7


  • Учителю
  • «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир» 3 класс

«Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир» 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок музыки в 3 классе по программе Сергеевой и Критской, разработан по методичкам авторов. Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».Цель урока: Образы героев в музыке и церкви. Задачи урока:1.   Рассказать о княгине Ольге 2.   Расширять слушательс
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».

Цель урока: Образы героев в музыке и церкви.

Задачи урока:

  1. Рассказать о княгине Ольге

  2. Расширять слушательский опыт.

Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге, новогодние песни.

Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.

Проблема урока: Кто такие святые?

Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки.

Дополнительный материал: презентация, видео материалы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа с презентацией.

  • В начале этого урока рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые - благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют (прослушают) главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы.

  • Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этих уроках.

  • Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых - княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа - апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

  • Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.

  • В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе - все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.

Информация для учителя

Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы - огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело - обращение русских в православную веру.

Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога - Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.


Дополнительная информация


Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее - князь Владимир - крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев - рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Баллада о князе Владимире (отрывок)

…По лону Днепровских сияющих вод,

Где празднуя жизни отраду,

Весной все гремит, и цветет, и поет,

Владимир с дружиной обратно плывет

Ко стольному Киеву-граду.

Всё звонкое пташство летает кругом,

Ликуючи в тысячу глоток,

А князь многодумным поникнул челом:

Свершился в могучей душе перелом,

И взор его мирен и кроток.

Забыла княгиня и слёзы и страх;

Одеждой алмазной блистая,

Глядит она, с юным весельем в очах,

Как много пестреет цветов в камышах,

Как плещется лебедей стая,

Как рощи навстречу несутся ладьям,

Как берег проносится мимо,

И, лик наклоняя к зеркальным водам,

Глядит, как её отражается там

Из камней цветных диадема.

Плывет и священства и дьяконства хор

С ладьёю Владимира рядом;

Для Киева синий покинув Босфор,

Они оглашают Днепровский простор

Уставным демественным ладом.

Когда ж умолкает священный канон,

Запев зачинают дружины,

И с разных кругом раздаются сторон

Заветные песни минувших времен,

И дней богатырских былины.

Так вверх по Днепру, по широкой реке,

Плывут их ладей вереницы,

И вот перед ними, по левой руке,

Всё выше и выше растет вдалеке

Град Киев с горой Щековицей.

Владимир с княжого седалища встал,

Прервалось весельщиков пенье,

И миг тишины и молчанья настал,

И князю, в сознании новых начал,

Открылось новое зренье:

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,

Почуялась правда Господня;

И брызнули слёзы впервые из глаз,

И мнится Владимиру: в первый он раз

Свой город увидел сегодня.

Народ, издалёка их поезд узнав,

Столпился на берег, и много

Скитавшихся робко без крова и прав

Пришло христиан из пещер и дубрав

И славят Спасителя Бога.

И пал на дружину Владимира взор:

«Вам, други, доселе со мною

Стяжали победы лишь меч да топор,

Но время настало - и мы с этих пор

Сильны еще силой иною!

Что смутно в душе мне сказалось моей,

То ясно вы ныне познайте:

Дни правды дороже воинственных дней!

Гребите же, други, гребите сильней,

На вёсла дружней налегайте!»

Всшипела под полозом, пенясь, вода,

Отхлынув, о берег забила,

Стянулась быстро ладей череда,

Передние в пристань вбежали суда,

И с шумом упали ветрила.

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон,

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!

А. К. Толстой


Величание - это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.


Величать - значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.


Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.


Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.


Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал