- Учителю
- Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 4 класс
Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 4 класс
Календарно - тематический план. Музыка. 4 класс.
34 часа (1 час в неделю)
п/п
Тема урока
Содержание курса
Характеристика деятельности учащихся
Информационно- методическое обеспечение
Дата по плану
Фактическая дата
«Россия - Родина моя».
1
Мелодия-душа музыки.
Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского.
Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
С.Рахманинов
«Концерт № 3»
2
Вокализ.
Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе.
Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка.
С.Рахманинов «Вокализ»
3
Жанры народных песен
Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают.
Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос.
«Березка»,
«Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»
Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
( оп. «Садко» фрагмент)
4
«Я пойду по полю белому...».
Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя.
Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.
5
«На великий праздник».
Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С.
Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант.
Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым
А.П.Бородин «Богатырская симфония»
«О России петь - что стремиться в храм...»
6
Святые земли Русской.
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.
Знать:
-имена святых, их житие, подвиги русских святых;
-понятия: стихира, величание.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки»)
«День, полный событий».
7
Образ Осени
Осень в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.
Знать: понятие лад (мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»
( из «Времен года»)
«Зимнее утро»
( из «Детского альбома»)
Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»
( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)
В.Шебалин «Зимняя дорога»
8
«Что за прелесть эти сказки...».
Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись.
Знать: понятия: опера, регистр, тембр.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»
( оп. «Садко»)
«Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)
9
Музыка ярмарочных гуляний.
Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.
Знать: жанры народной музыки.
Г.Свиридов «Пастораль»
П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин»
10
Святогорский монастырь.
Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Му-сорского «Борис Годунов».
Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов»
М.Глинка «Венецианская ночь»
11
«Приют, сияньем муз одетый...».
Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки. Обобщающий урок.
Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Музыка для ОРНИ
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
12
Композитор - имя ему народ.
Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.
Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле.
Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек»
М.Глинка «Жаворонок»
Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»
13
Музыкальные инструменты России.
Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.
Знать:
-названия и тембры народных инструментов;
-состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь: отличать звучание различных музыкальных инструментов.
Народная музыка.
Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов»
( из оп. «Снегурочка»)
14
О музыке и музыкантах.
Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах.
Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.
А.Бородин «Ноктюрн»
( из «Квартета № 2»)
П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»
«В концертном зале».
15
Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.
Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.
Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели.
16
Старый замок.
Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.
Знать: понятия: сюита, романс.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
М.П.Мусоргский
«Старый замок»
( из сюиты «Картинки с выставки»)
Г.Гладков
«Бременские музыканты»
17
Ф.Шопен
Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная.
Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму.
Ф.Шопен «Полонез № 3»
«Вальс № 10»
«Мазурка ля-минор»
«Мазурка фа-мажор»
«Мазурка си-бемоль мажор»
18
«Патетическая» соната Бетховена.
Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.
Знать: понятия:
-музыкальных жанров:
соната, романс, барка
рола, симфоническая
увертюра;
-оркестр, дирижер.
Л.Бетховен
«Соната № 8№ («Патетическая»)
М.Глинка
«Венецианская ночь»,
«День, полный событий».
19
Зимнее утро. Зимний вечер.
Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки.
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
П.Чайковский
«Баркарола»
М.Глинка
«Арагонская хота»
«В музыкальном театре».
20
</<font face="Arial Narrow, serif">М. И. Глинка «Иван Сусанин»
Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.
«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.
Знать:
-процесс воплощения
художественного замысла произведения в музыке;
-содержание оперы.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ музыки.
М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»
21
М. И. Глинка «Иван Сусанин»
Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина.
Знать:
-название изученных жанров и форм музыки.
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
-петь легко, звонко, не форсируя звук.
Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
22
М.П.Мусоргский
Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере.
Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,
«Песня Марфы»
С.Прокофьев «Прогулка»,
«Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский»)
23
Русский Восток.
Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна.
Уметь:
-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;
-проводить интонационно-образный анализ.
М.Мусоргский «Пляска персидок»
( из оп. «Хованщина»)
М.Глинка «Персидский хор»
( из оп. «Руслан и Людмила»)
А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне»)
24
Балет И. Стравинского «Петрушка».
Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.
Знать: - процесс воплощения
художественного замысла в музыке; -значение народного.
праздника - Масленицы.
Фрагменты балета
И. Стравинского «Петрушка»
25
Театр музыкальной комедии.
Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития Обобщающий урок.
Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития
И.Штраус «Вальс»
( из оперетты «Летучая мышь»)
Ф.Лоу «Я танцевать могу»
( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
26
Исповедь души.
Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине
Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
«Прелюдия № 20»,
«Этюд № 12»
27
Мастерство исполнителя.
Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель.
Интонационная выразительность музыкальной речи
Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.
Уметь «сочинять» -
импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения
Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)
Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»
И.Бах «Шутка»
Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»
«О России петь - что стремиться в храм...»
28
Народные праздники.
Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни
Знать понятия: тропарь, волочебники.
Уметь проводить интонационно-образный
и сравнительный анализ
музыки
П.Чесноков «Ангел вопияше»
С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
( из «Всенощного бдения»)
Ф.Шуберт «Аве, Мария»
29
Светлый праздник.
Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник»
Знать понятия: сюита, трезвон.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Знать:
-понятия: гимн, величание
Праздничный трезвон
С.Рахманинов «Светлый праздник»
30
Кирилл и Мефодий.
«Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности
Знать:
-«житие» и дела святых
Кирилла и Мефодия;
-понятия: гимн, величание
Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым.
В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
31
Троица.
Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева
Знать содержание
и значение народного
праздника.
Уметь сочинять мелодию на заданный текст
Троицкие песни,
РНП «Березка»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
32
Музыкальные инструменты.
Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня
Знать:
- историю инструмента
гитара;
- понятия: обработка,
импровизация, переложение музыки; авторская песня.
Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)
П.Чайковский
«Симфония № 4»-фрагм.
33
Музыкальный сказочник.
Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись
Знать художественное единство музыки и живописи.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть
34
«Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргский.
Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины Обобщающий урок.
Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»