7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке. 2 класс

Рабочая программа по музыке. 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей художественно-эстетического цикла



Протокол № _______

От «__»___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________Е.Ф. Кузьменко

от « ___» __________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ

«Школа-гимназия №39»

______________ В.П. Дюличев

Приказ №______

От «___»________2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

Базовый уровень

для 2 «А», «Б», «В» класса

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34




Составитель:

учитель музыки

Веселова Л.А.















г. Симферополь,

2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа построена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);

2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа-гимназия №39»

3. Авторской программы - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.


Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки ка основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Для реализации программного содержания используются следующие пособия:

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. - М.: Просвещение, 2010

2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:

3. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

















Общая характеристика учебного курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки, религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Немецкого, что будет указывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматривается в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразие его форм проявление и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятие музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу - художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целостность - заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование музыкальных пьес программного характера; основание элемента музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на тему полюбившихся музыкальных произведений, эскизов, костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ, концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие к музыке, размышление о ней и воплощение образного содержание в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщение, классификация различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные лини, указанные музыкальные произведения. Название разделов являются выражение художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.


Место предмета в базисном учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в основной образовательной программе МБОУ «Школа-гимназия №39». Курс «Музыка» изучается в 2 классе в объеме 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебные недели).


Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс «Музыка», развивая умение учиться, признан формировать у ребенка современную картину мира.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

2 класс

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса

обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание программного материала

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия).Различные виды музыки - инструментальная.Песенность.

Композитор - исполнитель - слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).Региональные музыкально-поэтические традиции.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5.Природа и музыка. Прогулка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч.)

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Ямала.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов.Региональные музыкально-поэтические традиции

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Урок 13. Молитва.

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 14. С Рождеством Христовым!

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.Народные музыкальные традиции Отечества.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. НРК.Вороний праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 21. Балет.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая.Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 24. Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Увертюра к опере.

Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Обобщающий урок 3 четверти.

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 29. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор - исполнитель - слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 31. Все в движении. Попутная песня.Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Содержание примерного музыкального материала:

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.




Учебно-тематический план предмета «Музыка» 2 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.


Россия-Родина моя.

3


1

Мелодия.

1


2

Здравствуй, Родина моя!

1


3

Гимн России.

1

День, полный событий.

6


4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1


5

Природа и музыка. Прогулка.

1


6

Танцы, танцы, танцы…

1


7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1


8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1


9

Обобщающий урок 1 четверти.

1



«О России петь - что стремиться в храм».

7


10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1


11

Русские народные инструменты.

1


12

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

1


13

Молитва.

1


14

С Рождеством Христовым!

1


15

Музыка на Новогоднем празднике.

1


16

Обобщающий урок 2 четверти.

1

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3


17

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1


18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1


19

Проводы зимы. Встреча весны…

1


В музыкальном театре.

5


20

Детский музыкальный театр. Опера

1


21

Балет.

1


22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1


23

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

1


24

Увертюра. Финал.

1

В концертном зале.

5


25

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Обобщающий урок 3 четверти.

2


26


27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1


28

«Звучит нестареющий Моцарт».

1


29

Симфония № 40. Увертюра

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

5


30

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган).

И все это - Бах.

1


31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1


32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1


33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1


34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1

1


итого

34

2


Контроль уровня обученности.


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

16

Обобщающий урок 2 четверти.

Итоговый - письменный

тест

34

Могут ли иссякнуть

мелодии?

Обобщающий урок.

Итоговый

тест


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, В устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.

Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия в виде теста.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Общими критериями оценивания результативности обучения музыки являются следующие:

- индивидуальный прогресс в совершенствовании хорового , ансамблевого и сольного пения;

- индивидуальный прогресс в пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях;

- индивидуальный прогресс в игре на музыкальных инструментах;

- индивидуальный прогресс в инсценировании песен, сюжетов сказок;

- умение прочитать и понять нотную грамотность;

- интерес к музыке, расширение музыкального кругозора.

Способами оценивания результативности обучения музыки являются:

- тестирование;

- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, жанровой принадлежности музыкальных произведений;

- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

- выполнение заданий по ориентировке в книгах;

- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой

деятельности (в составлении выставок, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; наблюдения за музыкальной деятельностью учащихся;


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2014

Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» (CD, mp 3)

Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2014г.

«Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2014г.


Литература

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

Лопатина А.Волшебный мир музыки / А. Лопатина, М. Скребцова. М. :Амрита-Русь, 2009. (Серия «Семейное воспитание»).

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.: Айрис-пресс, 2007.

Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2006

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция -

12.Российский общеобразовательный портал http://music.edu.


Календарно-тематическое планирование 2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Класс

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

1 четверть (9 часов)

Тема раздела: Россия - Родина моя (3 часа)

1.

2-А



2-Б



2-В

Мелодия.

«…И вот она - светла, легка, чиста -
Мелодия - плывёт неторопливо.
В мир музыки волшебный и красивый
Раскроет двери нам она»


«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


Научатся определять какими чувствами наполнена музыка.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки

Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель!

2.

2-А



2-Б



2-В

Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края.

Научатся отличать марши от песни марша.

Регулятивные: преобразовывать

познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в паре, группе).

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

3.

2-А



2-Б



2-В

Гимн России.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Гимн Крыма»

А.С.Караманов

Выучат гимн России.

Регулятивные: ставить новые

учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой' информации. Коммуникативные : ставить вопросы и обращаться за помощью




Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетических взглядов на мир в его целостности, художественной самобытности и разнообразия


Тема раздела: День, полный событий (6 часов)

4.

2-А



2-Б



2-В

Музыкальные инструменты (фортепиано)

«Оттенки звуков и мелодий цвет

Не передать обычными словами

И фортепиано- королевский инструмент

Пусть поведёт беседу с вами…»


Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.


Научатся слушать пьесы, объяснять значения терминов.

Регулятивные: формулировать

учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач


5.

2-А



2-Б



2-В

Природа и музыка. Прогулка



« Где музыка берёт начало…»


Утро-вечер», «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский, «Прогулка»С.С.Прокофьев

Р.Шуман«Весёлый крестьянин»


Научатся отличать пьесы Мусоргского и Прокофьева

Регулятивные: формулировать

учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию


Внутренняя

позиция, эмоциональное развитие и сопереживание

6.

2-А



2-Б



2-В

Танцы…Танцы…Танцы.



«Невесома и прекрасна,

Грациозна и легка -

Вот она, богиня танца,

И видна издалека»


Пьесы из «Детского альбома».

«Полька»

«Вальс»

«Камаринская»

П.И. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С.С.Прокофьев.

«Тарантелла»


Научатся представлять танцевальные жанры музыки. Познакомятся с графической записью мелодико-ритмической основы вальсов Чайковского и Прокофьева.


Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

7.

2-А



2-Б



2-В

Эти разные марши. Звучащие картины.


П.И.Чайковский«Марш деревянных солдатиков», «Марш»

С.С.Прокофьев

«Шествие кузнечиков»

«Ходит месяц над лугами»

Научатся слушать марши.

Регулятивные: Формулировать и

удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: проявлять

активность в решении задач

Принятие образа хорошего ученика

8.

2-А



2-Б



2-В

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

« Мама шторки закрывает,

Свет тихонько выключает.

Мама к детям подойдет

Колыбельную споёт…»

С.С.Прокофьев «Сказочка»

П.И.Чайковский «Нянина сказка»

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.


Выучат колыбельную песню «Спят усталые игрушки».

Регулятивные: использовать

установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

Наличие

эмоционального отношения к искусству


9.

2-А



2-Б



2-В

Обобщающий урок 1 четверти.

Музыкальный материал 1 четверти


Исполнят изученные песни.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать

общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

2 четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч.)

10.

2-А



2-Б



2-В

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

«Великий колокольный звон» из оперы

«Борис Годунов». М. Мусоргский.


Научатся различать звон колоколов.

Регулятивные: выполнять учебные действия

Познавательные: использовать

общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

11.

2-А



2-Б



2-В

Русские народные инструменты.


Русс.нар. песни

«Светит месяц» (вариации на русс.нар. песню)

«Калинка»

Научатся различать русские народные инструменты.

Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)


Наличие эмоционального отношения к искусству

12.

2-А



2-Б



2-В

Святые земли русской. Князь Александр Невский, Сергий Радонежский.

«Когда при жизни человек творит добро,

Народ не забывает имени его…»


С. Прокофьев.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».


Научатся слушать мелодии Прокофьева

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (работать в группе)


Наличие эмоционального отношения к искусству

13.

2-А



2-Б



2-В

Молитва



«Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет…»


П. Чайковский. «Утренняя молитва»,

«В церкви».


Познакомятся с пьесой Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (работа в группе)


Наличие эмоционального отношения к искусству

14.

2-А



2-Б



2-В

С Рождеством Христовым!

«Пусть рождественское чудо

С нами следует повсюду»

«Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.


Научатся прослушивать балет-сказку Чайковского «Щелкунчик». Выучат песню «Рождественская песенка»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации.

Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

15.

2-А



2-Б



2-В

Музыка на Новогоднем празднике.

Выучат новогодние песни.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

16.

2-А



2-Б



2-В

Обобщающий урок 2 четверти.


Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 2 четверть.


Научатся разыгрывать народные песни и сказки.

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)


Наличие эмоционального отношения к искусству

3 четверть (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

17.

2-А



2-Б



2-В

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

«Словно радуга живая

В ярких красках расцвела,

Огневая, вихревая

Пляска русская пошла».


Рус.нар.песня«Светит месяц», «Камаринская»Рус.нар.песня«Выходили красны девицы»«Наигрыш». А. Шнитке.М.И.Глинка«Камаринская»П.И.Чайковский«Камаринская»


Научатся определять плясовые наигрыши, тембр музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

18.

2-А



2-Б



2-В

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.


«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Научатся сравнивать мелодию народной плясовой «Камаринская» с одноименной пьесой из «Детского альбома» Чайковского.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей

Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба.

19.

2-А



2-Б



2-В

Проводы зимы. Встреча весны… Вороний праздник.

Масленичные песенки.

Тат.нар.музыка.

Песенки-заклички, веснянки, игры, хороводы.


Разучат масленичные песенки «А мы масленицу дожидаем», «Едет масленица дорогая»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.




20.

2-А



2-Б



2-В

Детский музыкальный театр. Опера.

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»


«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

Научатся инсценировать импровизацию русской народной сказки «Теремок»

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

21.

2-А



2-Б



2-В

Балет

«Я снова вижу голубой далёкий свет.

Прекрасным принцем мне является балет.

Он позолоченную туфельку даёт,

И за собою в мир загадочный ведёт».


«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.


Научатся сопоставлять основу содержания балета. Разучат песню «Сказки гуляют по свету».

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

22.

2-А



2-Б



2-В

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.




«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.


Научатся определять образный строй музыки. Принадлежность к песенной, танцевальной или маршевой сферам




Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным музыкально-практической деятельности

23.

2-А



2-Б



2-В

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

«Наступает миг чудесный,

мы в театр пришли опять,

Сказка - это интересно,

будем сказку начинать!»

М. Глинка.

Сцены из оперы

«Руслан и Людмила»:

«Песня Баяна»,

«Выход Черномора»,

«Сцена похищения Людмилы»


Заинтересуются восприятием музыки, вокализацией основных тем. Выучат заключительную часть оперы

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

24.

2-А



2-Б



2-В

Увертюра. Финал.


М. Глинка.

Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра. Финал


Узнают что увертюра это вступление к опере.

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно

Выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

25.

2-А



2-Б



2-В

Симфоническая сказка. С.Прокофьев «Петя и волк».

«Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!»

С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Научатся слушать симфоническую сказку.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

26.

2-А



2-Б



2-В

Обобщающий урок за 3 четверть.

Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть.


Умеют узнать знакомые произведения.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.


IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

27.

2-А



2-Б



2-В

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.


«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.


Познакомятся с пьесами из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

28.

2-А



2-Б



2-В

Звучит нестареющий Моцарт.

«Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарт.


Познакомятся с творчеством Моцарта, пьесой «Картинки с выставки».

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, принимать участие в групповом музицировании.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

29.

2-А



2-Б



2-В

Симфония № 40. Увертюра.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.


Научатся сравнивать звучание фрагментов двух увертюр - русского композитора Глинки из оперы «Руслан и Людмила» и зарубежного композитора Моцарта из оперы «Свадьба Фигаро»


Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

30.

2-А



2-Б



2-В

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах.

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2;токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.


Познакомятся с творчеством Баха. Разучат песню «За рекою старой дом».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

31.

2-А



2-Б



2-В

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

М.И.Глинка «Попутная песня»

Г.Свиридов «Тройка»

Разучат мелодии пьес Свиридова «Весна» И «Осень».

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение.


Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

32.

2-А



2-Б



2-В

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

«Музыкант и дирижер

радуются с нами:

про минор и про мажор

мы расскажем сами…»

Д.Б.Кабалевский «Клоуны»

«Кавалерийская»

«Карусель»

Научатся различать веселые и грустные песни.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.




33.

2-А



2-Б



2-В

Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).


Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.


Научатся сравнивать пьесы циклов по общим тематическим линиям: природа и человек в музыке, мир детских игр и увлечений.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.


Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

34.

2-А



2-Б



2-В

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающие урок

Обобщение музыкальных впечатлений за год


Научатся составлять афиши и программы концерта.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал