7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки'

Конспект урока 'Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки


Есипенок Наталья Геннадьевна,

преподаватель по классу балалайки

ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»



Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки

Задачи урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;

  • закрепить понятие «жанра» в музыке;

  • освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.

развивающие:

  • активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;

  • совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;

  • развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;

  • развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.

воспитательные:

  • воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

Жанр урока: творческая лаборатория.

ТСО:

  • балалайка - 2 шт.;

  • фортепиано - 1 шт.;

  • пюпитр - 1 шт.;

  • персональный компьютер, выход в сеть Интернет.

Место проведения: ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», кабинет индивидуальных занятий.


Методическое обеспечение:

  • рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»;

  • конспект урока;

  • конструкт и структура урока;

  • мультимедийная разработка урока.

Учебные пособия:

  • Хрестоматия для балалайка, 1-3 классы ДМШ: уч.пособие. [Ноты]./ В.Д. Глейхман. - М.: Кифара, 2004. - С.63.

  • Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ П.И. Нечепоренко, В.И. Мельников. - М.: Музыка, 1994. - С.151, С.175.

  • Цветков В. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ В. Цветков. - М.: МОУМЦ, 2000. - С.59.

Дидактический материал:

  • «Дневник музыкальных впечатлений»;

  • мини-тест «Собери цветок»;

  • план анализа музыкального произведения;

  • презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;

  • «Словарь музыкальных терминов»;

  • «Таблица-анализ музыкального произведения».

Наглядный материал:

  • иллюстрация «Полька»;

  • карточки «Ритмические формулы».

Раздаточный материал:

  • планшет «Средства музыкальной выразительности».

Диагностический материал:

  • диагностическая карта № 2

Музыкальный материал:

  1. Гамма До мажор.

  2. Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.

  3. Иванов Аз. «Полька».

  4. Шапорин Ю. «Колыбельная».

План проведения урока


  1. Организационный момент:

    1. Представление обучающегося.

    2. Создание благоприятной психологической атмосферы.

    3. Настройка инструмента.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

    1. Организация правильной посадки за инструментом.

    2. Сообщение темы, цели и задач урока.

    3. Проверка выполнения домашнего задания:

    1. Исполнение Гаммы До мажор - организация игровых движений (мелкая моторика, координация движений, постановка рук).

    2. Работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности».

    3. Исполнение Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.

  1. Основной этап урока.

    1. Выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки посредством проведения ряда экспериментов (на примере пьесы Аз. Иванова «Полька»).

    2. Обобщение и систематизация знаний.

    3. Работа с наглядным материалом.

    4. Элементарный анализ музыкального произведения:

      1. Работа с раздаточным материалом «План анализа музыкальных произведений».

      2. Работа с планшетом «Средства музыкальной выразительности».

  2. Заключительный этап урока.

    1. Подведение итогов урока (мини-лекция).

    2. Мини-тест «Собери цветок»

    3. Инструктаж домашнего задания.






Ход урока


Педагог:

Здравствуй, Арина. Проходи, пожалуйста. Приготовь всё, необходимое для урока.

учебные принадлежности: ноты, дневник, ручка,

нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов

Педагог:

Сегодня мы продолжим работу над пьесами, которые мы с тобой представим на академическом концерте в декабре. Скажи, что тебе было задано на дом?

Ученица:

На дом было задано: выучить на память «Польку», выразительно исполнять динамику, этюд подготовить к сдаче. На уроке мы разобрали пьесу «Колыбельная», дома нужно закрепить пьесу, обратить внимание на исполнение штрихов «legato» и срывы пальцами левой руки.

Педагог:

Всё верно. По традиции мы начнём урок с исполнения гаммы. Как ты считаешь: для чего нужно играть гаммы, упражнения и этюды?

Ученица:

Для того чтобы развивать технику, укреплять пальцы.

Педагог:

Правильно. Но кроме этого, при работе над гаммами и упражнениями мы ещё узнаём и закрепляем аппликатурные закономерности, новые приёмы звукоизвлечения, ритмическую организацию длительностей и затем применяем их в пьесах. Поэтому при самостоятельном разборе музыкального произведения у тебя не возникает ритмических, аппликатурных трудностей.

Сейчас, пожалуйста, исполни гамму До мажор.

педагог инструктирует исполнение гаммы:

  • умеренный темп, длительности затем

  • далее исполнить гамму «гитарным» приёмом.

ученица исполняет гамму До мажор

педагог контролирует посадку, корректирует движения рук, пальцев ученицы

Педагог:

Молодец, Арина! Ответь, пожалуйста, мне на такой вопрос: что изменялось в звучании гаммы при движении вверх и вниз?

Ученица:

Вверх я играла крещендо, а вниз - диминуэндо.

Педагог:

Верно. Подумай и ответь: изменился ли характер звучания при изменении ритма?

Ученица:

Да, изменился. Сначала было похоже на марш, а потом на танец.

Педагог:

Молодец! Арина, ритм, темп, динамика - каким определением мы можем объединить все эти понятия?

Ученица:

Это средства музыкальной выразительности.

Педагог:

Верно. «Средства музыкальной выразительности - как основа развития музыки» - тема нашего урока. Мы с тобой вспомним, что ещё относится к средствам выразительности в музыке, проведём небольшой эксперимент, раскроем значение средств выразительности в развитии музыки. Но в начале, предлагаю тебе разгадать небольшой кроссворд.

работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности»

ученица разгадывает кроссворд

Педагог:

Всё правильно. Итак, к средствам музыкальной выразительности мы относим: мелодию, ритм, динамику, лад, регистр, темп, тембр и всё начинается с интонации.

Одним из творческих заданий на дом было придумать название, рассказать о характере и изобразить музыку «Этюда-глиссандо» в рисунке.

