- Учителю
- Рабочая программа по музыке 3 класс
Рабочая программа по музыке 3 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с нормативно- методическими документами, обеспечивающими реализацию программы;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденные образования Ульяновской области от 15.03.2012 г.№929- р,
Учебные планы на 2014-2015 учебный год утвержденные приказом МОУ Стемасской СОШ от
-Программы для общеобразовательных учреждений Начальная школа. 2класс.Учебно- методический комплект «Планета знаний»: Музыка. Т,И, Бакланова.-_М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2012год
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного ,общего. Среднего общего образования»
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от29 апреля 2014г №08-548
Программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и отраженных в его примерной программе по музыке для начальной школы.
Так же в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повышению роли художественного, в том числе - музыкального, образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений.
В Концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный аспект сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) . Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.
2.Общая характеристика учебного предмета
Главная цель программы - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает:
-
Формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.;
-
Формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
-
Формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативынм мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребенка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально- танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
-
Формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
-
Формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности.
Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных творческих и духовных способностей учащихся.
Одной из главных особенностей программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образоваетльного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно-эстетической культуры личности.
Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде.
Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включенных в программу произведениях воплощены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.
Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст заключается в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему включены следующее понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке, музыкальные предметы и предметный мир в музыке.
Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир».
Этнокультурный контекст обеспечивает углубленное знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества других народов России, с различными видами и жанрами музыкального фольклора, с разнообразными народными музыкальными инструментами, с понятиями «фольклор», «фольклорист», «Фольклорная экспедиция».
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отраженных в музыкальном искусстве образах различных времен года, природных стихий и т. д.
Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач.
Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства.
Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.
При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа предназначена для 3класса, на курс по учебному плану отводиться 34 часа -1 час в неделю.
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, а также уроков других типов. Используется фронтальная. Индивидуальная работа. Особое место в овладении курсом отводиться по формированию самоконтролю, самопроверки.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному росту учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловлено характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
-
мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
-
чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
-
эмоционально-ценностное отношение к произведениям народной и классической музыке;
-
понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
-
чувства сопричастности к культуре своего народа;
-
понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
-
положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
-
ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции;
-
уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
-
положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
-
мотивации к занятиям определенным видом музыкальной деятельности;
-
эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
-
исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
-
объяснять значение понятия «классическая музыка»;
-
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-
называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
-
называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
-
исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
-
различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
-
называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
-
использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
-
понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
-
устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
-
выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосые и с элементами двухголосия;
-
определять на слух основные жанры музыки;
-
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
-
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
-
различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
-
называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
-
передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
-
использовать приемы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
-
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
-
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
-
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
-
вносить коррективы в свою работу;
-
различать и соотносить замысел и результат работы;
-
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
-
решать творческие задачи, используя известные средства;
-
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
-
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
-
реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
-
планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
-
руководствоваться определенными техниками и приемами при выполнении музыкально-творческих заданий;
-
определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
-
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
-
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
-
различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
-
различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
-
сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного того же образа;
-
характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
-
группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
-
различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
-
устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
-
характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации);
-
сравнивать, группировать, классифицировать по родо-видовым признакам музыкального искусства;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приемы создания образов в музыкальных произведениях;
-
осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
-
объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;
-
выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
-
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;
-
участвовать в коллективном обсуждении;
-
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
-
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-
выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
-
слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времен - прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
-
активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
-
выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
-
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
-
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т.д.
В третьем классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по знаменитым концертным залам, музыкальным театрам и музыкальным музеям. Учащихся ждут новые встречи с композиторами-классиками и с шедеврами отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Также предусмотрено знакомство с некоторыми образцами церковно-певчее кого искусства как части отечественной музыкальной культуры.
Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее* и «Школа Скрипичного Ключа».
Содержание программы может варьироваться с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем учащихся, наличия музыкальных записей, нотного материала и других факторов.
Учебно -тематическое планирование
3 класс (34 ч)
«В концертном зале» (15 ч)
«В музыкальном театре» (11 ч)
«В музыкальном музее» (8 ч)
№
Название раздела
Количество часов
1
В концертном зале
15
2
В музыкальном театре
11
3
В музыкальном музее
8
8. Материально -техническое обеспечение
№ п п
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
1.библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Т.И. Бакланова. Музыка 3 класс. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. - М., АСТ, Астрель. 2012.
Учебники
Учебник «Музыка» 3 класс Т.И. Бакланова (Москва АСТ «Астрель» 2011 г.)
Рабочие тетради
Методические пособие
Проверочные работы
2.Печатные пособия
3.Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер
Персональный компьютер с принтером
4.Учебно- практическое оборудование
Хрестоматия музыкального материала.
Фонохрестоматия
5.Оборудоване класса
Ученические столы двухместные с комплектов стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
№
Тема урока
дата
Кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты
Форма
органи-
зации
позна-
ватель-
ной дея
тельности
Формы
контроля
Средства обучения
Домашняя работа
предметные
Метапред метные (УУД)
Личностные
В концертном зале
1
Концертные залы
1
Ком-
би-
ни-
ро-
ван-
ный
понимать, что такое концерт, концертные залы, знаменитые концертные залы, афиша и программа концерта, правила поведения в концертном зале.
слушать и исполнять знакомы произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении.
Выполнять упражнение арт-терапии «Зеркало».
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам музыки. Получить представления о роли музыки в жизни человека.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Внешний
Учебник с. 6-7
Учебник с. 6-7
В.4
2
Концерт хоровой музыки.
1
Ком-
би-
ни-
ро-
ван-
ный
распознавать, что такое хор, виды хоровых коллективов, известны российские хоры. Правила поведения хора на сцене.
слушать и воспринимать хоровое пение.
Выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства.
Оценивать свои эмоциональные реакции. Развивать самостоятель-ность в поиске решения различных музыкальных задач.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
Учебник с.8-9
Учебник с.8-9
В.3
3
Концерт хоровой музыки: гимн.
1
Ком-
би-
ни-
ро-
ван-
ный
Определять гимн, виды гимнов.
выполнять упражнение арт-терапии «Пробуждение»
Объяснять, какие образы были использова ны в музыке, включаться в самостоя тельную творческую деятель ность. Исполь зовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
Государственный гимн Российской Федерации (муз. А.Александрова, сл. С. Михалкова), песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна)., учебник с. 10-13.
Слушать гимн России и исполнять
4
Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.
1
Ком-
би-
ни-
ро-
ван-
ный
распознавать понятия: церковный хор, знаменный распев, концерты церковных хоров.
исполнять хоровое пение.
Наблюдать музыкальные образы, различать их эмоциональное состояние; выражать свое отношение к музыкальным образам;
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу музыкального произведения
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Работа в парах.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
Всенощное бдение» П.И. Чайковский, учебник с .14-17
учебник с .14-17 в 2.
5
Концерт хоровой музыки: хор.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
Различать различные жанры хоровой музыки и ее художественные образы, хоры русских композиторов-классиков, хоровые «краски», творчество композиторов П.И. Чайковского и Н.М. Римского-Корсакова.
эмоционально реагировать и выразительно исполнять хоровое пение.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу музыкального произведения
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
Евгений Онегин» П.И. Чайковский, хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова), учебник с. 18-19.
учебник с. 18-19. В.1
6
Концерт хоровой музыки: кантата.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
Определять понятие «кантата», музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.
эмоционально реагировать и выразительно исполнять русские народные песни.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу музыкального произведения. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
«Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невсаий» С.С. Прокофьева), песня «Родина моя» (муз. Ю.Гурьева, сл. С. Виноградовой), учебник с. 20-21.
учебник с. 20-21.
7
Концерт камерной музыки.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
Распознавать понятия: камерная музыка, камерная вокальная и камерная инструментальная музыка, малые музыкальные формы, знаменитые музыкальные исполнители.
анализировать средства музыкальной выразительности участвовать в беседе о музыкальных образах камерной музыки.
Воспитывать уважительное отношение к творчествукак своему, так и других людей; высказывать мнение о том, как музыкальное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться и посещать концерты классической камерной музыки. Выполнять правила этикета
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, само-конт-роль
Произведения камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов, учебник с.24-25
учебник с.24-25 в.3
8
Концерт камерной музыки: романс.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
различать: романс, музыкальные «краски» и образы романсов.
слушать и выразительно исполнять романс, выполнять упражнения арт-терапии.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу музыкального произведения
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Само-конт-роль
Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл.М.Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева, сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортилы» из к/ф «Приключени Буратино», (муз. А. Рыбникова, сл. Ю.Энтина),учебник с. 26-27
Слушать романсы, выполнять упражнения арт-терапии: «цветок», «перекличка птиц», «Волны».
Учебник с. 26-27
Слушать романсы, выполнять упражнения арт-терапии: «цветок», «перекличка птиц», «Волны
9
Концерт камерной музыки: пьеса.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
определять: пьеса, композитора А. Лядова и его пьесы для фортепьяно.
анализировать средства музыкальной выразительности
отвечать на вопросы, слушать и выразительно исполнять «праздничную», веселую музыку.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам музыки.
Фронтально индивидуальная работа.
Внешний
Бирюльки», «Про старину» А.Лядова, учебник с. 30-31
учебник с. 30-31. В.1-3
10
Концерт камерной музыки: соната.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
определять сонату, композитора Л. В. Бетховена, его сонаты.
анализировать средства музыкальной выразительности
отвечать на вопросы, слушать и выразительно исполнять «музыку весны».
Понимать цель выполняемых действий; включаться в самостоятельную творческую деятельность
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам музыки.
Фронтально-индивидуальная работа.
Внешний
Соната № 14 («Луная») Л.В. Бетховена, картины М. Чюрлениса, учебник с . 32-33.выполнять упражнения арт-терапии.
учебник с . 32-33. выполнять упражнения арт-терапии
11
Концерт симфонической музыки
1
Ком-
би-
ни-
ро- ван-ный
Распознавать
симфоническую музыку, симфонический оркестр, музыкальные инструменты симфонического оркестра, знаменитые симфонические оркестры.
анализировать средства музыкальной выразительности в произведениях;
Анализировать музыкальные произведения, выражать собственное эмоциональное отношение к услышанному использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и позна вательных задач
Положитель ная мотивация и познаватель ный интерес к урокам музыки.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Внешний
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества», Гимн РФ, учебник с. 36-37.
учебник с. 36-37. В 3.
12
Концерт симфонической музыки: симфония.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
Распознавать симфонию, о связи симфонической и народной музыки, музыкальные и поэтические образы природы..
анализировать средства музыкальной выразительности в произведениях;
участвовать в беседе, анализировать услышанную музыку.
Использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных и позна вательных задач; ана лизировать разную музыку, выражать собственное эмоциональ ное отношение к музыке.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Индиви-дуаль-
ная
работа, фронтальная.
Само
конт-
роль, взаимо-контроль
Симфония №1 (Зимние грезы) П. И. Чайковский, учебник с. 38-39
учебник с. 38-39
13
Концерт симфонической музыки: А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская»
1
Комбинированный урок
определять симфонию, композитора, А. Бородина, героические музыкальные образы.
различать русскую музыку и зарубежную, представлять музыкальные образы.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Анализиро вать услышанную музыку, выражать собственное эмоциональное отношение к услышанному.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Индиви-дуаль-
ная
работа
Внешний
Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин, учебник с. 42-43.
учебник с. 42-43.в.3
14
Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.
1
Комбинированый урок
Определять симфоническую картину, сказочные музыкальные образы.
сравнивать произведения, классифицировать их по видам. Оценивать свои творческие достижения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Индивидуальная
работа
Внешний
Симфоническая картина А. Лядова «Баба-Яга», «Волшебное озеро», учебник с. 44-45
учебник с. 44-45.
15
Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита.
1
Ком-
бини
рованный
Определять симфоническую сюиту, музыкальные образы русской старины..
ориентироваться в учебнике; участвовать в беседе о музыке как части национальной культуры;
исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от народа.
Понимать цель выполняемых действий. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Адекватно оценивать правильность выполнения задания
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Индиви-дуаль-
ная
работа
Внешний, самоконтроль.
Записи песен и инструментальной музыки народов России.
Учебник с.38-39
Учебник с.38-39 в.1.
В музыкальном театре
16
Музыкальные театры
1
Ком-
бини
рован-ный
Знать, что такое музыкальный театр, виды музыкальных театров, знаменитые музыкальные театры, правила поведения в театре.
эстетически оценивать окружающий мир;
решать творческие задачи.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать и выслушивать партнера, договаривать ся и приходить к общему решению, работая в паре и группе исполнять песни.
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам музыки.
Индивидуальная
работа
Самоконтроль и внешний.
«Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковский, хор «Славься!» из опреы «Иван Сусанин» М. И. Глинка, учебник с. 58-59.
учебник с. 58-59.
17
Опера
1
Ком-
би-
ни-
рован-ный
распознавать понятие «опера», виды искусства, объединенные в оперном спектакле, историю возникновения оперы Либретто.
эстетически оценивать окружающий мир;
решать творческие задачи.
Определять цель учебной деятельности; различать и соотносить замысел и результат работы; воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и великих композиторов.
Формировать эмоционально - ценностное отношение к произведени ям музыки.
Индиви-дуаль-
ная
работа
Самоконтроль, внешний.
. Опера «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, хор «Девицы-красавицы» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», учебник с. 60-65.
учебник с. 60-65. Слушать фрагменты опер, повторять исполнение фрагментов хоров из опер
18
М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»
1
Ком-
би-
ни-
рован-ный
распознавать русскую классическую оперу, реальные и фантастические музыкально-поэтические образы.
определять настроение в музыке; решать творческую задачу.
Передавать настроение в творческой работе с помощью музыки,
воспитывать и развивать музыкальный вкус учащегося, его интеллектуальную и эмоциональную сферу, творческое воображение, способность давать эстетическую оценку.
Формировать эмоционально - ценностное отношение к произведени ям музыки М.И. Глинки.
Индивидуальная
работа
Самоконтроль, внешний.
Хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, марш Черномора, фрагменты опреы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», учебник с. 66-69.
учебник с. 66-69. Слушать хор, старинные народные свадебные песни, песню Бояна, фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила
19
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка).
1
Ком-
би-
ни-
рованный
определять старинную классическую оперу, музыкальные образы древнерусской мифологии и традиционной народной культуры.
работать в коллективе;
анализировать жизнь и творчество композитора,
ценить отношения в семье.
Планировать и реализовы-вать совмест-ную работу, договаривать ся о результа те. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Формировать эмоционально - ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности
Индиви-дуаль-
ная
работа
Самоконт-роль, внешний.
Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», учебник с. 70-75.
учебник с. 70-75. Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова « Снегурочка», исполнять русские народные песни «Прощай, МАсленица»,
20
Оперы для детей.
1
Ком-
би-
ни-
рован-ный
распознавать детский музыкальный театр, оперы современных композиторов для дететй.
Уметь
работать в коллективе;
анализировать жизнь и творчество композитора,
ценить отношения в семье.
Планировать и реализовы вать совмест ную работу, договариваться о результа те. Воспиты вать уважи тельное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Формировать эмоционально - ценностное отношение к операм, музыкальным театрам.
Индиви-дуаль-
ная
работа
Самоконт-роль, внешняя
«Песенка веселых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», «Репка», учебник с. 76-79
учебник с. 76-79. В.3
21
Балет. П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро».
1
Ком-
би-
ни-
рованный
отличать балет, виды искусства, объединенные в балетном спектакле, историю возникновения балета.
Уметь определять вид искусства балет как крупном музыкально-сценическом произведении.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклас сников, оценивать высказывания по поводу патриотической темы в музыке; выслушивать партнера.
Формировать эмоционально - ценностное отношение к произведени ям П. И. Чайковского
Индивидуальная
работа
Самоконтроль, внешний.
П. И. Чайковский «Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец», учебник с. 80-83.
учебник с. 80-83.
22
Балет. П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица».
1
Ком-
би-
ни-
рованный
Знать музыкально-хореографические образы красавицы, принца и других сказочных персонажей.
Уметь эстетически оценивать окружающий мир;
решать творческие задачи.
Определять цель учебной деятельности; различать и соотносить замысел и результат работы; воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и великих композиторов.
Положитель ная мотивация и познава тельный интерес к урокам музыки и творчеству П.И. Чайковского.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа.
Самоконтроль, внешний.
П.И. Чайковский «Спящая красавица», учебник с. 84-85.
учебник с. 84-85. В 3.
23
Балет. И. Ф. Стравинский. Балет « Петрушка».
1
Ком-
бини-
рованный
Распознавать музыкально-хореографические образы, историю «Русских сезонов» в Париже.
определять вид искусства балет как крупном музыкально-сценическом произведении.
Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронтально-индивидуальная работа.
Взаимопроверка, само контроль
И. Ф. Стравинский «Петрушка», учебник с. 86-89.
учебник с. 86-89.
24
Балет: В детском музыкальном театре.
1
Ком
бини
рованный
распознавать детский музыкальный театр, детские оперные спектакли, сказочные музыкально-хореографические образы.
музицировать на музыкальных инструментах звуковую импровизацию.
Понимать цель выпол няемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осу ществлять поиск необ ходимой ин формации, используя различные справочные материалы
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронталь
индивидуальная работа
Взаи-мопровер ка, само контроль
П. И. Чайковский «Щелкунчик», С. С. Прокофьев «Золушка», учебник с. 90-91.
учебник с. 90-91. В.2
25
Оперетта.
1
Комби
нированный
понятие «оперетта», театры оперетты, Детские оперетты, сказочные образы в опереттах.
определять ударные музыкальные инструменты, музицировать на музыкальных инструментах.
Понимать цель выпол няемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы;
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронтально-индивидуальная работа.
Взаи-мопровер ка, само контроль
Муз. И. Штрауса «Летучая мышь», муз. И. Кальмана «Принцесса цирка» и «Королева Чардаша», учебник с. 92-93.
учебник с. 92-93.
26
Мюзикл.
1
Ком-
би-
ни-
ро-ван-ный
распознавать мюзикл и его происхождение, мюзиклы зарубежных и российских композиторов, детские мюзиклы.
проводить сравнительный анализ мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства.
Понимать цель выпол няемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронтально-индиви-дуальная работа.
Взаимопро верка, само-контроль
Мюзикл «Ветсайдская история», «Кошки», А. Журбин «Принц и нищий», учебник с. 94-95.
учебник с. 94-95.
В музыкальном музее.
27
Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.
1
Урок отчет
Распознавать музыкальный музей, виды музыкальных музеев. Музыкальный экспонат, Музеи музыкальной культуры М. И. Глинки, Дом-музей П.И. Чайковского.
видеть культурное наследие, необходимость его сохранения.
Различать и соотносить замысел и результат работы; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказыва ния по поводу инструментальной музыки
Положитель ная мотивация и познаватель ный интерес к урокам изобразитель ного искусства
Фронтально-индиви-дуальная работа.
Взаи-мопро-верка, самоконт-роль
П.И. Чайковский «16 песен для детей», учебник с. 102-105
учебник с. 102-105. Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского, исполнять песни П.И. Чайковского.
28
Музыкальные иснтсрументы.
1
Ком
бини
рованный
экспонаты музыкальных музеев.
оценивать окружающий мир по музыке, слушать игру на музыкальных инструментах и исполнять на музыкальных инструментах в ансамбле.
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей Подбирать информацию из различных источников.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета
Фронтально-индивидуальная работа
Само оценка, внешний.
На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка», песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы), учебник с. 106-111.
учебник с. 106-111. В.2-3
29
Музыка и техника.
1
Ком
бини
рованный
экспонаты музыкальных музеев старинные музыкальные автоматы.
исполнять на музыкальных инструментах, проводить сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки..
Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; давать оценку оценивать свои творческие достижения.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Индиви-дуаль
ная
работа
Самоконтроль, внешний.
учебник с. 112-113. Сообщение о композиторе
учебник с. 112-113. Сообщение о композиторе
30
Музыка и изобразительное искусство.
1
Ком
бини
рованный
Знать экспонаты музыкальных музеев.
Уметь музицировать на музыкальных инструментах звуковую импровизацию и исполнять песни.
Планировать и реализовыватьсовместную работу, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Фронтально-индивидуальная работа.
Взаимопроверка, внешний.
«Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера), учебник с. 114-117.
учебник с. 114-117.
31
Музыка и книги.
1
Ком
бини
рованный
Распознавать экспонаты музыкальных музеев.
определять из множества книг книги о музыке и нотные книги.
Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Индивидуальная
работа
Самоконт роль, внешний.
«Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы), «песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера), учебник с. 118-119.
учебник с. 118-119. В.2
32
Школа скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Урок 1. Мажор и минор.
1
Ком
бини
рованный
понятия «лад», «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «тональность», «сольфеджио».
определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях.
Планировать и реализовывать совместную работу, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Индиви-дуаль-
ная
работа
Само-контроль, внешний.
«Наш веселый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка», песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль». учебник с. 124-125.
учебник с. 124-125.в.5
33
Школа скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Урок 2.Интервалы.
1
Ком
бини
рованный
Знать о певческом дыхании, звукоизвлечении, звуковедении, дикции, охране голоса.
исполнять вокальные упражнения.
Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Фронтально-индивидуальная работа.
Взаи-мопроверка, само-контроль
Исполнять вокальные упражнения, повторять песни из репертуар 3 класса. Песни и произведения из репертуара 3 класса.
Учебник с. 126-127
Исполнять вокальные упражнения, повторять песни из репертуар 3 класса. Песни и произведения из репертуара 3 класса.
Учебник с. 126-127.
34
Школа скрипичного ключа: хоровой класс.
1
Ком
бини
рованный
о певческом дыхании, звукоизвлечении, звуковедении, дикции, охране голоса.
исполнять вокальные упражнения, хоровое пенрие.
Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Фронтально-индивидуальная работа.
Взаи-мопроверка, само-контроль
Песни и произведения из репертуара 3 класса.
Учебник с. 128-129
Исполнять упражнения на распевание, повторять хоровые произведения из программы 3 класса
35
Резерв
1