведению тетради для учащихся 5-7 классов.

В тетрадь записываются:

1.Темы уроков.

2.Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.

3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4.Названия и авторы разучиваемых песен.

5.Сложно запоминающиеся тексты песен.

6.Музыкальные впечатления.

7.Сообщения, выполняемые учащимися по желанию(по темам отдельных уроков.)

8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.

Оценка выставляется за:

1.ведение тетради (эстетическое оформление;)

наличие всех тем;

аккуратность.

2.ведение словаря

3.выполненное домашнее задание.

4.самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос(тесты), игра «Угадай мелодию».







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал