- Учителю
- Разработка урока ' Образ любви к Родине русских композиторов'
Разработка урока ' Образ любви к Родине русских композиторов'
Тема четверти "Музыкальный образ"
Тема урока "Образ любви к Родине в музыке русских композиторов"
Музыкальный материал: Колокольный звон; С.В. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2 (фрагмент первой части) - слушание; И. Тальков "Россия" - слушание; Б. Окуджава "Молитва" - исполнение; С.В. Рахманинов "Вокализ" - слушание (фонозапись, труба).
Художественно-педагогическая идея. "То, что отнимает жизнь, возвращает музыка" Г.Гейне.
Линии в драматургии урока. Образы любви к Родине, отражение в музыкальных произведениях русских композиторов-песенников (лирические и эпические, душевные, теплые и восторженные исполненные высокого духа.
Задачи урока:
1. На примере концерта Рахманинова помочь учащимся понять, что без любви к Родине не может быть настоящего композитора, музыканта. Это истинное поэтическое чувство. Почувствовать как с помощью музыкальных средств композитор передает свое душевное состояние: любовь к Родине, ностальгию, веру в себя, надежду на лучшее будущее.
Необходимо. Чтобы ребята осознали, что такая музыка помогает сохранить человеку душевную силу и тепло, так необходимые в наши дни.
2. Песня И. Талькова "Росиия" должна быть осознана в том смысле, что любое истинное признание несет в себе проявление высокого духа, любви к ближнему, сострадание.
3. Необходимо, чтобы ребята почувствовали, что песня Б. Окуджавы оказывает огромное влияние на наш духовный мир. Окуджава говорил: "Песня исповедь автора, разговор по душам". При исполнении необходимо сделать так, чтобы этот "разговор" получился.
4. При исполнении песни "Мой город" согреть ее своей душевной теплотой, силой и она непременно ответит тем же.
5. При слушании "Вокализа" С. Рахманинова обратить внимание на богатый внутренний мир этого произведения. Эту музыку часто называют музыкой покаяния. Каждому покаяние необходимо. Необходимо заглянуть в душу и спросить себя: "А чем она заполнена?" И в этом нам помогает музыка Рахманинова.
Обобщение. Сегодня мы говорили, казалось бы, о простых и хорошо знакомых вещах, но именно в них заключен главный смысл нашей жизни: любовь, вера, надежда. Я хочу. Чтобы ни одно слово, ни один звук, прозвучавшие на этом уроке, не прошли мимо вас, а как доброе семя в доброй земле дали прекрасные плоды.
Оборудование: 1.Фото Ильинского храма.
2. Портрет С.В. Рахманинова.
3. Портрет И. Талькова и Б. Окуджавы.
4. Подсвечник, свечи.
Ход урока
Вход.
А. Пахмутова
"Русский вальс".
Музыкальный эпиграф-звучание Ростовских колоколов (запись)
Вопрос.
Ответы детей.
Вопрос.
Вопрос.
Вопрос.
Ответ.
Вопрос.
Ответ.
Вопрос.
Ответ.
Ученик.
Ученик.
Вопрос.
Вопрос.
Ответ.
Ученик.
Вопрос.
Ответ.
Ответ.
Вопрос.
Ответ.
Ученик.
Вопрос.
Вопрос.
Обобщение.
Выход.
Учитель: Здравствуйте! Тема сегодняшнего урока "Образ любви к Родине в музыке русских композиторов".
На фоне музыкального эпиграфа чтение отрывка стихотворения С. Есенина:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля,
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою беля луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон.
Где-то за дорогой замирает звон.
Только в одной стране мира - в России живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, искусстве.
Почему же мы не можем представить нашу страну без колокольных звонов?
1.Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
2. Звоном оповещали о какой-нибудь опасности.
3. Звоном собирали народ на народное вече.
4. В трагические для Родины дни звонили и призывали народ на защиту Отечества.
5. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью.
6. Есть что-то в колокольном звоне раздольное, богатырское, созвучное душе русского народа. Звон колоколов стал частью жизни души русского человека.
"Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!" - так писал историк из Византии Павел Алеппский.
Колокол сопровождал человека от купели до гроба, поэтому жизнь русского человека тесно связана с ним. Колокол - это символ России, его голос, глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека - открытая и громогласная. Не случайно образ колокола возникает во многих произведениях литературы и живописи, поэтических и конечно же музыкальных произведениях.
Россию невозможно представить без колокольного звона. Каждый любит свою родину, будь это маленькое село или большой город. И сегодня говоря об образах любви к Родине в музыке русских композиторов, мы с вами услышали и почувствовали это. Без любви к Родине не может быть настоящего композитора, музыканта. Это истинно-поэтическое чувство. К таким композиторам относится С.В. Рахманинов - русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С творчеством которого мы уже знакомились, слушая его "Вокализ".
Что такое вокализ? Это пение без слов. Мы сегодня вернемся еще к этому произведению, а пока…
Революционные события 1905 года потрясали всю Россию, взволновали все демократические силы общества, в том числе и передовых музыкантов.
С осени 1906 года до весны 1909 года Рахманинов с семьей прожил за границей в Дрездене, куда уехал в поисках тишины и покоя, необходимых для усиленной композиторской работы. Живя за границей, он летом приезжал в Россию, в Ивановку, но и тогда он стремился жить интересами русской художественной жизни. Разразившуюся мировую войну 1914 -1918 г.г. Рахманинов воспринял как тяжелейшее испытание для всей России, как трагический факт собственной биографии.
Рахманинов не писал музыки связанной с революцией, но как бы далек он ни был от революционного движения, он не мог не отразить в своей музыке революционности, взволнованности, которые царили в ту пору в русском обществе. Именно эти черты, взволнованность и напряженность окрашивают произведения Рахманинова дореволюционной борьбой, в том числе одно из самых лучших - второй концерт для фортепиано с оркестром, фрагмент 1 части которого мы сейчас услышим.
Как набатный колокол звучат аккорды солиста, начинающего эту музыку. А вслед за этими аккордами - драматически-напряженная музыка делится до последних звуков части лишь изредка уступая место лирическим эпизодам.
Запись концерта, которого вы сейчас услышите, сделана самим Рахманиновым, в котором великий талант композитора сочетается с великим талантом исполнителя.
Давайте вслушаемся и постараемся понять и почувствовать как, с помощью музыкальных средств композитор передает свое душевное состояние, любовь к Родине, веру, надежду на лучшее будущее.
(слушание)
Какие чувства заговорили в вашей душе?
Тревога, печаль, боль, сожаление, взволнованность…
Какая была интонация?
Мужественная, сильная, напряженная…
Как вы считаете: могла бы эта музыка сохранить душевную силу, так необходимую в наши дни?
Да, могла.
Тема второго концерта есть не только тема его жизни, но и тема России. Каждый раз с первого удара колокола чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия.
Осенью 1917 года С.В. Рахманинов уехал за границу на гастроли в Швецию. Не поняв исторического значения Октябрьской революции остался за рубежом, некоторое время жил в Париже, окончательно поселился в США.
Последствия этого шага композитор испытывал на протяжении всей жизни. Отъезд из России вызвал почти десятилетнее творческое молчание, факт для композитора трагический. "Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял себя".
Близкие, хорошо знавшие люди вспоминают, что словами о себе и своих переживаниях Рахманинов почти ничего не говорил, полагая, что все скажет своими произведениями.
Судьба России, любовь к Родине, взволновала не только Рахманинова, но и Игоря Талькова - певца, композитора нашего времени. Он считал себя русским патриотом и от того, как скоро люди, населяющие Россию прозреют и потянутся к правде, свету, истине, Богу и будет зависеть судьба России.
Игорь Тальков - звезда эстрады, кумир молодежи, поэт, певец, композитор. Но отношение к нему неоднозначно. Бесспорно одно: Тальков неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покоряет его мелодичная лирика, кому-то близки рок-бардовские баллады, кому-то близки его песни о любви к родной земле, с тревогой за настоящее будущее своего народа, России.
"Все на земле продумано и закономерно. Ничего не происходит просто так, без ведома космического разума" - считал Игорь Тальков, изучая астрофизику и астрологию, увлекаясь философией. Это его глубоко интересовало и волновало. И революцию 1917 года он относит к одной из закономерностей. Сейчас прозвучит его песня "Россия" в его исполнении.
О чем он сожалеет? О чем сострадает? Какое впечатление произвела на нас песня?
(слушание)
- Россию опустили на колени.
-
Она дана на растерзание вандалам.
Он сожалеет, что после революции она утратила величие. Обманутое поколение более 80-ти лет не знало правду о России. Люди жили полу правдой, некоторые факты искажались, , гибли на за что достойные люди больше потому, что они имели свое мнение. Жаль за потерянные годы, запад лидирует, Россия отброшена назад.
Какая интонация была в песне?
Призывная, напряженная, заставляет задуматься о прошлом.
Но несмотря на это, автор любит свою Родину, надеется на лучшую достойную жизнь в России, надеется на новое поколение, что оно будет уважать свою страну и гордится ею.
Любое истинное произведение несет в себе проявление высокого духа, любви к ближнему, сострадание. Нельзя быть не честным, если хочешь быть понятым. Так вот и сила творчества Талькова в его честности. Он не писал и не пел о том, что не чувствовал, при этом в его песнях не просто мысль, облаченная в стихотворно-музыкальную форму, в них его душа.
Вечером 6 октября 1991 года, примерно в 16 часов 30 минут, в спортивно-концертном зале "Юбилейный" в г. Санкт-Петербурге,прогремели роковые выстрелы. Был убит Игорь Тальков. Теперь многое, что он говорил оказалось пророческим.
"И вот предстал ты перед Богом,
Князь Игорь -
Песни русский князь.
За нашу Родину молясь,
Ему поведаешь о многом.
Не защитил тебя народ,
Ни подвиг русского солдата
Высок был в душах твой полет
И место в сердце было свято".
Игоря Талькова считали бардом, а бард как нам известно - это…
Это человек, выражающий с помощью музыки и слов то, что его волнует. Мы с вами не раз обращались к бардовским песням, давайте вспомним их авторов.
Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Татьяна и Сергей Никитины, Олег Митяев, Булат Окуджава.
Хотелось бы вспомнить песни Б. Окуджавы, которые мы знаем.
"Надежды маленький оркестрик", "Нам нужна одна победа" из к/ф "Белорусский вокзал", "Молитва".
18 июля 1997 года Москва прощалась с поэтом и прозаиком, музыковедом, певцом, одним из основателей жанра бардовской песни. Булатом Окуджавой. Он умер в Париже, вдали от России, но песни и стихи у нас знали, любили и любят сейчас.
Каждый поэт - это явление не только литературное, но и музыкальное.
Несравненен симфонизм Пушкина. Пушкин - это огромный оркестр, включающий в себя все музыкальные инструменты. Тютчев по сравнению с Пушкиным - фортепьянен, Некрасов - струнный оркестр, Маяковский - это трубы и ударные инструменты.
Если бы Окуджава не сочинял музыку и не пел своих песен под гитару, в них все равно бы чувствовалось незримое звучание гитарных струн. В основе его лучших произведений - высокий романтический лиризм, лишь ему свойственная интонация, глубокая, серьезная внутренне.
"Песня - исповедь автора, разговор по душам", - говорил Б. Окуджава.
Нет на свете лучше инструмента
Голоса, что музыкой живет,
Нет для сердца лучшего момента
Если хор возвышенно поет.
Будто бы звучат органа трубы
Тело так людей напряжено
О своем о чем то шепчут губы,
Что с молитвою сопряжено.
И сейчас хотелось бы вспомнить и исполнить песню "Молитва" Б. Окуджавы и вместе с автором пережить глубокую веру в высшую силу, заботу прежде всего обо всех, а потом о себе.
( исполнение)
Спасибо, мне кажется у нас получилось.
Сегодня стали крылатыми его слова "Давайте понимать друг друга с полуслова". Эти добрые слова близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение.
Тема любви к Родине звучит в песнях и у композиторов нашего города, с которыми нам приходилось встречаться.
Давайте вспомним?
Н.Д. Оладов "Нерехта мой городок", А.В. Громов "Мое село", "Шли солдаты к Берлину", С.Н. Красильников "Мой город".
Красивая, задушевная мелодия песни "Мой город" тронула сердца многих нерехтчан. Хочется чтоб при исполнении вы согрели ее душевной теплотой. Сочиняя эту песню Сергей Николаевич Красильников не забыл и нашу Ильинскую церковь с тихим колокольным звоном.
(исполнение)
Спасибо, вы постарались. Несомненно песня вам нравится и вы сопереживаете вместе с автором.
Сегодня наш урок начинался с музыки С.В. Рахманинова. Речь шла о любви к Родине и завершая разговор об этом, хочется закончить наш урок музыкой все того же великого композитора.
Сейчас прозвучит знаменитый "Вокализ" С.В. Рахманинова. Прошу обратить внимание на богатый внутренний мир этого произведения. Вокализ был посвящен знаменитой певице того времени Антонине Васильевне Неждановой.
Если раньше мы слушали "Вокализ" в исполнении голоса, то сегодня мы услышим его в исполнении медного духового инструмента трубы. Эту музыку часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо каждому и в этом нам поможет музыка Рахманинова, которая поможет заглянуть в собственную душу и ответить на вопрос: чем она заполнена?
Какое впечатление произведет на вас музыка? О чем заставит задуматься?
(слушание)
Сегодня на уроке мы говорили, казалось бы о простых и хорошо знакомых вещах, но именно в них заключен главный смысл нашей жизни: вера, надежда, любовь.
И хочется верить, чтобы на один звук, ни одно слово, прозвучавшее на этом уроке, не прошли мимо вас и как доброе семя в доброй земле дали прекрасные плоды.
Спасибо за урок. До свидания.
"Русский вальс" А. Пахмутовой.