ученица демонстрирует рисунок,

рассказывает о придуманном ею художественном образе

Ученица:

Характер у пьесы весёлый, жизнерадостный, шутливый. Композитор использовал мажорный лад, подвижный темп, чёткий ритм, динамические оттенки f, mf, штрих «staccato», красочные приёмы игры «глиссандо», срывы пальцами левой руки. Я нарисовала рисунок и дала ему название - «После дождя».

Педагог:

У тебя получился замечательный рисунок, и ты все правильно рассказала о характере пьесы и средствах выразительности используемых композитором. А сейчас исполни, пожалуйста, «Этюд-глиссандо».

ученица исполняет В.Панин «Этюд-глиссандо» без нот с аккомпанементом,

педагог наблюдает

Педагог:

Молодец! Продолжаем урок. Сейчас я предлагаю тебе исполнить «Польку» и проследить, какие средства выразительности использует композитор в раскрытии содержания пьесы. Задание понятно?

Ученица:

Да, понятно.

ученица исполняет пьесу Азария Иванова «Полька» с аккомпанементом,

педагог наблюдает и контролирует точное исполнение штрихов,

соблюдение аппликатуры, чёткость воспроизведения акцентов,

корректирует работу игрового аппарата, посадку ученицы

Педагог:

Спасибо, Арина! Мне понравилось твое исполнение.

Давай немного поговорим о пьесе. Посмотри на иллюстрацию картины «Полька». Давай вспомним, что такое полька?

педагог демонстрирует иллюстрацию и фотографию танца

Ученица:

Полька - это старинный чешский танец, жанр танцевальной музыки. Характер у польки быстрый, живой, размер 2/4, исполняется легко с опорой на сильную долю.

Педагог:

Всё верно. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для воплощения характера польки?

Чтобы тебе было легче анализировать произведение, я для тебя составила план анализа.

ученица работает с раздаточным материалом:

«План анализа музыкального произведения» и

планшет «Средства музыкальной выразительности»

Ученица:

«Полька» пьеса авторская, по жанру это танец, характер веселый, темп подвижный, ритм четкий, лад мажорный, динамика f, mf, штрих - «staccato».

Педагог:

Верно! Арина, как ты считаешь, изменится ли характер польки, если изменить хотя бы одно средство выразительности?

Ученица:

Думаю, что изменится.

Педагог:

Чтобы проверить это, мы с тобой проведём небольшой эксперимент.

Исполни, пожалуйста, польку в миноре.

эксперимент 1: ученица исполняет «Польку» в ля миноре

Педагог:

Спасибо! Арина, какой образ возник в твоем воображении, характер пьесы остался прежним или изменился?

Ученица:

Полька стала не весёлой, а грустной.

Педагог:

Так, а если изменить ритмический рисунок и темп?

педагог инструктирует выполнение заданий:

эксперимент 2: исполнить пьесу в миноре, в медленном темпе, ровными длительностями

эксперимент 3: исполнить пьесу в основной тональности, но в другом ритме


ученица исполняет «Польку»

Ученица:

В первом случае Полька прозвучала как песня, а во втором - как марш.

Педагог:

Хорошо, продолжим эксперимент: изменим динамику и лад. Исполни всё произведение на p и mp. Что получится?

педагог инструктирует выполнение задания:

эксперимент 4: исполнить пьесу в миноре и умеренной динамикой

ученица исполняет «Польку» в ля миноре на p и mp

Ученица:

В этот раз движение музыки как будто бы остановилось.

Педагог:

Спасибо, Арина! Мы убедились, что в музыке каждый образ или характер создаётся определённым сочетанием средств выразительности. У других видов искусств также есть свой язык, свои выразительные средства, с помощью которых поэт, писатель, художник или композитор выражает или изображает картины природы, радость или печаль. Например, в живописи основными выразительными средствами являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танца являются движения и жесты. Композитор грозный характер передаёт яркой динамикой, низким регистром в сочетании со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Каждое из средств выразительности имеет большое значение в развитии музыки, передаче образа или характера. Сегодня на уроке мы с тобой в этом убедились.

Арина, к сожалению, урок подходит к концу. Давай вспомним и обобщим, что мы делали на уроке, что тебе понравилось, может какие возникли в ходе урока проблемы?

Ученица:

На уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых мы раскрываем характер исполняемых пьес, их музыкальный образ. Провели эксперимент, научились анализировать музыкальное произведение.

Педагог:

Всё верно, Арина. И завершая урок, давай ещё раз повторим средства музыкальной выразительности. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери цветок».

педагог инструктирует условия игры:

необходимо составить цветок из отдельных лепестков, на каждом из которых написано название одного из средств выразительности;

педагог даёт определение средству выразительности,

ученица выбирает лепесток с соответствующим названием и составляет из них цветок

Педагог:


Молодец, Арина! Ты справилась с поставленной задачей.

Арина, хочу поблагодарить тебя за совместное творчество. Ты сегодня очень хорошо и плодотворно поработала на уроке, заслужила саму высокую отметку «отлично».

А сейчас - задание на дом:

  1. Гамму До мажор и «Этюд-глиссандо» подготовить к сдаче на техническом зачёте.

  2. «Полька» - контролировать четкость исполнения ритма, акцентов, стараться максимально точно воспроизвести музыкальный образ, характер пьесы.

  3. «Колыбельная» - провести анализ пьесы, используя «План анализа музыкального произведения», записать его в «Таблицу-анализ восприятия музыкального произведения», продолжить отработку штрихов, уделить внимание технически сложным местам.

  4. Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений».

педагог проводит инструктаж домашнего задания,

записывает его в дневник ученицы

Педагог:

На этом наш урок окончен. До свидания.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал