7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по музыке 'Ртищевские звоны'

Исследовательская работа по музыке 'Ртищевские звоны'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина

г. Ртищево Саратовской области»




Учебно-исследовательская работа

по музыке

«Ртищевские звоны»

Авторы:

Аммосова Полина,

учащаяся 7 А класса,

Арбузова Анна,

учащаяся 7 А класса

Руководитель:

Шурыгина Алла Ивановна

учитель музыки


г. Ртищево

2014 - 2015 учебный год


Содержание работы

  1. Введение ……………………………………………………………… 3

а) вступление

б) актуальность, постановка цели и формулирование задач (вопросов) исследования;

  1. Основная часть………………………………………………………. 5

а) знакомство с историей изготовления колокольчика неизвестного автора;

б) знакомство с историей храма во имя

святого благоверного и великого князя Александра Невского.

  1. Заключение…………………………………………………………….. 9

  2. Список использованных источников и литературы ……………

  3. Приложения (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.д.)……………………………………………………………………….


Введение.

На уроке музыки в 7 классе проводилась беседа о двух направлениях в музыкальной культуре: светской и духовной музыке. Говоря о духовной музыке, учитель рассказал нам об истории колоколов и колокольного звона. В качестве демонстрационного материала были показаны колокольчики, использующиеся в разных целях (школьный, сувенирный, для рыбалки и т.д.). Один колокольчик нас очень заинтересовал своей надписью и датой изготовления1890 г., которому уже 125 лет. Нам захотелось узнать производителя и историю создания данного колокольчика. Мы с помощью интернета просмотрели много фотографий и прочитали материалы, раскрывающие историю создания и развития колоколов. Наша исследовательская работа натолкнула нас на мысль об исследовании истории создания колоколов, находящихся в храмах нашего города, района.

Цель работы:

Образовательные:

  • познакомиться с историей создания колокола неизвестного автора и колоколов

во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского;

  • с целью расширения музыкального кругозора, познакомиться с историей

создания колокольного звона на Руси и с историей создания храма во имя

святого благоверного и великого князя Александра Невского.

Развивающие:

  • Развивать умение определять виды колоколов;

  • Развивать умение находить и анализировать необходимую информацию.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес и любовь к колокольному звону;

  • Развивать творческий интерес к духовной истории нашей

малой Родины, нашего города;

  • Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Задачи исследования:

  • собрать и обобщить материалы исследования;

  • установить изготовителя колоколов и историю их создания;

  • продолжить знакомство с духовной жизнью нашего города, района.

Методы исследования:

  • ознакомление с источниками и авторскими работами, справочной литературы в Интернете;

  • интервью, фото архив.

Объект исследования:

  • храм во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского;

  • колокольчик неизвестного автора.


Наша задача сегодня не только определить историю создания колоколов, но и познакомиться с материалами, архивными документами, характеризующими значимость нашего исследования, его актуальность.

На уроках музыки мы узнали, что колокольные звоны имели огромное значение в жизни русского народа: они были средством общения с народом. Извещали о праздниках и скорби, были сигналом пожаров, смене царя или начала войны….

История колоколов и колокольного звона широко отразилась и в русской культуре: поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы о колоколах и их влиянии на людей, художники рисовали картины, зодчие строили храмы с колокольнями, а композиторы создавали свои лучшие произведения о колокольных звонах, о духовной музыке.

Мы считаем актуальным изучение и получения знаний о колоколах и колокольных звонах, об истории их создания и мастерах, создающих «живой голос» истории.

Наши маленькие исследования приобретают особую для нас значимость и актуальность в связи с событиями, которые за многие годы привели жизнь Русского государства к уничтожению духовных ценностей, храмов, колоколен, которые являлись богатым культурным наследием нашего народа.

В настоящее время происходит развитие российской культуры, возрождение интересов к истории православия, а колокола в православной культуре имеют огромную значение.

И возрождение колокольного искусства, по нашему мнению, это возрождение традиций русского народа, возрождение потребности в колокольном звоне, его изготовлении.


Основная часть.


Перед нами стоит проблема установить авторство колокольчика, т.к. изготовитель нам не известен. Для этого мы обратились к материалам, фотографиям и архивным документам, используя в первую очередь Интернет.

По каким признакам можно установить принадлежность этого колокольчика?

Мы рассмотрели строение, надпись и орнамент на колокольчике и сравнили с фотографиями колоколов, изготовленных на Руси в разные времена и в разных городах лучшими литейщиками.

Оказалось, что этот колокольчик относится к поддужным колокольчикам, которые имели огромное значение в народном быту. Их использовали в почтовых курьерских тройках лошадей, подвешивались они под дугой над лошадью. Мы прочитали много исторических фактов о поддужных колокольчиках и легенд его происхождения.

Существовала легенда, что в 1478 году царь Иван III приказал снять с Софийской звонницы главный новгородский колокол и отправить в Москву, но по дороге колокол, на одном из Валдайских склонов свалился с саней и скатился в овраг, разбившись в дребизги. Но на этом месте все эти осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители, услышав звон колокольчиков, подобрали их и по их образцу стали отливать свои.

Колокольчик имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал своим звоном сердце, отгоняя скучные думы. Об этом говорят отлитые на колокольчиках напутственные надписи и крылатые выражения типа: "Езжай - поспешай, звони - утешай", "Звону много - веселей дорога". Об этом же говорят строки стихотворений: "Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит" (П. А. Вяземский).Колокольчик своим звоном как бы олицетворял лихую ямщицкую удаль.

Поддужные колокольчики были весьма популярны, они воспевались в произведениях известных поэтов (А. С. Пушкин, Ф. Н. Глинка, А. А. Блок, С. А. Есенин), прозаиков (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский Л. Н. Толстой), композиторов (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев), многочисленных народных песнях и романсах. А сила колокольного звона на восприятие человека описывались в книгах и фильмах. Например, в экранизации одноимённой повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»… А о его целительных свойствах описывается в известной трагедии Гете, где перезвон пасхальных колоколов заставил Фауста бросить кубок с ядом. Известный исследователь А. Афанасьев на основе многолетних наблюдений сделал вывод, что колокольный звон обладает целебным свойством. «В народе верят, что лучшим лечебным средством от головных болей и боли в руках является колокольный звон, - писал он, - Очень полезно от этих недугов собственноручно звонить в колокола, особенно на святой неделе». Старинный лечебник гласит: «Лучшее средство для снятия порчи - колокольный звон».

Рассматривая надпись на колокольчике, мы затруднялись сразу сделать определённый вывод. Какому изготовителю он принадлежит.

Надпись на колокольчике означала, что «сеи*колкаль*вылитъ*1890го* очень похожа на надпись на одном из Тульских колокольчиков: «ЛИТЪ*ВЪТУЛЕ*1821*МАСТЕРЪ*Ф*ЧЕНЦОВЪ*». Но сам текст был похож и на надпись на касимовских колокольчиках мастеров Кисловых. Колокольчик изготовлен из медно-оловянного сплава, способ его изготовления - литьё.

Перед нами стояла очередная задача уточнить авторство. Тогда мы зарегистрировались на сайте RetroV, обратившись за помощью к профессиональным экспертам и любителям-колликционерам. Ответ пришёл сразу от одного из коллекционеров, который утверждал, что колокольчик принадлежит мастерам г. Касимова. Назначение этого колокольчика -сигнальное.

Однако другой коллекционер любитель утверждал, что колокольчик принадлежит тульскому мастеру Ф. Ченцову.

Мы поняли, что изучение надписей, декоров и знаков очень трудная и объёмная работа.

Решение нашей проблемы зашло в тупик, но мы будем ждать ещё откликов специалистов. Даже, если мы и не узнаем истину, то всё равно нам было интересно затронуть эту тему, которая всё же расширила наш кругозор, помогла узнать так много нового в этом направлении.


Мы решили не останавливаться на достигнутом и продолжить свои исследования, но, уже поставив целью перед собой ознакомиться с историей создания колоколов храмов нашего города.

В Юго-Западном районе нашего города был воздвигнут храм во имя святителя Николая, и в октябре благочинный Ртищевского округа протоиерей Дионисий Абрамов совершил освящение колоколов, которые были приобретены на средства депутата областной Думы Ю.А. Заигралова.

В храме нам сказали, что колокола были изготовлены на Воронежском колокололитейном заводе «Вера», а установку производили специалисты центра «Спас» Ртищевского отделения МЧС.

Но больший интерес для нас представили колокола в храме во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского.

По благословлению и разрешению настоятеля храма священника Василия, мы поднялись на колокольню храма для продолжения своих исследований.

Чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы, мы познакомились с материалами истории создания самой церкви.

А история самой церкви начинается с её рождения.

17 (29) октября 1888 г. из Ялты в Санкт-Петербург мчался царский поезд. Недалеко от Харькова около ст. Борки произошло его крушение. Шесть вагонов (в том числе императорский столовый вагон, где находилась семья Александра III) «были разбиты совершенно…, а само крушение имело последствием смерть 21 человека, увечья и поранения получили 43 лица». «…все оказались живы, что без преувеличения было чудом».

Во многих городах стали строить храмы и часовни на пожертвования православного народа. Не осталось в стороне и Ртищево. Первые пожертвования были сделаны железнодорожниками и частными лицами в 1889г.

А в 1991 г. на средства Общества Рязано-Уральской дороги была построена каменная церковь. Она была рассчитана на 780 человек.

А далее церковь терпела различные преобразования. В 1917 г. в школе проводились комсомольские вечера, церковь не просто закрыли, а осквернили, сбросив кресты и купола, замазав краской церковную роспись.

Далее в здании размещался луб железнодорожников, затем библиотека, а в конце 1937 г. там находился аэроклуб. А в годы войны в здании лечили раненых.

С начала 1943 г. верующие подали более 25 ходатайств о возвращении церкви и в 1944 г. церковь была передана прихожанам, началось её возрождение.

Что же касается самих колоколов, то по рассказам, передающим из уст в уста, известно, что первые колокола были привезены из с.Урусово вместе с ценными иконами. Иконы принесли и сами прихожане. И из года в год церковь то разрушали, то восстанавливали.

Американский философ и писатель Джорж Сантаяна сказал:

Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение. (Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Тот, кто не учит историю, обречён её повторять.)

Так, что в архивных материалах тоже мало что известно о колоколах храма Александра Невского.

Поднявшись на колокольню, мы поставили перед собой задачу ознакомиться с колоколами и может выяснить дату создания и изготовителя. Мы рассмотрели оформление и надписи на колоколах. Мы узнали, что украшения колоколов имеют несколько видов. По орнаменту можно было определить его изготовителя или мастера. Во время беседы с настоятелем храма мы узнали, что самый старый это большой колокол, а остальные были подарены уже в советское время.

Для нас было просто открытием то, что надписи на колоколах - это строки из псалмов Царя Давида:

Псалом 46: «…Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареве нашему, пойте, яко Царь всей земли Бог, пойте разумно…». На среднем колоколе написано: «…ПОЙТЕ……РАЗУМНО….».

На трёх маленьких колоколах вылиты слова из отрывка Псалма 148 Царя Давида: «…Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Хвалите его ангелов и волшебство его, хвалите солнце и луна, хвалите звёзды света. Хвалите имя Бога своего…».

На колоколах отчётливо можно разглядеть два герба. Первый - это Святой Николай Чудотворец является помощником и заступником в житейских делах, поэтому в народе его называют «вторым после Бога заступником». У него просят помощи для родных и близких, находящихся в путешествии, молят о здоровье и благополучии, о помощи в каких-либо делах, учебе, помогает детям. Второй герб - это лик Александра Ярославовича Невского (1221?-1263) - князя новгородского в 1236-51, великого князя владимирского с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.

Иконы, надписи и узоры называются обнарядка - то есть то, что делает колокол, как вы правильно заметили, нарядным. Каждый новый колокол не похож на предыдущий именно своей обнарядкой.

Просмотрев множество эскизов орнаментов и рисунков на колоколах, мы выяснили, что орнамент среднего колокола принадлежит заводу по производству колоколов в Каменск-Уральском, частный завод «Пятков и К» - первый в России специализированный завод колокольного литья.

Это была наша первая победа!

На этом мы решили не останавливаться и продолжить свои исследования. Нам хотелось услышать мнения наших друзей об истории колоколов, поделиться с ними своими результатами. Мы провели небольшое интервью у учеников, и членов семьи.

Например, о отрывках из Псалма нам рассказала Настя Куприянова, которая посещает воскресную школу нашего храма, на некоторые, интересующие нас вопросы ответили учащиеся нашего лицея и бабушка Ани Арбузовой. Мы с удовольствием покажем Вам наш видео и аудио репортаж ( просмотр).

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства.

Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов. Искусство колокольного мастерство постепенно возрождается.

Говорят:

Икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке. Мы желаем вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики!

«…И пусть звонят, звонят колокола России

Благую весть несут во все края,

Любовью к ближнему живёт Россия.

Любовь и веру каждому даря.

«Плывёт над Ртищевом трезвон,

Он дарит нам Благую весть,

Он дарит нам Любовь, Надежду,

А Вера в Бога в каждом есть.

И громче пусть слышны трезвоны,

Над всей Россией пусть слышны.

Родные Ртищевские звоны,

Как вестник радости они!

Шурыгина А.И.


Заключение.


Анализируя результаты проведённых работ, мы сделали вывод:

На примере возрождения храмов в нашем городе и районе

возрождаются и традиции колокольных звонов.

Люди, услышав в виде колокольном звоне голос Божий,

задумаются о смысле жизни, будут приобщаться

к духовной культуре своего народа, своего родного края…

Мы считаем, что наша работа, наши исследования -

это маленький результат нашего духовного роста,

который должен служить в воспитании подрастающего

поколения.

Мы провели теоретическую и практическую работу

по сбору информации о колоколах нашего города,

в частности колоколах нашего храма Александра Невского,

использовали такие методики, как сбор и анализ информации,

интервью с учителями, учащимися и членами семьи, фото архив.

Список использованных источников и литературы:


  1. архивные документы и материала городского музея,

  2. справочные материалы Интернета,

  3. беседа с -настоятелем Александро-Невской соборной церкви Благочинным Ртищевского округа Соборного храма Василием Васильевым в честь Благоверного князя Александра Невского г. Ртищево

  4. А. К. Ганулич «К истории производства поддужных колокольчиков в России»

  5. Основание храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского

  6. Александро-Невская церковь - Википедия (Ртищево)

  1. Гербы на колоколах:

  2. Литейный завод в Каменск-Уральске:

13




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал